Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

воспитатель Сабельникова И.С. Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»

В нашем Центре функционируют группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 3 до 7 (8) лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), задержка психического развития, расстройство аутистического спектра).

В группе кратковременного пребывания дети пребывают 4 часа. За каждой группой закреплены следующие специалисты: воспитатель, учитель — дефектолог, учитель — логопед и педагог – психолог. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

 

Основными задачами работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются

  • развитие общения и игровой деятельности: создание условий для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умений и навыков общения со сверстниками в игровой деятельности; развитие коммуникативных способностей
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддержание доброжелательного отношения детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности.

При проведении групповых игровых занятий в мы используем элементы педагогической технологии «Круг».

Занятие с использованием технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Воспитатели проводят в группе одну из форм педагогического Круга — Утренний круг, как режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего круга ребят воспитатели уделяют особое внимание.

«Утренний круг» проводиться в утреннее время. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • способность планировать собственную деятельность;
  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками;
  • развивает навыки культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.

Этапы утреннего круга:

  1. Приветствие
  2. Обмен новостями
  3. Составление плана дня
  4. Заключение
  5. Приветствие — помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.
  6. Обмен новостями. Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Для детей с ОВЗ уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Кого вы встретили, подходя к садику?
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить и активизировать свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

4. Составление плана. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий, выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (занятия, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться пиктограмма «Дом».

5. Заключение – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня. Отмечено общим стихотворением, прощанием с героем, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.

Утренний круг — важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность утреннего круга по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2011.
  2. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», М.: изд. Теревинф, 2012.
  3. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ». Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи» Научно-практический сборник. М.: Теревинф, 2006.
  4. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Клинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Речь, 2001.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: — М.: Генезис, 2003.

Конспект

утреннего круга

Цель: создать положительный настрой на весь день, активизировать коммуникативные навыки детей, прививать навыки культуры общения.

Задачи:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • формирование представлений об окружающем мире.

Ход занятия

1. Приветствие

Для сообщения утреннего круга используем колокольчик. Воспитатель произносит слова, все дети садятся, создавая круг.

Колокольчик мой звенит,
Собираться нам велит.
Собираемся в кружок.
Поздоровайся, дружок!

Все тебе мы, (имя ребёнка), рады!
(Имя ребёнка) нам похлопать надо!

- Ребята, а теперь, давайте покажем, где наша правая рука и повторяем за мной.

Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед)

Здравствуй, друг, (беремся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг, (беремся другой рукой)

Здравствуй, весь наш дружный круг. (Качаем руками)

Воспитатель:

- Доброе утро, мои дорогие!

- Я очень рада видеть вас всех.

- Соня, ты сегодня такая румяная! Ярослав с Даней удобно устроились рядом. Ярослав с утра немного грустный. Давайте подарим ему хорошее настроение. Как это можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент.)

- А кто из нас сегодня пришел в синих шортах? А кто сегодня в зеленой футболке? и т.д. о каждом ребенке. (Ответы детей)

Чтобы у всех было прекрасное настроение, я дарю вам... облако. (Элементы психогимнастики, короткие стихотворения, забавные истории, динамичные игры в слова, упражнения с пальчиками.)

2. Обмен новостями

Воспитатель: ребята, мы с вами не виделись целый вечер и ночь. И у вас наверно очень много новостей. Мы будем передавать нашу игрушку по кругу, и каждый, кто захочет, расскажет нам, как он провел свое вечернее время.

Воспитатель напоминает правила:

- Говорит тот, у кого в руках игрушка.

- Внимательно слушаем других.

Вместе с детьми вспоминаем, какое время года, какой месяц, число.

3. Планирование дня

- А я хочу напомнить, что сегодня мы будем делать зарядку, заниматься физкультурой в спортивном зале, будем рисовать, играть, а потом пойдем домой (воспитатель показывает карточки-фото и крепит их магнитами на мольберт).

4. Заключение

Дети берутся за руки и повторяют за воспитателем

Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

- Я желаю вам сегодня, что бы у вас все получалось, хорошего настроения вам. Доброго дня!

- Садитесь все в вагончики и поехали.

(дети берут друг друга за пояс)

* Вот поезд наш мчится, колеса стучат
А в поезде этом ребята сидят.
Чу- чу-чу- чу- чу- чу, бежит паровоз
На зарядку ребят он привез.

Просмотров: 701
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Абрамова Наталья. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: «Круг общения – дружба».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Нелюдимова Ольга Анатольевна. Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Понятийный рефлексивный круг «Самостоятельный человек – это…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Галина Владимировна Назарова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Рамазанова Ольга Борисовна. Использование технологии «Навстречу друг другу» при взаимодействии взрослых и детей. Собс
  • Бабынина Т.Н., Краснокутская С.П., Копылова И.И.. Конспект проведения игры – головоломки «Волшебный круг» в подготовительной к школе группе
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Евгений Миллер. Мой друг Юрка - Весёлые истории для детей и взрослых
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь