Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 162561

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В настоящее время акмеология является новой, интенсивно развивающейся наукой, активно включающейся в общественную практику. Востребованность акмеологического знания обусловлена прежде всего его конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, акмеология оказалась концептуальным звеном в системе наук о человеке. Авторы учебного пособия являются известными учеными, ведущими акмеологами страны, а академик РАО А. А. Деркач — одним из основателей данной науки.

ВВЕДЕНИЕ

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Москве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.
Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.
Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.
Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.
Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.

* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.
** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма — М.: РАУ, 1993.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.
* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.
* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИ ВО, 1993.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.
* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.
Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.
*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. - М.: 2000-2001.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:
• категориально-понятийный аппарат;
• общие и частные принципы акмеологического исследования;
• закономерности, методы акмеологического исследования;
• концепции развития профессионализма и профессионала.
* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.
* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Соколова Елена Михайловна. Коллаж ка средство развития художественно-творческой деятельности дошкольников
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) «Снежная полянка для зайчика»
  • Печенкина Ольга Витальевна. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Подгорнова Нина Николаевна. Мастер-класс для педагогов «ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Безмага Александра Александровна. Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»
  • Кузьменко Татьяна Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности «Фотоконкурс» старший возраст
  • Кожевникова Татьяна Ивановна. Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования летом»
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Алекинова Ольга Владимировна. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Ястребова Надежда Валентиновна. Развитие творческой деятельности детей в процессе конструирования из строительного материала.
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Сидоренко Людмила Алексеевна. Приобщение воспитанников старшей группы к декоративно-прикладному искусству средствами проектной деятельности
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Манукян Аспрам Мануковна. Театрализованная деятельность в младшей группе
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Квачакидзе С.А. Морозова Н.П.. Проект «Арт-уголок»
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Смирнова Наталья Павловна. ИГРА 'КРАДУ КАВУНЫ' (арбузы)
  • Шамонова Кристина Юрьевна. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ
  • Макуева Ольга Анатольевна. Примерный план проведения недели театра в ДОУ
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Семиренко Светлана Юрьевна, Попова Елена Юрьевна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Осенний вернисаж»
  • Костова Марина Александровна. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»
  • Глазкова Надежда Николаевна. Использование технологии ТРИЗ в детском саду
  • Лупачёва Лариса Борисовна. «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Садовникова Ирина Сергеевна. Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Тепло сердец для милых мам»
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Шевченко Анастасия Александровна. Детская дизайнерская деятельность в зоне изо — деятельности
  • Халикова Елена Валерьевна. Доклад «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-изобразительной деятельности»
  • Власова Наталья Михайловна. Долгосрочный проект для 1 младшей группы - Играем с детьми дома



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь