Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 162295

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):
1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;
2) наивысшие достижения в личностном развитии;
3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);
4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.
Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохронно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.
Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргументом. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений. Собственно, сама история, по мысли Н. В. Кузьминой, в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности. О «серых» личностях историки не пишут, да такие личности историю и не создают. В подтверждение этой мысли можно сослаться на ряд широко известных исследований, имеющих не только историческое, но и акмеологическое содержание. В частности, Плутарху принадлежит труд по истории в сравнительных описаниях пятидесяти биографий выдающихся греков и римлян. Содержательно сходным является «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, жизнеописания многих выдающихся исторических личностей. Н. М. Карамзин в 12-томной «Истории государства Российского» огромное внимание уделял личностно-психологическим характеристикам выдающихся отечественных исторических деятелей прошлого. А знаменитая биографическая серия Флорентия Павленкова или литературно-историческая серия «Жизнь замечательных людей», созданная по инициативе А. М. Горького. В них также главное внимание уделяется достижениям исторических личностей, их психологическим и характерологическим свойствам и качествам, способствовавшим этим достижениям. Таких примеров акмеологичности исторической науки можно привести множество.
Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается, здесь прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:
• когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим;
• когда они являются главными регуляторами поведения и отношений;
• когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.
То же самое можно сказать и о деятельностном аспекте: «...если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как субъекта деятельности»*.
* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998.

Б.Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение акмеологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрелости, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии — те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью*.
* Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. — М.: Педагогика, 1980.

Б.Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела — возрастной психологии зрелости или взрослости.
Если судить по длительности или времени с момента обоснования понятия «акмеология», эта наука считается молодой. Формально это действительно так. Однако, даже не рассматривая исторический аспект проблемы, можно утверждать, что мировоззренческие и научные идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве являются такими же древними, как само научное знание о человеке. Поиски путей самореализации личности, раскрытия ее потенциала осуществлялись практически всегда. Акмеологические идеи о развитии личности высказывались многими философами древности. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного еще Платоном. Акмеологический по сути подход обретения творческого мастерства ярко и образно излагал Леонардо да Винчи в своем знаменитом трактате «Обучение живописца». Сказанное в полной мере относится и к научной мысли России. Специфика исторического развития акмеологических идей была прослежена Н. В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные, но весьма показательные страницы отечественной дореволюционной философско-религиозной мысли. Гуманистические философские и антропологические идеи акмеологического содержания о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека отражены в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, отца П. А. Флоренского.
Немало ярких мыслей о творческой профессиональной самореализации в конкретных видах деятельности было высказано великим русским хирургом Н. И. Пироговым, основателем многих научных направлений в невропатологии, физиологии и психологии В. М. Бехтеревым и социологом П. А. Сорокиным и другими выдающимися отечественными учеными.
Следует подчеркнуть, что в России акмеологические идеи высказывались не только учеными. В поэтическом творчестве заката серебряного века сформировалось целое акмеологическое течение — «акмеизм». Его основателями являлись А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Они провозглашали «возвращение к первозданному и совершенному человеку», его самореализации, чувствам, эстетике.
Иными словами, мысли об АКМЕ, акмеологические идеи владели лучшими умами человечества; примеров, подтверждающих историзм акмеологии, можно привести немало. Это является еще одним аргументом научной значимости и состоятельности акмеологии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роман Иванов. Научные основы судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Анни Безант, Чарлз Ледбитер. Мыслеформы.
  • Кудина М.В. Основы экономики
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики
  • Под ред. В.Н. Иванова - Основы социального управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»
  • Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции
  • Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства
  • Иконниковой С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Гридина Олеся. Эссе — Гридина Олеся
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Косоротова Дарья Николаевна. Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран. 9 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Михеев В.И., Павлюченко Ю.В. Высшая математика. Краткий курс
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Шараев Ю.В. Теория экономического роста
  • Черногорова Евгения Владимировна. ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Ященко И.В., Семенова А.В. Преподавание математики в 2009/2010 учебном году. Методическое письмо. Под ред
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • не известен Энциклопедия стран мира.
  • Пучковский С.В. Биология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь