Редактор. Ожерелье из космоса

Вулканическое стекло Большого Песчаного озера сформировалось при участии высоких температур, возникших при падении метеорита

Древняя египетская цивилизация продолжает преподносить сюрпризы. Знаменитое ожерелье фараона Тутанхамона оказалось создано из минералов, образовавшихся при катаклизме планетарного масштаба. Центральный камень украшения из желто-зеленого стекла появился от удара о планету огромного метеорита примерно 30 млн. лет назад.

Вырезанный в виде священного навозного жука – скарабея кусочек вулканического стекла желто-зеленого цвета, как показало новое исследование, сформировался при падении на Землю метеорита. Полученные учеными данные были недавно представлены на симпозиуме геофизиков в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.
Символ плодородия скарабей – центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон Тутанхамон, правивший в 1333–1323 гг. до н. э., и которое обнаружил знаменитый археолог Говард Картер при раскопках его гробницы в Долине царей близ современного Луксора.
Химический анализ скарабея был выполнен итальянскими геологами еще в 1999 году. Тогда они решили, что скарабей исполнен из природного вулканического стекла пустынного происхождения. Такое стекло имеется только в Большом Песчаном озере на востоке Сахары, в 800 км от Каира, содержание кварца в нем – 98%, что делает данное стекло самым чистым известным вулканическим стеклом в мире.
«Я думаю, египетский мастер, заполучив стекло, обработал материал с помощью резца или какого-то царапающего скребка», – прикидывает в интервью Discovery специалист в области динамической физики Сандийской национальной лаборатории в Нью-Мексико Марк Бослоу, руководивший последним исследованием скарабея.
«Когда стекло ломается, – продолжает он, – получаются куски с острыми краями, которые часто использовали для инструментов. Но стекло красиво и само по себе, часто оно интересного цвета, так что ремесленник, вполне возможно, взял свой старый, послуживший инструмент, а осколок предпочел превратить в скарабея».
Теперь большинство ученых сходятся во мнении, что вулканическое стекло Большого Песчаного озера, также известное как стекло Ливийской пустыни, сформировалось при участии высоких температур, возникших при падении метеорита.
Символ плодородия скарабей – центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон Тутанхамон
Бослоу создал компьютерную модель того, как все могло случиться. По его оценкам, астероид диаметром почти 119 м около 30 млн. лет назад рассыпался на куски в атмосфере Земли, куда влетел со скоростью почти 20 тыс. м/сек.
При этом выделилось больше энергии, чем при ядерном взрыве. Температура получившегося огненного шара равнялась температуре поверхности Солнца. «Подобно паяльной лампе, жар сплавил песок и песчаник в тонкие слои, которые, охладившись, и образовали вулканическое стекло» – так, считает Бослоу, развивались события дальше.
По словам Бослоу, есть и косвенные свидетельства, поддерживающие гипотезу огненного шара. Так, в той же самой пустыне зарегистрированы так называемые ударные минералы. Ударно-метаморфогенные минералы – это полезные ископаемые (например кварц), получившие существенные изменения структуры за счет деформации под высоким давлением. Такие образования могут возникнуть внезапно как последствие сферической ударной волны.
Директор Center for Remote Sensing при Бостонском университете Фарук эль-Баз ранее относился к теориям Бослоу критически. Ведь «если стекло метеоритного происхождения, должен быть и кратер того же возраста», говорил он. Однако в марте именно эль-Баз собственной персоной наткнулся на гигантскую двойную воронку в Сахаре.
Площадь обнаруженного кратера – самого крупного в Сахаре – примерно равна территории Каира. С тех пор эль-Баз настаивает на том, что лишь внеземное воздействие могло привести к образованию подобного кратера и, возможно, формированию залежей вулканического стекла в пустыне.
Его версия несколько разнится с теорией Бослоу и предполагает, что астероид столкнулся с Землей, а не «переродился» предварительно в огненный шар.
Но Бослоу стоит на своем: «Недавно найденный кратер расположен в сотне километров от слоя вулканического стекла. Почему?» Группа ученых во главе с Бослоу в настоящее время продолжает изучать вулканическое пустынное стекло в надежде определить, следы каких газов оно хранит. Тогда, возможно, все же удалось бы прояснить события многомиллионной давности и решить загадку стекла.
 
Текст: Андрей Весна
Просмотров: 378
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » День космонавтики




Другие новости по теме:

  • Редактор. Художественное стекло
  • Гридина Надежда Михайловна. Конспект НОД в средней группе тема 'Стекло'
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Зотеева Елена Юрьевна. Позавательно-исследовательское логопедическое занятие по формированию представления об имени прилагательном. Тема: Слова-признаки. Дерево-легкое, стекло-тяжелое.
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Забегаева Людмила Викторовна. Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему 'В мире стекла'.
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Редактор. Полезные советы при изготовлении поделок
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Выучейская Виктория Васильевна Панкратова Марина Николаевна Рокоман Марина Григорьевна. Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании» (из опыта ра
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Никонорова Марина Константиновна, Беляева Ирина Александровна. Целесообразность использования современного оборудования при обучении детей дошкольного возраста плаванию.
  • Елена Ивановна Донскова. Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
  • Кизилова Ирина Александровна. Развитие графических навыков у детей 5-7 лет при использовании технологии «Рисование — линейная графика»
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Архипова Наташа Анатольевна. Мастер – класс На тему: «Посиделки» при работе по социокультурным истокам
  • Арутюнян Заруи Вачагановна. Мастер-класс «Об обучении навыкам кукловождения при подготовке к театрализованной деятельности»
  • Редактор. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Гармаева Н.Ц. Гибай О.М. Дондокова И.Ц.. Статья по самообразованию «Психологический аспект развития навыка говорения при изучении английского языка детьми трех лет»
  • Редактор. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь