Васягина Светлана Васильевна. Воспитание вежливости у дошкольников

Воспитание вежливости у дошкольников

Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М.Сервантес

Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

 

Вежливость человек приобретает в результате правильного воспитания и чтобы это качество стало нормой поведения для наших детей, учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет.

Не имея навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость и приучать детей выполнять элементарные правила вежливости.

Наблюдая за детьми, можно заметить такую проблему, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, редко благодарят, во время игры не делятся игрушками, могут не поздороваться. Воспитателю приходится часто напоминать о правилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим систематически стала проводиться работа по воспитанию вежливости у дошкольников и определены пути решения этой проблемы. Это – изучение методической литературы по теме, создание атмосферы общей культуры в группе, дополнение материально – технической базы развивающей среды (беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подборка художественной литературы, занятия, работа с родителями).

Необходимым условием для воспитания вежливости является создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитание культуры поведения со сверстниками на занятиях, в играх, режимных моментах, беседах, происходит естественно и целенаправленно. Одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Воспитатель должен поощрять тех детей, которые овладели формами вежливости.

Работа по эффективности воспитания вежливости у дошкольников включает в себя:

  • систематизацию и расширение знаний о вежливости на занятиях и в бытовых ситуациях, соответствующих возрастуметодов и приемов нравственного воспитания
  • постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми;
  • обогащение и активизация словаря вежливых слов в разных видах деятельности.

В своей работе использовала такие методы и приемы воспитания вежливости как:

разъяснения, напоминание, показ, контроль за выполнением правил, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, беседы, решение проблемных ситуаций, игры,

чтение художественной литературы.

Систематически учу воспитанников применять правила вежливости:

  • Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, друзей словами: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т. д.
  • Называть взрослых по имени отчеству, обращаться на «вы», называть детей по именам.
  • При обращении с просьбой употреблять в речи слова: пожалуйста, будьте добры, помогите пожалуйста.
  • Благодарить взрослого и товарища за оказанную помощь: спасибо, благодарю.
  • Извиняться за причиненную неприятность словами: простите пожалуйста, извините пожалуйста, простите меня.
  • Не перебивать, когда разговаривают взрослые, обращаться со словами: скажите пожалуйста, помогите пожалуйста.
  • На улице вести себя вежливо: ходить спокойно, говорить негромко.
  • Вежливые слова за столом: приятного аппетита, спасибо, пожалуйста.

С целью формирования вежливости провожу беседы с детьми:

Беседа: «Правила вежливого поведения»

Цель: выяснить у детей какие правила поведения они называют хорошими

(здороваться, благодарить за помощь и т.д.)

Беседа: «Кто такой вежливый человек?»

Цель: какие представления дети имеют о вежливом человеке, понимание значений слов

«вежливый», «воспитанный», «грубый».

Хорошим средством воспитания является чтение и обсуждение художественной литературы, например: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово», А.Усачев «Уроки вежливости», Н.Носов «Огурцы», И.Пивоваров «Вежливый ослик», Н.Чуб «Азбука вежливости», К.Реннер «Сказка про вежливые слова».

В своей работе использую дидактические игры по речевому этикету, такие как:

Дидактическая игра «Ласковое имя»

Цель: учить ласково произносить имена детей.

Дидактическая игра «В мире вежливых слов»

Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы.

Дидактическая игра «Прощание с гостем»

Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания с гостем, а также вежливыми выражениями.

Упражнение «Передай улыбку»

Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку.

В своей практике провожу с детьмиразбор проблемных ситуаций, например:

- что ты сделаешь, если мальчики не могут поделить игрушку?

- к нам в группу зашел другой воспитатель, что надо сделать?

- если ты хочешь что-то спросить у воспитателя, как ты обратишься?

Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т.д.

В сюжетно-ролевых играх, я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание на то, как общаются дети в игре, акцентирую внимание на правила вежливого поведения.

Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Находясь в общественных местах, общаясь с родными или друзьями, дети неосознанно наблюдают за поведением своих родителей, принимая его за норму. Дети копируют манеры поведения, речевые выражения своих родителей. Если же, родители, с улыбкой здороваются, уступают место пожилым людям в транспорте, предлагают свою помощь нуждающимся, то и ребенок будет пользоваться таким примером поведения.

Родителям предлагаем консультации «Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки, совместный просмотр мультфильмов по этой теме и т.д.

В результате проведенной работы дети изменили свое отношение друг к другу, стали выполнять правила вежливого поведения в общении со сверстниками и взрослыми, вместе с детьми составили «Книгу вежливых слов» на основе детских рисунков, составлен словарь вежливых слов, в группе выросло «Дерево добра», пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.

Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека.

Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!

Список литературы.

  1. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. -М., 1996
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. — Екатеринбург, 1997
  3. Юдина Н. Уроки вежливости. Дошкольное воспитание. — 1988 №4
  4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.Посвещение
Просмотров: 187
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Воспитание вежливости»
  • Осипова Любовь Борисовна. Летнее развлечение для детей дошкольного возраста. «День вежливости и хороших манер»
  • Ирина Горюнова. Школа вежливости. Этикет для карапузов в детском саду
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Серовская Оксана Анатольевна. Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ»
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Затопляева Любовь Герасимовна. Деловая игра с родителями «Путешествие в город Вежливости».
  • Халитова Резеда. Конспект занятия в подготовительной группе 'Путешествие в мир доброты и вежливости'
  • Наталья Жданова. Занятие по этикету - 'Путешествие с Матрешкой по стране Вежливости'
  • Ковалева Ольга Александровна. Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе: «Театр вежливости».
  • Постолова Галина Борисовна. Консультация 'Воспитание культуры поведения у детей
  • Ирина Гарапова. В стране Вежливости!
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Билеты вежливости в театр».
  • Крылова Наталья Сергеевна. Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Урок вежливости».
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Комбарова Марина Александровна. Конспект занятия во второй младшей группе 'Радужка вежливости'
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Тюнькова Валентина Александровна. СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Правила поведения при общении с животными»
  • Чипиль Алёна Викторовна. Конспект занятия «Театр вежливости»
  • Беликова Марина Александровна. НОД по социально — коммуникативному развитию в подготовительной группе «Наука вежливости»
  • Постолова Галина Борисовна. НОД в средней группе 'Путешествие в Страну вежливости'
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Чипиль Алёна Викторовна. Конспект занятия Тема: «Театр вежливости».
  • Соколова Анна Петровна, Осипова Светлана Александровна. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Страна вежливости»
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Черепанова Нина Николаевна. НОД ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОЛЯНАМ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь