|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37606
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам1.
Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. 1 Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985. С./116. 42 ■ Гпаяа г. Психология общения ной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на пещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмнатпн принимает! но нпиманпс линия повелении партнера. субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения. Рефлексия — это осознание индивидом того, какой воспринимается партнером но общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга. Эффекты межличностного восприятия Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как ни([юрмация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и харакгс|хктогнческис черты личности партнера по общению. Эта причинная иитерщкггация повеления наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слот» «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия. На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией. Г. М. Андреева сделала вывод о том. что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия |7, с. 426|. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фпкещювать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания. Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М Андреева, при Ме^^носткая перцепция (Восприятие «юя^ми яруг др>»а) ■ 43 формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. /V Бодалева (12|. Так. двум группам студентов была показана ект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация. Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизаи/ией. Стереотипнзация - это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереопшов). Стереотипнзация появляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип — это упрошенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, при надлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека. Стереотипнзация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, пс/шичности н новизны. В межличностной перцепции стереотипнзация выполняет две основные функции: 1) поддержание идентификации; 2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителя!, rex или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизацня в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129). С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя - на- зндател и». С другой сто|юны. это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основс прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным. Иежяичмос 1 мая перцепция (восприятие людьми друг друга) ■ 45 Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регулято- рон — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви. Социальная аттракция это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. • » » Взаимопонимание партнерш по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных орнсн- тацнй, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок. черт характера и т. и. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваткя в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т начальная буква слона «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом. Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при ны. все составные части общении (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловлен но. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы н приемы, позволяющие наилучшим обрззом совершенствован, процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологическою взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном — коммуникативную и перцептивную. По мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности. Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания щк-дпо- лагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и пси- Методи психологического воадеЛсии* ■ 47 хологичеекпх воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействии. Убеждение это система слоиесно-ирслмстных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектив;», которая обеспечивает доброжун.нос принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых. Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными. творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лип. придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь не проживешь». «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п. Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказателмтм) и некоторые другие. 11рн проведении этих (|юр.м убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффектин- ными при нахождении убеждаемой» в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает :х|и|>ект психологического воздействия. Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма но товародвижению — маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность. При доказательстве может быть допущена логическая ошибка — совмещение тезисов. Например, надо доказать, что Петров — опытный маркетолог, а выбраны аргументы, что Петров — старейший про- изволствеиннк. Другой ошибкой в доказательстве является «круг* (круг в доказательстве, или по/ючный круг), когда в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисы (например, «маркетолог — человек, занимающийся маркетинговой деятельностью» и т. п.). Внушение — это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояния и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т. п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5-6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану...» Для быстрого отдыха, восстановления сил и работоспособности можно использовать такую формулу внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного и физического спокойствия, необходимое для отдыха и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная истома. У вас появляется сонливость, тяжелеют веки, руки, ноги. Вы находитесь в состоянии полного покоя. Вы засыпаете. Вас ничто не волнует. Вы погружаетесь в глубокий сон». Если такую формулу применяет сам испытуемый, то мы будем иметь дело с саморегуляцией личности, а процедура применения такой формулы называется аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка — это система приемов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма (притупление бдительности, отвлечение внимания, гипнотическое состояние и др.). Особенно важно овладение приемами психического воздействия для операторов АСУ, водителей транспортных средств, спортсменов. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций. Более сильным вариантом внушения является гипноз. С помощью гипноза лечат дефекты речи, алкоголизм, устраняют навязчивые состояния, страхи и т. п. Всем известны такие случаи внушаемости, которые достигаются с помощью психотерапевтических сеансов (к примеру, психотерапевтические сеансы Анатолия Кашпировского). Но если здесь определенный положительный эффект в лечении различных болезней может достигаться, то вряд ли стоит говорить о положительном влия нии на здоровье людей заклинаний экстрасенсов, колдунов и прочих «целителей» человеческих душ. Конечно, в настоящее время немало самородков в области народной медицины. Но, как отмечает С. А. Романов, проблема в другом — под словом «целитель» или «народный врачеватель» нынче подписываются и откровенные шарлатаны и жулики. «Часто в передачи телевидения и на страницы газет попадают случайные люди, неучи, которые подрывают авторитет истинно народ- пых целителей, обладающих уникальными возможностями. Теперь уже не секрет, что почти одна треть лиц, заявляющих о своих способностях целителя, — люди, страдающие душевными заболеваниями. Еще треть — мошенники и аферисты, старающиеся заработать на чужой беде. И только оставшаяся треть — специалисты, способные оказать посильную медицинскую и психологическую помощь»1. В печати сообщалось о разработке в некоторых странах так называемого психотронного оружия, которое предназначено для зомби- рования и поражения центральной нервной системы человека, для манипулирования его сознанием и управления поведением. Психооружие основано на применении электронного манипулирования мозгом с помощью ультразвука и микроволнового излучения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|