Коновалова Людмила Григорьевна. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержку, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей. За последние 10 лет в 5 раз снизилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. В последние годы сформировались новые подходы к обеспечению здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Разрабатываются новые технологии, реализуются современные образовательные программы, создаются инновационные системы оздоровления детей.

 

Стратегией здоровьесберегающей образовательной технологии является организация образовательного пространства в условиях детского сада, при которой качественное обучение, воспитание и развитие детей происходит без нанесения ущерба их здоровью. Одновременно решаются такие задачи, как формирование и укрепление здоровья, воспитание здорового образа жизни.

Главная задача нашего коллектива – развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.

Есть хорошее высказывание: «Здоровье – дар божий, но мало на него молиться, а надо над ним трудиться». Поэтому перед нами взрослыми стоит задача – научить детей ухаживать за собой и своим телом. Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка. Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, во всех возрастных группах нашего ДОУ осуществляем профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду следим за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. Например, «Если хочешь отдохнуть сидя, то сядь как «султан»: спина ровная, ноги крест-накрест, или «тигр на отдыхе» — опустись на колени и сядь на стопы, спину выпрями. Немаловажную роль в формировании осанки играет правильно подобранная мебель. Мебель, которой пользуются дети в нашем ДОУ, соответствует их росту и пропорции тела. Используемые столы и стулья, обеспечивают опору для туловища, рук и ног; симметричное положение головы и плечевого пояса; стопы детей как полагается стоя на полу, угол между бедром и голенью равен.

Во время того, когда ребёнок сидит за столом следим, чтобы он сидел ровно, плечи были параллельны столу, чтобы не наклонялся сильно над столом, предмет, с которым он занимается, находился прямо перед ним, стопы стояли ровно к полу. Объясняем, что не нужно спать, свернувшись «калачиком», т. к. в этом положении смещаются лопатки, сдавливаются рёбра, искривляется позвоночник. Обращаем внимание, чтобы во время ходьбы плечи детей были на одном уровне, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут. Во время игр напоминаем, чтобы дети не сидели и не стояли продолжительное время на корточках на одном месте, особенно в играх в песочнице.

В формировании правильной осанки большую роль играет одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения. С этой целью проводится работа с родителями на тему: «Одежда детей по сезону».

Большое внимание на осанку оказывает состояние стоп. Если ребёнок страдает плоскостопием или косолапостью, то, как правило, у него нарушение осанки, т. к. у него неправильная опора на стопу. Поэтому для профилактики мы используем «дорожки здоровья», «следы», массажные коврики, проводим корригирующую гимнастику, которая преподносится в форме игры или сказки: «Знайкина гимнастика», «Буратино», «Весёлые гномы» и др. Эти комплексы включаем в физкультминутки, гимнастику после сна.

Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в нашем ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями. Вся воспитательно-образовательная работа планируется с учётом уровня умений и знаний, все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей, поэтому и работоспособность детей высокая. В то время как при недостаточно качественном проведении отдельных режимных моментов: сна, прогулки, занятия к концу дня у воспитанников возникает усталость, эмоциональный спад, что в конечном счёте влияет на их здоровье.

Для правильного выполнения режима важно формировать у детей навыки самообслуживания. Если ребёнок везде отстаёт, тем самым он нарушает режим дня. Поэтому очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью мы организуем дидактические игры, создаём игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию ребята выполняют с интересом и желанием, а это залог успеха. Поддерживается тесная связь с медицинской сестрой. Педагоги знают результаты медицинских осмотров, имеют сведения, кому из детей рекомендован щадящий режим, уменьшение нагрузок. При появлении малейшего неблагополучия в состоянии здоровья, ребёнка своевременно изолируем для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Важным направлением здоровьесберегающей технологии является рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка.

Правильное питание повышает устойчивость к различным заболеваниям.

Дети, посещающие наш детский сад, получают трёхразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак составляет- 25% суточной калорийности, обед- 35-40%, полдник- 15-20%.

При составлении меню, в первую очередь, учитываем содержание в пище белкового компонента – главного строительного материала для растущего организма, а это яйца, молоко, молочные продукты, бобовые, гречневая, овсяная, пшённая крупа.

Растущему организму необходимы и углеводы. Дети получают их в виде: сахара, конфет, варенья, овощей и фруктов, соков.

В целях профилактики йододефецита используем йодированную соль. В летнее время в рацион включаем побольше свежей зелени: салат, укроп, петрушка, щавель, зелёный лук. Свежие овощи делают блюда более богатыми витаминами.

Умение организовать своё питание помогает каждому из нас решить большую половину проблем, связанных со здоровьем. Кроме того, человек, умеющий правильно питаться, всегда привлекателен. Однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче и надёжнее формируются в детстве. Знакомя детей с окружающим миром, особенно с животными, не забываем подчеркнуть взаимосвязь их природных достоинств с самостоятельностью в питании, чтобы сформировать у детей представления об устойчивых взаимосвязях благополучия организма. Находим слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу того или иного блюда, продукта. Например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (творог, йогурт, кефир) помогли вам», «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными». Никогда не заставляем ребёнка есть насильно. Предлагаем ему еду, учитывая его аппетит. Детям, которые плохо едят, второе блюдо делим на тарелке на несколько порций, зрительно это уменьшает объём порции и помогает её съесть.

Говоря о питании, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовка комнаты. Во всех группах помещения перед едой проветриваем, а по возможности одностороннее проветривание сохраняется в течение всего процесса еды. Создаём спокойную обстановку, используется спокойная, мелодичная, негромко звучащая музыка, настраивающая детей на еду. После еды дети сразу полоскают рот, горло, потому что через 5 минут эта процедура не даёт оздоровительного эффекта.

Для улучшения экологической обстановки в помещениях нашего ДОУ используются специальные аппараты для увлажнения и очищения воздуха «Горный воздух», лампа Чижевского. Хороший результат даёт использование аромотерапии. В нашем детском саду используется фитолечение, организован фитобар, где по назначению врача ребёнок в течение 10 дней получает комплекс из общеукрепляющих и витаминных чаёв, других целебных напитков. Начиная с групп младшего дошкольного возраста изучаем с детьми курс О.Б. Ж.

Используем парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, Н.А. Авдеевой и др. Учим детей навыкам безопасного поведения в быту, на улице и дома, а также приучаем самостоятельно заботиться о своём здоровье, формируем представление о своём теле, его проблемах и взаимодействиях с внешним миром. Это не такая уж простая работа, как может показаться. При её включении придерживаемся следующих основных принципов:

  • создание условий для максимальной самостоятельной деятельности ребёнка
  • в туалетной и умывальной комнатах всё необходимое ребёнку должно находиться на уровне его зрительного восприятия
  • использование алгоритмизации технологии выполнения бытовых процедур и их необходимость
  • доведение действия ребёнка до качественного завершения.

Обращаем внимание на то, что в гигиеническом уходе за телом нет различий между мальчиком и девочкой, различна только технология процедур. Так как освоение навыков культуры быта у детей протекает неравномерно, то вся работа проходит индивидуально, т. е. пока ребёнок не научится полоскать рот, не переходит к чистке зубов.

Знакомим ребят со строением организма человека, с работой всех органов и с тем, как нужно их беречь (например, ни в коем случае не есть сладости на голодный желудок).

Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального комфорта в группе. Для этого используем такой метод, как приветствие. Дети становятся в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга «Здравствуй, я рада (рад) видеть тебя и т. д.» Учим говорить друг другу комплименты. Проводим психо-коррекционные игры с мячом или игру «Поменяйся местами» (в обруче 5-6 детей меняются местами, при этом приносят извинения за неудобства), используем и такой приём, как рисование пальцем на спине другого ребёнка. В каждой группе оформлены «Коробочки добрых дел» (сердечки с именами детей, которые вручаются за добрые дела).

Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей и закаливание.

Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение картинок и атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.

В каждой возрастной группе три раза в неделю проводим физкультурные занятия, где тренируется сила, выносливость, быстрота, гибкость и другие качества. Занятия проводим в помещении, на воздухе и в тренажёрном зале. Оптимальный режим двигательной нагрузки обеспечивается за счёт индивидуальной работы воспитателя с детьми когда, например, выявляются необходимость дополнительных пауз (физкультминутки), а также во время тренировки детей в «физкультурном уголке», оборудованном в каждой группе, на спортивных комплексах на участке ДОУ.

На физкультурных занятиях в помещении, дети занимаются в облегчённой одежде, ходят босиком. Во время занятий на свежем воздухе детям предлагается следующее оборудование: зимой лыжи, клюшки, летом велосипеды, мячи, обручи, что повышает двигательную активность, усиливает эффективность физических упражнений. Физкультурная площадка оборудована различными зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой, полосой препятствий, бумом, дугами, мишенями для попадания в цель, пеньками различной высоты, ямой для прыжков. Всё это формирует у детей навыки и способы преодоления препятствий, воспитывает смелость и самостоятельность, значительно обогащает двигательную деятельность.

В ДОУ оборудован спортивный зал, где имеются гимнастические стенки с приставленными досками, гимнастические скамейки, дуги, кубы, спортивный инвентарь.

В нашем ДОУ детям предлагаются дополнительные оздоровительные занятия ритмикой, танцами, хореографией в кружковой работе.

Мы рационально чередуем разные виды деятельности с активным отдыхом (спортивные праздники, досуги, развлечения, походы). Активный отдых способствует формированию у детей выносливости, смекалки, ловкости, усиливает интерес к физическим упражнениям, приобщает к спорту, здоровому образу жизни.

Одной из форм по укреплению здоровья детей является закаливание (традиционное и нетрадиционное, использование дыхательной методики А.Н. Стрельниковой). Среди мероприятий профилактического характера на одно из первых мест выдвигаем использование природных факторов, как мощных сил в борьбе с отрицательными влияниями внешней среды. К таким факторам относятся воздух, солнце, вода. Путём систематического закаливания добиваемся устойчивости к вредным воздействиям внешней среды. Под закаливанием понимается система мероприятий, направленная на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. В своей работе применяем основные правила закаливания:

  • систематичность
  • возраст детей
  • здоровье детей.

Приступая к закаливанию, стараемся вызвать интерес детей к закаливающим процедурам, желание продолжать их.

Использование воздуха – наиболее доступный вид закаливания. В летнее время постепенно обнажаем детей, начиная с рук, ног, а затем и части туловища, оставляя их в одних трусиках. Мы используем безветренную погоду, воздуха не ниже 22-23 в тени у малышей и 18-20 у старших детей.

Продолжительность первой световой ванны 3-5 минут. Через каждые 2-3 дня продолжительность увеличивается и доводится до 25-60 минут. В среднем курс световых процедур 25-30 раз.

К солнечным ваннам приступаем, когда устанавливается хорошая погода и температура не ниже 18. Дозировка в строгом соответствии с возрастом детей, с учётом здоровья, а также с учётом местного климата. Перед тем как приступить к солнечным ваннам, вначале проводим свето-воздушные ванны и только потом приступаем к солнечным. Во избежание перегрева, на голову всегда надеваем панамы, шляпы, пилотки.

Наиболее эффективное и доступное закаливание – это водой, её легко дозировать. Водные процедуры оказывают многогранное воздействие на организм. При систематическом применении повышается тонус нервной системы, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция. Мы стараемся начинать закаливание летом, проводим водные процедуры на открытом воздухе в местах, защищённых от ветра, в утренние часы после гимнастики. Это способствует более быстрому переходу ребёнка в активное состояние. Используем и такой метод закаливания как обтирание тела влажной махровой рукавичкой. Во время процедур стараемся, чтобы у детей не было никаких неприятных ощущений. Уже через 2-3 недели появляется закаливающий эффект.

В ДОУ проводятся и такие виды закаливания, как обливание рук до локтей в течение дня 2-3 раза, сквозное проветривание группового помещения 5 раз в день, ходьба ручейком (дети переступают из тазика в тазик, в которых налита вода по щиколотку, причём в первом тазу вода теплее, чем в последнем, для дезинфекции в воду добавляем марганец). Все виды закаливания проводятся с согласия родителей и под наблюдением медицинской сестры.

Все эти мероприятия дают положительные результаты. Уровень заболевания детей в нашем ДОУ имеет тенденцию к снижению. Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.

Автор: Коновалова Людмила Григорьевна, заведующий. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №6 г. Нового Оскола Белгородской области».

Просмотров: 463
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Потовая Елена Сергеевна. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Морковкина Наталья Александровна. «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
  • Долгих Светлана Борисовна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ «КАК МЫ ЧЕБУРАШКЕ ПОМОГЛИ»
  • Макурина Галина Ивановна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Как Тимошка здоровье искал»»
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Золотухина Наталия Михайловна. Конспект НОД по теме «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня».
  • Шабанова Ирина Васильевна. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Хирамагомедова Илите Абдулаевна. «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Упорова Ольга Сергеевна. Статья «Игровой массаж как одна из форм реализации здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного пространства ДОУ»
  • Иванова Людмила Александровна. Как мы проводим лето в детском саду. Фотоотчёт «Это наше лето!»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь