Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37606

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам1.
Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
1 Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985. С./116.
42 ■ Гпаяа г. Психология общения
ной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на пещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмнатпн принимает! но нпиманпс линия повелении партнера. субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, какой воспринимается партнером но общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как ни([юрмация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и харакгс|хктогнческис черты личности партнера по общению. Эта причинная иитерщкггация повеления наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слот» «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией. Г. М. Андреева сделала вывод о том. что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия |7, с. 426|. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фпкещювать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М Андреева, при
Ме^^носткая перцепция (Восприятие «юя^ми яруг др>»а) ■ 43
формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. /V Бодалева (12|. Так. двум группам студентов была показана ект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизаи/ией.
Стереотипнзация - это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереопшов). Стереотипнзация появляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — это упрошенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, при надлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипнзация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, пс/шичности н новизны. В межличностной перцепции стереотипнзация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к
другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителя!, rex или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизацня в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129). С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя - на- зндател и». С другой сто|юны. это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основс прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Иежяичмос 1 мая перцепция (восприятие людьми друг друга) ■ 45
Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регулято- рон — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной
привлекательности, влечении одного человека к другому.
• » »
Взаимопонимание партнерш по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных орнсн- тацнй, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок. черт характера и т. и. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваткя в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т начальная буква слона «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при ны. все составные части общении (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловлен но. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы н приемы, позволяющие наилучшим обрззом совершенствован, процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологическою взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном — коммуникативную и перцептивную. По мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.
Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания щк-дпо- лагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и пси-
Методи психологического воадеЛсии* ■ 47
хологичеекпх воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействии.
Убеждение это система слоиесно-ирслмстных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектив;», которая обеспечивает доброжун.нос принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых.
Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными. творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лип. придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь не проживешь». «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п.
Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказателмтм) и некоторые другие. 11рн проведении этих (|юр.м убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффектин- ными при нахождении убеждаемой» в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает :х|и|>ект психологического воздействия.
Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма но товародвижению — маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность.
При доказательстве может быть допущена логическая ошибка — совмещение тезисов. Например, надо доказать, что Петров — опытный маркетолог, а выбраны аргументы, что Петров — старейший про- изволствеиннк. Другой ошибкой в доказательстве является «круг* (круг в доказательстве, или по/ючный круг), когда в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисы (например,
«маркетолог — человек, занимающийся маркетинговой деятельностью» и т. п.).
Внушение — это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояния и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т. п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5-6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану...»
Для быстрого отдыха, восстановления сил и работоспособности можно использовать такую формулу внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного и физического спокойствия, необходимое для отдыха и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная истома. У вас появляется сонливость, тяжелеют веки, руки, ноги. Вы находитесь в состоянии полного покоя. Вы засыпаете. Вас ничто не волнует. Вы погружаетесь в глубокий сон». Если такую формулу применяет сам испытуемый, то мы будем иметь дело с саморегуляцией личности, а процедура применения такой формулы называется аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка — это система приемов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма (притупление бдительности, отвлечение внимания, гипнотическое состояние и др.). Особенно важно овладение приемами психического воздействия для операторов АСУ, водителей транспортных средств, спортсменов. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций.
Более сильным вариантом внушения является гипноз. С помощью
гипноза лечат дефекты речи, алкоголизм, устраняют навязчивые состояния, страхи и т. п.
Всем известны такие случаи внушаемости, которые достигаются с помощью психотерапевтических сеансов (к примеру, психотерапевтические сеансы Анатолия Кашпировского). Но если здесь определенный положительный эффект в лечении различных болезней может достигаться, то вряд ли стоит говорить о положительном влия
нии на здоровье людей заклинаний экстрасенсов, колдунов и прочих «целителей» человеческих душ. Конечно, в настоящее время немало самородков в области народной медицины. Но, как отмечает С. А. Романов, проблема в другом — под словом «целитель» или «народный врачеватель» нынче подписываются и откровенные шарлатаны и жулики. «Часто в передачи телевидения и на страницы газет попадают случайные люди, неучи, которые подрывают авторитет истинно народ- пых целителей, обладающих уникальными возможностями. Теперь уже не секрет, что почти одна треть лиц, заявляющих о своих способностях целителя, — люди, страдающие душевными заболеваниями. Еще треть — мошенники и аферисты, старающиеся заработать на чужой беде. И только оставшаяся треть — специалисты, способные оказать посильную медицинскую и психологическую помощь»1.
В печати сообщалось о разработке в некоторых странах так называемого психотронного оружия, которое предназначено для зомби- рования и поражения центральной нервной системы человека, для манипулирования его сознанием и управления поведением. Психооружие основано на применении электронного манипулирования мозгом с помощью ультразвука и микроволнового излучения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Березуцкая Ю.П. Психология делового общения.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Столяренко Л.Д. Психология управления
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Д. Майерс Социальная психология
  • Александр Федоров. Французские фильмы о школе и вузе. — А. Федоров
  • Под ред. Кузищина В.И. История Древней Греции
  • Карлин Е. А. Психотерапия как особая форма общения
  • Шапарь В.Б. Занимательная психология
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Дильтей Вильгельм - Описательная психология
  • Нина Зверева. Правила делового общения
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Будак А.Б., Щедрин Б.М. Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Перспективный план по проведению занятий - Уроки добра
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Кравчук Д.Н. и др. Сборник задач по математике с решениями
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Еловская Людмила Юрьевна. Педагогическое кредо Еловская Людмила Юрьевна
  • Миникес Л. Искусство делового общения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь