Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 162301

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи

Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрения* таких этапов было три:
• имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;
• эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;
• рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.
Согласно второй точке зрения** акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:
• латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;
• номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
• инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;
• институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.
* Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.
** Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. - 1998. -№3.

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором подходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочтение ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.
В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.
Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» *.
Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология — это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.
* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М. Флинта-Наука, 1998, – С. 48.

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:
• мировоззренческие позиции;
• дать описание соответствующих личностных стандартов и эталонов развития.
Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «всепобеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепринятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на христианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дискуссионным.
В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направления акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соответствующих базисных философских, исторических и культурологических исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного развития человека как субъекта труда.
В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характерный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические основы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология — это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощенное понимание, значительно сужающее предметные и объектные ноля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, отвлечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.
Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предметное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности научных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изучаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на первых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.
Во-первых, получаемые научно-практические результаты отличаются практической значимостью, ясностью и доступностью, что способствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее позиций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роман Иванов. Научные основы судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Анни Безант, Чарлз Ледбитер. Мыслеформы.
  • Кудина М.В. Основы экономики
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики
  • Под ред. В.Н. Иванова - Основы социального управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»
  • Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции
  • Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства
  • Иконниковой С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Гридина Олеся. Эссе — Гридина Олеся
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Косоротова Дарья Николаевна. Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран. 9 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Михеев В.И., Павлюченко Ю.В. Высшая математика. Краткий курс
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Шараев Ю.В. Теория экономического роста
  • Черногорова Евгения Владимировна. ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Ященко И.В., Семенова А.В. Преподавание математики в 2009/2010 учебном году. Методическое письмо. Под ред
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • не известен Энциклопедия стран мира.
  • Пучковский С.В. Биология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь