Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 162294

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С такой точки зрения жизненный путь человека следует рассматривать не только с позиций возрастной, но обязательно и личностной периодизации. Правда, при этом акцентировалось внимание на том, что «субъектом жизни» может стать не каждый. По мнению В. Н. Дружинина, творцом собственного жизненного пути может стать лишь тот, кто обладает определенными личностными качествами.
Вот здесь-то акмеологический взгляд расходится с психологическим: задача акмеологии как раз в том и состоит, чтобы как можно больше людей стали «творцами своего жизненного пути» именно за счет развития этих «определенных личностных качеств», раскрытия и реализации личностного потенциала.
Однако вернемся к отмеченным подходам. Сразу отбрасывая абсолютизацию одного из них, отметим, что с акмеологической точки зрения более близкой является позиция известного русского характеролога А. Ф. Лазурского, который подчеркивал, что главное в человеке — это «богатство личности», то есть разнообразие и сложность психических явлений и способностей. Лазурский под развитием личности понимал «максимум развития способностей и дарований, обогащения их», то есть тем самым подчеркивал равноправие приобретенного и потенциального.
Поэтому акмеолога будет интересовать в первую очередь то, что наилучшим образом способствует прогрессивному личностному развитию, независимо от того, является это «биологическим» или «социальным». Если, к примеру, профессиональные достижения будут зависеть в основном от природно-обусловленных качеств, акмеологи ни в коем случае не «замкнутся» на профессиональном отборе, а будут искать механизмы развития или компенсации, когда преимущественное развитие одного качества восполнит недостаток другого. Конечно, проще было бы просто отобрать людей с уникальными природными качествами, но акмеология как раз и призвана уравнять шансы, дать возможность добиться успеха и тем, кто не так богато одарен от рождения.
Акмеологический подход также существенно отличается от психологического в отношении очень тонкой и деликатной проблемы акцентуированных личностей. Многие психологи акцентуации рассматривают буквально как выход личностного качества или характерологической черты за пределы условной нормы, поэтому при решении практических задач часты случаи рассмотрения их как профессиональных противопоказаний. С формальной точки зрения они, конечно, правы. Действительно, со многими акцентуированными личностями очень трудно общаться, взаимодействовать и работать. Они требуют особого внимания и отношения, а это создает дополнительные сложности. Но просто взять и сделать их психологическими или социальными маргиналами — это негуманно, да и ошибочно, а акмеология отличается прежде всего гуманистической направленностью. Поэтому если у конкретной личности акцентуации не компенсируются (или их не следует компенсировать), они не имеют социально негативной направленности и сознательно контролируются личностью, акмеологи в первую очередь будут искать тот вид профессиональной деятельности, в котором данная акцентуация будет являться профессионально важным качеством, ведь профессий очень много. Было доказано, что умеренно выраженная акцентуация, имеющая социально позитивную направленность, в большинстве случае становится психологическим, профессионально важным качеством, помогающим добиться успеха в деятельности, именно такие акцентуации являются главными детерминантами профессиональных достижений. В частности:
• лица с умеренно выраженной паранойяльной акцентуацией добиваются серьезных результатов в управленческой деятельности;
• среди истероидов много блестящих ораторов и харизматических политиков;
• если повышена маниакальность, то это люди «прорыва», им за счет реализации мощного настроя и волевого потенциала удается буквально сломать крайне устойчивые негативные ситуации;
• педантичная личность будет действовать очень эффективно, выполняя контрольные функции;
• повышенная шизоидность помогает в новаторском поиске и так далее.
Главное, чтобы такой человек нашел свое место в огромном профессиональном мире.
Кроме того, акмеологические исследования свидетельствуют, что многие личности, особенно добившиеся выдающихся результатов в творческой деятельности, независимо от того, является ли это творчество научным, художественным или исполнительским, как раз и являются акцентуированными личностями. Недаром о них говорят, что они «обладают яркой индивидуальностью», «необычные», «неординарные, ни на кого не похожие». С акмеологической точки зрения наличие таланта является лишь необходимым условием для успеха в творческой деятельности. Талант, подкрепленный особенно сильным характером, который может проявляться в одержимости идеей, необычайном упорстве, высочайшей мобилизации в труде, огромной самоотдаче, является залогом успеха. Причем эта особенная сила часто связана не с чем иным, как с некоторыми контролируемыми акцентуациями.
Еще одно отличие акмеологического подхода от психологического, касается проблемы развития личности. В психологии длительное время считалось, что развитие личности — это процесс ее формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Утверждалось, что внутренней силой такого развития являются противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности в рамках данной трактовки в самом общем виде рассматривается как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграция в ней. Были выделены три основные фазы такого процесса*:
• фаза адаптации (что предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и способами деятельности);
• фаза индивидуализации (как порождение противоречия между необходимостью быть «таким, как все» и стремлением выделиться из фона);
• фаза интеграции (как связи со стремлением быть представленным со своими особенностями и отличиями, а также потребности общности принять индивида).
* Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1993.

Акмеологическое понимание сущности процессов развития ближе к положениям принципа субъектности, а также к идеям А. Ф. Лазурского и базисным положениям гуманистической психологии. По мнению одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу «...суть развития человека — стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал»*.
* Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб. Питер, 1997. — С. 502.

Об этом говорилось в трудах других основателей гуманистической психологии К. Роджерса и Г. Олпорта, которые главным в развитии личности провозглашали ее самоактуализацию*.
* Там же. - С. 502.

Однако акмеологический взгляд хотя и близок к идеям гуманистической психологии, но не тождественен им. Для акмеологов важны не только процессы самореализации, а еще то, что является принципиальным с акмеологической точки зрения, их направленность. В акмеологическом понимании главным содержанием развития должна стать прогрессивная и гуманистическая (а не какая иная, особенно эгоистическая) самоактуализация и самореализация личности.
А. Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистической психологии дал исчерпывающую и весьма комплиментарную психологическую характеристику самоактуализирующимся людям, отметив следующие их личностные особенности: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость и потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.
Данные характеристики являются неструктурированной по форме и содержанию совокупностью, а не системой, что снижает ценность информации. Но не это главное. Основатель гуманистической психологии в характеристике самого дорогого для него — самоактуализирующейся личности не отметил ее именно гуманистической направленности. Таким образом, получается, что такая личность развивается только для себя, с ориентацией только на себя. Это лучшее подтверждение отличий акмеологического подхода от позиций гуманистической психологии, хотя, повторимся, имеются и общие позиции.
Преимущественная ориентация на самоактуализацию, конечно, может способствовать повышению самостоятельности человека и его независимости от обстоятельств, так как она, в частности, развивает его конкурентоспособность. Последнее время в некоторых психологических исследованиях развитие данного свойства рассматривается как большое личностно-профессиональное достижение, крайне необходимое человеку в условиях рыночной экономики. С одной стороны, это действительно так. В то же время в связи с доминированием такой точки зрения следует напомнить о предостережении К. Хорни и Э. Фромма о том, что преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она формирует позицию презрения к слабым и зависть к сильным. Отсюда «...возникает феномен двойной морали. С одной стороны, успех вызывает у окружающих восторг, преуспевающий человек превозносится. При этом не осведомляются, при помощи каких средств успех был достигнут»*.
* Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой — М.: ИП
РАН, 1998. - С. 42.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роман Иванов. Научные основы судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Анни Безант, Чарлз Ледбитер. Мыслеформы.
  • Кудина М.В. Основы экономики
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики
  • Под ред. В.Н. Иванова - Основы социального управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»
  • Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции
  • Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства
  • Иконниковой С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Гридина Олеся. Эссе — Гридина Олеся
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Косоротова Дарья Николаевна. Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран. 9 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Михеев В.И., Павлюченко Ю.В. Высшая математика. Краткий курс
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Шараев Ю.В. Теория экономического роста
  • Черногорова Евгения Владимировна. ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Ященко И.В., Семенова А.В. Преподавание математики в 2009/2010 учебном году. Методическое письмо. Под ред
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • не известен Энциклопедия стран мира.
  • Пучковский С.В. Биология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь