|
Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей.Категория: Бизнес-психология, Тренинги | Просмотров: 27778
Автор: Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X.
Название: Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 45
3. Теперь осознанно воспримите все слышимые сейчас звуки, голоса, музыку или шум — проезжающего автомобиля, гул голосов вдалеке, тиканье часов и т. д. Ка-кие звуки вам нравятся больше всего? Какие звуки вызывают приятные внутрен-ние чувства? Может быть, звук гонга в аэропорту напоминает вам о монастыре в Тибете, гул голосов — о беззаботном солнечном выходном дне на пляже. Дайте волю своей фантазии! 4. Осознанно подумайте о своем теле. Какая часть тела чувствует себя сейчас са-мой здоровой? Обратите внимание на то, чего обычно вы не замечаете, например на толстый палец ноги, ткань одежды на плечах или на кончик носа, ремешок часов на запястье. Почему эта часть ощущается вами как самая здоровая? Это ощуще¬ние связано с определенной температурой, приятной тяжестью или легкостью, состоянием покоя или также нервозности? О каких красивых картинах или местах напоминают вам эти ощущения? 5. Теперь совершите путешествие в мир запахов и вкусовых ощущений. Хотя сейчас вы не чувствуете никакого особенного вкуса, создайте внутреннее ощущение вкуса и запаха. Не думайте сейчас о таких коммерческих ароматах, как духи, думайте, на¬пример, о запахе только что испеченного хлеба или скошенной травы. Откройте для себя свои пристрастия: плоды, напитки и ароматы (ванили, мяты и т. д.). Рекомендации к упражнению: ► Не пытайтесь судорожно отогнать неприятные ощущения. Целенаправленно используйте ассоциации, чтобы двигаться от неприятных ощущений к пре-красным и расслабляющим мыслям. Может быть, в одной из всех этих авто-машин, чей шум вам мешает, едет семья, которая уже сегодня вечером ока-жется в чудесном курортном местечке. Как оно выглядит? Так помеха в восприятии станет элементом фантазии, питающей вас энергией. ► Это упражнение можно выполнять не только в расслабленном положении лежа, его можно также интегрировать в повседневную профессиональную жизнь. Вы можете незаметно выполнять его на конференции, так что никто и не догадается, чем вы занимаетесь. Даже во время поездки на автомобиле вы можете за рулем выполнять отдельные элементы упражнения, вместо того чтобы слушать радио или разговаривать со своим спутником. 46 • Самокоучинг Цели и организм: физиология цели Когда мы успешно достигаем поставленной цели, это событие приводит нас в чрезвычайно положительное ментальное состояние, которое очень точно ха-рактеризуется выражениями: «Я мог бы обнять сейчас весь мир» или «свернуть горы». Эти предложения описывают психическое состояние полноты сил после достижения успеха. Для сравнения осознайте огромное отличие от следующего образа: «У меня работы выше головы». В отличие от первого состояния, этим предложением вы низводите себя до маленького существа. Уже при одной мыс¬ли о работе плечи и руки опускаются. Не существует таких психических состоя¬ний, которые не сопровождались бы соответствующим физиологическим состо¬янием. Физиологическими «программами» нашего организма являются, например, кровообращение, сердцебиение, осанка, мышечное напряжение и об¬мен веществ. Так психическое состояние подъема сил (можно обнять весь мир) может автоматически сопровождаться глубоким дыханием. В легкие и, в конеч¬ном счете, в мозг при этом поступает больше кислорода. Это облегчает креатив¬ное и новаторское мышление. Отражение психического самочувствия в физиологии называется психофизио-логическим состоянием. В терминологии НЛП психофизиологическое состоя¬ние успешного человека называется физиологией цели. На своих семинарах мы учим руководителей уже при планировании целей интенсивно приходить в пси-хофизиологическое состояние достижения цели. Потому что в таком психо-физиологическом состоянии мозг по своим органическим возможностям спосо¬бен решать проблемы, стоящие на пути к достижению цели. Психические состояния тесно связаны с обменом веществ в мозге. Для проведения раздраже¬ний между клетками головного мозга необходимы определенные, продуцируе¬мые в организме химические вещества, нейромедиаторы. Их состав определяет актуальную мыслительную способность человека. Способность к оптимально¬му мышлению необходима для достижения личных или профессиональных це¬лей уже на первом этапе планирования целей — даже если успех будет достиг¬нут намного позже. Взаимосвязь между физическими ощущениями и интеллектуальными ресурса¬ми мы поясним на одном примере из повседневной жизни. Вы могли бы сейчас спонтанно рассказать какой-нибудь анекдот? Вероятно, вы вспомните один или два анекдота, а может быть, не вспомните ни одного. Если же в кругу друзей вы станете свидетелем того, что один из присутствующих начнет рассказывать анек-дот, то вы и другие собеседники, смеясь, вспомните другие анекдоты. Может быть, вы расскажете десять анекдотов, которые сейчас, при чтении, не приходят вам в голову. Только когда вы и другие люди находятся в «психофизиологическом состоянии анекдотов» (все шутят, смеются), мозг открывает шлюзы «архива анекдотов». В «психофизиологическом состоянии чтения» (вы сидите, лежите, Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 47 дышите ровно, серьезно и внимательно думаете) мозг уже чисто органически не вызывает в памяти анекдоты. Психофизиологическое состояние цели не обязательно всегда является радост-ным переживанием. Так, например, одна клиентка очень хотела уметь убедитель-но говорить «нет» в тех случаях, когда другие требовали от нее невозможного. Когда она ментально переместилась в состояние ограничения, отказа, она и внеш¬не произвела неприступное, надменное впечатление. Следовательно, психофи¬зиологическое состояние цели развивается соответственно желаемому успеху. Целевой менеджмент находится в центре внимания метода самокоучинга. Хо¬роший самостоятельный коучинг или коучинг под руководством тренера озна-чает интенсивную ментальную тренировку физиологии цели. Для этого, как по-кажут следующие главы, необходимо использовать мышление и речь. Целевой менеджмент — учиться обгонять проблемы Важным признаком теории и практики метода самокоучинга является ориента¬ция на достижение цели. Перемещение фокуса мышления в направлении цели не означает уничтожения текущего состояния (Present-State), связанного с на¬личием проблем. Любой путь к цели начинается в исходной точке. Первым условием для быстрого «отправления в путь» является постановка цели или определение желаемого состояния (Desired-State). Это относится не только к результатам производственной деятельности, но и к личным целям, которых вы хотите достичь. Чтобы ощутить достижение цели, вы должны уметь уже в исходной ситуации ментально ощущать успех. Только тот, кто чувствует себя преуспевающим, может мысленно представлять себе успех. Четкая постановка цели является для мозга надежным навигатором на пути к переменам. Давайте еще раз осознаем: вы хотите с помощью самокоучинга пу¬тем целенаправленного «использования мозга» сами управлять своим автобусом. Для достижения этой цели вы должны знать и научиться использовать функции мозга, направленные на обработку восприятий. Для четкого определения цели важно знать, что мозг спонтанно обрабатывает отрицание не так, как хочется человеку (слово «нет», например). Проведите тест: пожалуйста, не думайте сей¬час о большом слоне. И совершенно спонтанно ваш мозг представит вам образ этого большого серого животного. Именно таким образом вы делаете из про¬блем слонов, которые непоколебимо стоят на пути к успеху и мешают видеть цель. Подумайте о том, как часто вы формулируете для своих сотрудников цели, используя отрицания: «Я ни в коем случае не хочу, чтобы это вызвало такие или такие последствия» или «Пожалуйста, избегайте...». 48 • Самокоучинг Психологи и педагоги уже давно говорят о том, насколько неверно говорить ребенку: «Осторожно, ты сейчас упадешь. Не споткнись!» В тот момент, когда произносится слово «спотыкаться», ребенок должен сначала попять, что это соб-ственно такое «споткнуться». Мозг включает всю информацию, запрограмми-рованную в нем по теме «спотыкания». «Ага, ноги надо передвигать так неуклю¬же, чтобы они зацепись за камень на дороге!» Л поскольку мысли о физической реакции и ее фактический запуск управляются одним и тем же отделом мозга, то ребенок немедленно спотыкается. Мышечный тонус, реагируя на мысли, рас-слабляется, и ребенок недостаточно высоко поднимает ногу. В этом примере мы имеем дело не с магическим явлением, а просто с неправильным программиро-ванием мозга. Происходит как раз то, от чего ребенка хотели уберечь. Прежде чем мозг сможет организовать достижение цели, эта цель должна быть сначала в нем запрограммирована. Программирование должно быть максимально «угодным мозгу» и предельно точным -- не только сами внутренние образы, но и качество этих образов влияют на достижение успеха. Одних образов, конечно, совершенно недостаточно, «правильно» запрограммировать необходимо также физическое ощущение и прежде всего формулировки, определяющие состояние достижения цели. Как правило, на пути к цели стоят барьеры и блокады, которые мы называем проблемами. Поэтому успешное программирование включает в себя и анализ возможных отрицательных последствий, которые потенциально могут возник¬нуть при достижении цели. Но слишком интенсивное занятие проблемами таит в себе опасность столь глубокого погружения в мир проблем — в психофизиоло¬гическое состояние проблем, что мозг станет думать исключительно о нагромож¬дении сложностей. Это приводит к «тупиковому мышлению», к «пробуксовке» (Stuck-State) — мозг уже не в состоянии целенаправленно думать о решениях. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|