Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе

Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе

Автор: Захарова Л.В.

У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному.

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [4].

 

скачать конспект

Экологическое воспитание дошкольников – это oзнакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [4].

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о взаимосвязях внутри природных сообществ.

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование [3].

Формирование бережного отношения к природе нам видится через организацию ряда экскурсий в природу в ДОУ. Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.

План экскурсий в природу, направленных на формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Экскурсия «Тайны жителей водоёма»

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
  2. Формировать эстетическое восприятие — учить детей видеть красоту водоема.
  3. Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, мотыль, малек; пополнять его новыми названиями растений.
  4. Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.

Предварительная работа: беседа о водных ресурсах Земли; просмотр слайд шоу «Водный мир».

Ход экскурсии

Педагог. Ребята, сегодня утром наша тётушка Сова принесла нам приглашение на экскурсию к водоёму! Как вы думаете, кто прислал нам приглашение?

Дети. Это Лягушка-Путешественница.

Педагог. Да, это наша с вами старая знакомая – Лягушка-Путешественница и, наверное, она нас уже заждалась.

Педагог. А прежде, чем отправиться на водоём, вспомним правила поведения около воды. Как надо себя вести?

Дети. Не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не подходить близко к воде.

Педагог. Смотришь на реку,

Кажется, в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода,

Петляя по лугу, не зная куда.

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет.

(Г. Ладонщиков)

Педагог. Отправляемся на водоём!

На пруду детей встречает Лягушка-Путешественница.

Лягушка — путешественница. Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас снова видеть и очень надеюсь, что вы поможете мне разобраться с тем, что происходит на этом водоёме.

Педагог. А, что же необычного происходит с водоёмом?

Лягушка – путешественница. Он изменяется! Там, где я раньше путешествовала, такого не наблюдала.

Педагог. Что так сильно тебя удивляет?

Лягушка – путешественница. Вода стала холодной, водные растения опускаются на дно, и придётся всем лягушкам прятаться в ил до весны.

Педагог. Вот в чём дело! Мы с ребятами попробуем во всём разобраться.

Педагог. Дети, как называется этот водоём?

Дети. Пруд.

Педагог. Как вы думаете, почему вода в пруду стала холодной?

Дети. Наступила осень, похолодало, и вода стала холодной.

Педагог. А почему лягушки прячутся в ил?

Дети. Чтобы их не съели хищные рыбы.

Педагог. А кто кроме лягушек ещё живёт в пруду?

Дети. Разные рыбы, разные жучки, улитки.

Педагог. Каких насекомых, животных и какие растения вы знаете?

Дети. Стрекозы, бабочки, лягушки, рыбы, жуки, водоросли.

Педагог. Как они выглядят? (Ответы детей) Сейчас я покажу вам картинки, а вы попробуйте найти на них тех животных и растения, которые вам известны. (Реплики детей.)

Педагог. Как вы думаете, почему водные растения опускаются на дно?

Дети. Чтобы не замёрзнуть.

Педагог. А почему они могут замёрзнуть на поверхности пруда?

Дети. Солнце светит не так жарко, вода плохо прогревается, растениям не хватает солнечного тепла.

Педагог. Верно. Скоро наступит зима, и вода в пруду замёрзнет – превратится в лёд. Но в лёд превратится только поверхность пруда, а на самой глубине вода не замёрзнет и именно это поможет водным растениям перезимовать и не погибнуть. Если же растения останутся на поверхности пруда, то они замёрзнут и погибнут.

Педагог. Ребята, посмотрите, какой прозрачной стала вода в пруду. По её поверхности плывут листья, опавшие с деревьев. Посмотрите внимательно, что отражается в воде пруда?

Дети. Небо, облака.

Педагог. Вспомните, каким пруд бывает летом? Вода в нём такая же холодная, как осенью? Почему тёплая? Какие растения растут летом на пруду?

Дети. Осот, камыш и т.д.

Педагог. Посмотрите, на берегу пруда лежит песок. Давайте его рассмотрим. Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем он отличается?

Дети. Цветом – этот песок светлее.

Педагог. Возьмите лупы и рассмотрите через них песок. Что вы видите? Какой он?

Дети. Песчинки разного размера и разного цвета.

Педагог. Потрогайте песок. Какой он на ощупь?

Дети. Холодный, влажный.

Педагог. Почему?

Дети. Осенью на улице холодно. Солнышко греет не так жарко, песок не нагревается. Часто идут дожди и поэтому песок влажный.

Педагог. Если вы внимательно посмотрите, то увидите в песке обломки ракушек и мелкие камешки.

Педагог. Давайте соберём немного песка и возьмём его с собой для нашего аквариума.

Лягушка – путешественница (грустно вздыхая). Теперь я поняла, почему вода в пруду холодная и почему растения водные пропали и зачем лягушки в ил прячутся – наступила осень.

Педагог. Но милая Лягушка-Путешественница, не грусти. Осень тоже замечательная пора! Посмотри, каким печальным, но очень красивым стал твой пруд! Как красиво отражаются в нём облака, а опавшие листья плывут, словно маленькие кораблики. Ребята давайте развеселим Лягушку-Путешественницу и поиграем с ней в весёлую игру.

Подвижная игра «Цапли и лягушки».

Педагог. А сейчас каждый из вас найдет такое место, откуда, как ему кажется, пруд выглядит наиболее красиво. Постойте там и полюбуйтесь, как красив пруд, как блестит вода. А теперь закройте глаза, просто послушайте песню воды. Что вы слышите?

Дети. Вода журчит, всплески воды.

Педагог. Ребята, понравилась ли вам наша сегодняшняя прогулка на пруд? Что вам понравилось больше всего? Почему так изменился пруд? Чем осенний пруд отличается от летнего пруда? Должны ли люди заботиться о пруде? Как мы можем это сделать?

Дети. Не загрязнять воду и берега.

Педагог. Наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Лягушкой-Путешественницей, пожелаем ей удачно перезимовать и встретиться с нами весной на весеннем пруду.

Возвращение в сад.

Работа после экскурсии: выставка рисунков «Осенний пруд»; оформление альбомов «Кто живёт в пруду», «Что растёт на пруду».

Список литературы

  1. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. – СПб.: Нева, 2005. – 352 с.
  2. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. –
  4. с.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр "Академия", 2002. — 336 с.
Просмотров: 851
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна. Среда как третий педагог
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Кошеленко Оксана Владимировна. Эссе моя педагогическая философия «Педагог – чемпион, победитель Жизненной Олимпиады»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь