Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14528

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Благодаря тому, что процесс был прерван, интенсивность симптомов обычно уменьшается, физическое состояние стабилизируется и приходит в норму, и вы, получив эту новую информацию, можете приступать к новой серии интервенций и внутренних образов и исследовать результат. Спросите клиента, хочет ли он продолжать работать в этом месте дальше. Благодаря пережитому процессу и, прежде всего, если вы спокойно его сопровождали, он на собственном опыте убедился втом, что, даже если могут появиться сильные чувства и тяжелые физические состояния, они достаточно быстро проходят и в принципе никакой реальной угрозы не представляют.
Гипервентиляция и паническое дыхание
Иногда у клиента начинает сводить руки и ноги, возникает ощущение, что область вокруг рта стала ворсистой, зудят кисти рук и кончик носа. У него может закружиться голова, появиться боль или ощущение стеснения в области сердца. Все это типичные признаки гипервентиляции. Эти симптомы могут появиться, если клиент не привык к постоянному глубокому дыханию, и не представляют для него опасности. Если он начнет дышать более поверхностно, то через несколько минут эти проявления исчезнут. В крайнем случае, т. е. если симптомы гипервентиляции настолько сильны, что внушают опасения, рекомендуется дать клиенту подышать в пакет, чтобы содержание кислорода во вдыхаемом воздухе быстро уменьшилось, а содержание углекислого газа возросло. Если благодаря вдыханию «использованного» воздуха содержание кислорода в крови нормализовалось, симптомы гипервентиляции проходят.
Если у клиента началось так называемое паническое дыхание, если он спонтанно слишком быстро, глубоко и бурно дышит, призовите его дышать медленнее, легче и не так глубоко, чтобы тело могло прийти в нормальное состояние. Если он будет вдыхать и выдыхать через нос, объем дыхания тоже уменьшится. Вы можете сами громко и медленно дышать, сопровождая своим дыханием дыхание клиента и подавая ему хороший пример. Или, если он не против, положите одну ладонь ему на спину, а другую на верхнюю часть грудной клетки и мягко поддерживайте его в спокойном и равномерном вдыхании и выдыхании15.
«Сопротивление»
Так называемое сопротивление проявляется в сознательных или бессознательных колебаниях клиента или в форме давно, возможно, всю жизнь знакомых ему симптомов или моделей. Сопротивление может выражаться в таких физических симптомах, как внезапная боль, головокружение или возбуждение, которые либо прерывают терапевтический процесс, либо настолько отвлекают внимание на себя, что продолжать заниматься предыдущей темой уже невозможно. Также неожиданно могут возникать психические процессы: эмоции, сильные чувства, страх, состояния затемнения сознания или непроницаемый туман в голове. Иногда клиент просто отказывается следовать нашим предложениям.
Эти проявления сопротивления можно рассматривать как знак того, что в терапевтическом процессе мы приближаемся к критическим зонам. Мы можем понимать их как вторичные движения, т. е. как стратегии преодоления, которые закрывают доступ к первичным чувствам или движениям. Они помогают клиенту сохранять контроль над развитием процесса и интенсивностью своих чувств. Возможно, терапевт не приспособился к скорости клиента и действует слишком быстро, и поэтому клиент, обычно бессознательно, его отвлекает и тормозит. Любой нажим, любое подталкивание в выбранном направлении будет усиливать его сопротивление и симптоматику. Это похоже на то, как будто мы уже готовы сделать второй шаг, в то время как клиент еще не сделал первый.
«Медлительные» клиенты
Некоторым клиентам требуется много времени, чтобы выстроить, рассмотреть и описать свои внутренние образы. Часто бывает не понятно, к чему приковано внимание клиента. Особенно в случае расстановки в воображении мы можем судить о внутреннем процессе клиента только на основании его физических реакций и описываемых им образов. Нужно уметь понять, с чем связано его молчание: то ли он внутренне занят своими процессами и пока не нашел или не выстроил образ, то ли ему трудно выразить словами свое восприятие, то ли он ушел в старую модель оцепенения, затемнения сознания или разрыва контакта с внешним миром, откуда ему сложно выбраться в одиночку.
Пример
Вы начали первое упражнение: «Представьте себе, что перед вами стоит ваш отец и смотрит на вас». Через некоторое время вы спрашиваете: «Как он на вас смотрит?», а клиент не отвечает. Если визуализированный персонаж, здесь отец, сам с кем-то или чем-то переплетен, и эта связь сильнее, чем связь с сыном или дочерью, например, из-за ранней потери одного из родителей или из-за тяжелых жизненных событий, то в расстановке этот человек стоит отвернувшись либо чувствует импульс покинуть помещение. В воображении эта динамика часто проявляется в том, что этот человек неосязаем, его не удается увидеть перед своим внутренним взором. Чтобы помочь клиенту сформулировать ощущения, его можно спросить: «Вы не можете его увидеть или это трудно описать?» Чаще всего клиент отвечает на этот вопрос, но если он и дальше не вступает с вами в контакт, спросите его: «Вы меня слышите?»

Если клиент перестал реагировать
В некоторых ситуациях имеет смысл прервать или совсем прекратить происходящий у клиента процесс. Скорее это может случиться с клиентами, у которых недостаточно сформированы структуры «я» и которые в клинической сфере получают тяжелые диагнозы. Однако иногда совершенно спонтанно возникают состояния, которые затрудняют нормальный ход работы и оттягивают все внимание на себя. Обычно они имеют смысл в динамике клиента, иногда они появляются и исчезают без видимых причин.
Если контакт между вами и клиентом прервался и клиент совершенно перестал реагировать, нужно проявить осторожность. Поскольку можно предположить, что реакция клиента связана с вашими интервенциями, лучше сразу же их прекратите. Смените уровень. Сохраняйте спокойствие, сделайте выдох и выведите клиента из его внутреннего образа, который вызывает данную симптоматику. Если клиент оказался во власти настолько сильных чувств или физических симптомов, что они представляются вам слишком серьезными для ваших ресурсов, закончите расстановку и помогите ему вернуться в нормальное состояние, которое ему хорошо знакомо. Вы можете вернуть клиента в общую реальность на разных уровнях: словами, провоцируя его реакцию или установив с ним контакт через его тело. Главное, постоянно следите задыханием: клиента и своим собственным.
Первые попытки будут нацелены на то, чтобы через разговор снова войти в непосредственный контакт с клиентом. Задавайте вопросы, давайте указания, что-то предлагайте и наблюдайте, в какой момент вы получите реакцию. Займитесь его дыханием и дайте ему указание его изменить: «Что, если вы сделаете глубокий выдох?» и посмотрите, последует ли реакция. Задавайте вопросы с интересом, не боясь и не давя: «Вы меня слышите?» или: «Как вы сейчас воспринимаете себя физически?» Если он погружен в свои внутренние процессы: «Где вы сейчас находитесь?»
Также можно попытаться спровоцировать спонтанную физическую реакцию. Встаньте и пригласите клиента тоже встать: «Пойдемте», и протяните ему руку. Если это не поможет, установите с ним физический контакт. Дотроньтесь до него, положите руку ему на плечо или возьмите его за обе руки. Попросите его посмотреть на вас, т. е. открыть глаза, если они у него закрыты, и оставить позади одолевающие его внутренние образы и процессы. Если он открыл глаза, но по-настоящему вас так и не видит, спросите его, видит ли он вас. Если нужно, задайте этот вопрос несколько раз, пока не почувствуете, что вас видят. Если он слишком быстро дышит, замедлите темп его дыхания; если он задерживает дыхание, велите ему выдыхать.
Зачастую подобный опыт не является для клиента чем-то новым. Это старая, известная ему модель, которую вновь активировала интенсивная конфронтация. Поговорите с клиентом о его опыте в отношении этой модели. Откуда он ее знает? Как давно она присутствует в его жизни? В каких ситуациях возникает? Спонтанно или в ситуациях, похожих на эту? Всегда ли пусковым стимулом служит одно и то же, один и тот же человек, похожее настроение?
Если в расстановке клиент стоит, например, перед своим отцом и симптоматика не ослабевает, отверните его или соберите с пола листы бумаги и тем самым закончите расстановку. Верните его из представлений обратно в тело, чтобы он снова чувствовал и воспринимал себя самого. Дайте ему ощутить свое тело и испытать его функциональную способность, активировав его каналы чувств: установите с ним физический и зрительный контакт, поговорите с ним, и пусть он подтвердит, что он вас слышит и видит. Также вы можете попросить его изменить положение тела: если он сидит, пусть встанет, если стоит — сядет, либо пройдитесь с ним по помещению или даже выйдите с ним за дверь.
Если клиент снова обрел физическую и психическую стабильность, вы можете спросить его, хочет ли он продолжать в этом месте дальше. Проверьте, готовы ли вы к этому сами. Если вы собираетесь отправиться в тот же образ и возобновить процесс или динамику, двигайтесь маленькими шагами.
Обычно тяжесть симптоматики уменьшается в той мере, в какой клиенту удается создать альтернативную модель преодоления. Повторение, выход и выдерживание создают прочную модель внутренней безопасности. Клиент на собственном опыте убедился, что он в состоянии выйти из тяжелой ситуации целым и невредимым. В будущем ему будет легче в нее войти, так как он уже знает последствия и может оценить, какую форму они принимают, с какой интенсивностью проявляются и что он может сделать, чтобы «по-хорошему» справиться с этой ситуацией.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Притча «Чтобы клиент вернулся»
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Притча «В парикмахерской»
  • Притча «Лучший клиент»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Притча «Всегда ли прав клиент?»
  • Желнова М. Психоаналитический взгляд на практику в Онкологическом Центре
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Притча «О вопросах»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Притча «Про парикмахера»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «Получасовая лекция»
  • Притча «Язык любви»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Шесть, живущих в одном»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Притча «Любовный недуг»
  • Коммуникативная дистанция между психотерапевтом и клиентом, опыт работы в Онкоцентре
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Таро – искусство задавать вопросы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь