Алекинова Ольга Владимировна. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материалаВ данной статье раскрывается актуальность проблемы творчества. Были обозначены этапы организации совместной деятельности взрослого и детей. А также выделены необходимые условия для реализации творческой деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества. [3]


А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество.[2]
И.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие её черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение проблемы  в стандартной ситуации;
- видение новой функции предмета (объекта);
-способность к альтернативным решениям;
- видение структуры объекта;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.[4]
Анализ исследований позволяет нам рассматривать творчество как качественное личностное образование, развивающееся в процессе овладение ребенком собственной деятельностью, в результате накопления опыта творчества.
Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение задач проблемного характера и предусматривает высокую степень активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка творческой позиции.
Работа по созданию учебно-дидактического материала является продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого и. детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта. Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального продукта.
Мы считаем, что важным условием формирования детского творчества является овладение навыками  ручной умелости, усвоение знаний об окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-дидактического материала.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.[1]
Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.
Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по рассмотренной проблеме дает нам основания определить следующие требования к дидактическому  материалу и условия для организации совместной деятельности по созданию дидактического материала.
Педагогические требования к дидактическому  материалу:
1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка,
2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности (должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним),
3) дидактический материал должен быть соответствующим образом оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус),
4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических требований (требование безопасности превыше всего),
5) должен содействовать полоролевой идентификации (дидактический материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников),
6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (должен содействовать развитию ребенка),
7) соответствовать программному содержанию.
В нашей работе были разработаны этапы организации деятельности по созданию дидактического материала:
I. Мотивационный.
Предполагает соучастие детей в совместной деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и направлен на стимулирование потребности в создании дидактического материала.
II. Деятельностно - обучающий.
Предполагает совместную деятельность взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по созданию дидактического материала.
III. Реализации.
Предполагает реализацию творческой позиции в совместной деятельности по созданию дидактического материала и направлен на создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции.
Для реализации данных этапов нами созданы  следующие психолого-педагогические условия:
1)    Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» для развития ручной умелости;
2)    Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов деятельности;
3)    Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.
4)    индивидуально - дифференцированный подход к детям.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.


Литература:
1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. С. 4
2) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.
3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез., 2005. С. 5
4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.

Автор: Алекинова Ольга Владимировна – заместитель заведующего
МДОУ детский сад № 73 «Дельфин»г.Тольятти

Просмотров: 136
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ястребова Надежда Валентиновна. Развитие творческой деятельности детей в процессе конструирования из строительного материала.
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Швецова Элла Александровна. Методическая разработка 'Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна'.
  • Мусатова Елена Васильевна. Проект совместной творческой деятельности взрослого и детей 'Помаляка'
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • ТАТЬЯНА ЦЕЛИЩЕВА. День творчества «Очумелые ручки» поделка из природного материала «Парусник» в старшей группе детского сада
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Атлашова Вероника Александровна. Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
  • Рычкова Ирина Борисовна. Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Борисова Алевтина Александровна. Мастер — класс по использованию дидактического пособия «Космос» в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Тутаева Алина Шакировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют» на тему: «Волшебная страна».
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь