Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108596

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4. Избирательное внимание. Беседуя с приятелем или клиентом, внимательно отмечайте все прозвучавшие темы. Выберите интересную для вас тему и развейте ее. Затем вернитесь к другой теме разговора и сделайте то же самое. Вы обнаружите, что с помощью вашего избирательного внимания можно направлять ход разговора. Это очень важный навык, необходимый каждому психологу.
5. Наблюдение за влиянием. Выберите для наблюдения человека, способного оказывать влияние на других. Это может быть друг, знакомый или телеведущий. Обратите внимание на его вербальные и невербальные приемы, когда он старается донести до вас свою точку зрения или повлиять на кого-нибудь.
б. Влияние: упражнение на достижение цели. Зайдите в универмаг и используйте приемы неэффективного воздействия (смотрите вниз, отворачивайтесь от продавца, мямлите) и заметьте, как вас будут обслуживать (если вообще будут). Попробуйте позитивный стиль и обратите внимание, как вас встретят. Это упражнение повторяйте в любой ситуации, когда вы чувствуете себя дискомфортно или скованно.

ИНТЕРВЬЮ С МИСТЕРОМ С.
Квалифицированный психолог или терапевт должен знать КАК он воздействует на клиента. Один из путей к более интенциональному* и более эффективному консультированию — это тщательный анализ своего собственного стиля поведения. Следующее интервью проводилось Джоан Грисволд; оно показывает, как можно помочь клиенту за один короткий сеанс. Из этого примера ясно, что знание освоенных вами микротехник поможет вам довольно четко описать свое поведение во время консультации.
* Интенциональность — понятие, характеризующее направленность сознания на предмет. Своеобразие множества психических переживаний, заключающихся в определенном способе отношения сознания к предмету. Фил. Энциклопедия, М., 1962 г. Т. 2.

Кроме того, здесь показано соединение микротехник. И теории в целях положительного изменения клиента. Важным является то, что эта беседа действительно была и что она изменила —жизнь клиента. Очевидно, даже в 72 — летнем возрасте возможности психологического роста и совершенствования еще не исчерпаны. Любой человек отзовется на эффективную психологическую помощь.
Дополнительная информация о психологе. К моменту проведения интервью Джоан Грисволд была замужем за 54-летним психотерапевтом, который работал над кандидатской диссертацией в психиатрической лечебнице в Массачусетсе. Она имела степень бакалавра в 22 года и до того, как вышла замуж, четыре года работала медсестрой. За несколько последних лет Джоан вырастила 4-х детей. Она активно занималась общественными делами. У нее были различные хобби от вязания и чтения до написания коротких юмористических рассказов. Когда ее дети 1 подросли, она занялась добровольной работой в психиатрической клинике, участвовала в программах по адаптации эмигрантов. Это снова привело ее в колледж. Интервью, проведенное с мистером С., было записано как часть курсового задания по теории и методикам психотерапии.
Далее в этой книге мы будем возвращаться к фрагментам этого интервью, поэтому стоит познакомиться с ним и с системой классификации методик, приведенной в данной главе. Для начала просто прочитайте текст интервью. Обратите внимание на комментарии Джоан и понаблюдайте, как воплощаются в беседе пять этапов из второй главы. Позже мы вернемся к более детальному анализу методик.
72-х летний мистер С. — вдовец. Он бывший почтальон и пришел на консультацию в Агентство для пожилых граждан с жалобой на депрессию и “неспособность что-то начать”. Это вторая беседа.

1 стадия: Взаимопонимание/структурирование.
С первых семи фраз Джоан быстро установила отношения доверия с клиентом. Каждый психолог устанавливает контакт с клиентом очень индивидуально. У Джоан раппорт достигался через грамотное применение навыков внимания — через визуальный контакт, тон голоса, позу и словесное сопровождение. Те микритехники, которые использовала Джоан, помечены в ее комментариях. Слова клиента часто тоже классифицированы, чтобы можно было отметить специфику воздействия психолога. (Далее: Джоан сокращается как Д, мистер С. — просто С)
1. Д: Можно, мы запишем нашу беседу? (закрытый вопрос)
2. С: Конечно, пожалуйста. Очень важно предупреждать клиента, что ведется запись.
3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь. (обратная связь)
4. С: Сегодня я чувствую себя лучше.
5. Д: Вы хорошо сегодня выглядите, и это меня радует. Что произошло со времени нашего первого разговора? (рефлексия чувств, самораскрытие, открытый вопрос)
6. С: Мне лучше, потому что я наконец-то занялся теми проблемами, которые раньше просто бросал, не решив. Теперь я немного расслабился.
Комментарий Д: Пожалуй, будет полезно спросить мистера С., что конкретно у него пошло лучше. Такой акцент даст более основательную базу для дальнейшего разговора.
7. Д: Вы более спокойны, ваше состояние улучшилось. Я испытываю чувство облегчения. Я правильно поняла, что вы принялись за неоконченные дела? (отражение чувств, пересказ с интерпретацией)
8. С: Пожалуй...
Комментарий Д: м-р С. почувствовал дискомфорт в этом месте и это меня удивило. Поэтому я вернулась к конспекту предыдущей беседы, чтобы сориентироваться в возможных альтернативных вариантах действия. В п. 7, я не была понята м-ром С.
9. Д: В прошлый раз мы обсуждали то давление, которому вы подвергались с разных сторон. Ваша сестра, старые друзья, разные проекты, а в действительности — все тяготы жизни. Они развили в вас привычку все делать сначала для других, а потом уже для себя. Вам бы хотелось думать о себе как о жизнерадостном человеке, без чувства постоянной подчиненности планам других людей. Я восхищаюсь вашей. силой и преданностью семье — вырастить детей, заботиться о больной жене, сейчас вы помогаете своей золовке-инвалиду. Я рада, что узнала вас и рада, что ваши дела пошли лучше. (резюме) (обратная связь, самораскрытие)
Комментарий Д: Резюме прошлого разговора и обратная связь, похоже, подействовали на м-ра С. Он распрямился и улыбался, когда я говорила. Увидев это, я решила, что мы установили нужный раппорт и можем приступать к следующей фазе — сбору фактов. Следующие два вопроса относятся к очередному этапу консультации — Можете ли вы подробнее рассказать о том, что с вами случилось, что стало лучше? (открытый вопрос)
2-я стадия: Сбор информации.
Легко заметить, что границы между двумя стадиями довольно условны, ведь клиент с психологом идут от стадии к стадии, Возобновляя, если это необходимо, сбор информации. В данном разделе вам следует обратить внимание на то, что Джоан уделяет большое внимание не только проблемам клиента, но и его ободрению, используя позитивную обратную связь. Для определения Проблемы она использует навыки внимательного выслушивания.
10. С: К примеру, я стал больше общаться в последнее время. Когда жена умерла, я вообще ни с кем не виделся. Сейчас я немного оправился и чувствую себя получше — особенно когда действую без принуждения. Но те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня делать больше, чем я хочу. А я не знаю, как им отказать. Они слишком много от меня хотят, и я, пожалуй, перестану следовать их советам только для того, чтобы отвлечься от мыслей об умершей жене... Хотя я так одинок.
Комментарий Д: Здесь клиент в сжатой форме обобщает сущность проблемы. Его жена умерла, он чувствует себя одиноким. Люди приходят к нему на помощь, но у него двойственное отношение к ним: с одной стороны, он хочет жить сам по себе, с другой — быть с людьми, чем-то занятым. В конце концов, он не может решиться ни на что. Дальше можно идти разными путями, но Д. решила остановиться на чувствах.
11. Д: Как я вас поняла, вы сейчас чувствуете себя одиноким. (рефлексия чувств)
12. С: Да!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Профессия психолог
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Микаэлян Л.Л. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Усатова. Экстренное психологическое консультирование по телефону.
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Шарфф Д. Игровая семейная терапия.
  • Счастье в браке зависит от женщины
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах
  • Невович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия.
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь