Лазарева Мария Михайловна. Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.

Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы- детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

 

Скачать конспект

Одаренность-это системно развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Формы проявления одаренности:

Одаренность может быть: явная, т.е. у всех на виду -высокий уровень развития речи и мышления, хорошая память, любознательность, высокая познавательная активность и т.п.; скрытая, она незаметна для окружающих. В результате может быть ошибочное заключение об отсутствии одаренности такого ребенка.

Виды одаренности:

В зависимости от вида предпочитаемой деятельности у детей дошкольного возраста может быть выявлена склонность к:

  • психомоторной одаренности
  • коммуникативной одаренности
  • творческой одаренности.

Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков.

В начале учебного года наблюдая за детьми подготовительной группы во время НОД и в режимных моментах, наше внимание привлекла девочка 6 лет. Она проявляла высокий интерес ко всему окружающему, задавала много вопросов. Во время НОД она отвечала на вопросы раньше, чем мы успевали их полностью сформулировать, в разных видах деятельности была более успешна, чем сверстники. Она постоянно придумывала необычные истории, пересказывала сказки, экспериментировала с разными предметами, создавала необычные постройки.

Рассказав на педагогическом совете коллегам о том, что в нашей группе есть такой ребенок, было принято решение провести комплексное обследование на выявление одаренности. Работа с одаренными детьми проходила в несколько этапов:

На первом этапе был проведен анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей. Нами был заполнен лист вопросов по оцениванию свойств личности (методика «Карта одаренности «Хаана и Кафора» 5-10 лет). (фото) Так же на этом этапе было предложено родителям заполнить такой же лист вопросов. При подсчете результатов мы пришли к выводу, что полученные суммы баллов (они были примерно одинаковые у воспитателей и родителей) характеризуют высокую степень развития у ребенка интеллектуальной одаренности.

На втором этапе мы приступили к диагностике интеллектуальной одаренности. Нами был проведен тест интеллекта «Нарисуй человека», а так же диагностика интеллектуальной одаренности «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена, серии А и АВ). (фото) Результаты теста «Нарисуй человека» показали, что у ребенка высокий уровень развития.

Т.О. по результатам проведенной диагностики и теста, мы сделали заключение о том, что у ребенка высокая степень развития интеллектуальной одаренности.

Третий этап предполагает определение содержания работы с одаренным ребенком.

При работе с одаренными детьми необходимо обращать внимание на особенности психологии ребенка, помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками и взрослыми людьми. Следуя этим правилам, мы и строили свою работу.

Одаренные дети испытывают потребность в исследовательской деятельности, которая помогает им погрузиться в процесс обучения. В своей работе с одаренным ребенком мы используем:

1)метод проектов, который по нашему мнению, хорошо подходит для удовлетворения познавательного интереса и развития умственных способностей ( «Улица Привокзальная: история и современность». Итоговый продукт: создание фотоальбома для рассматривания «Моя улица»; «Строительные профессии», НОД по конструированию из лего деталей «Дом для друзей». «Мы помним, мы гордимся». Ведется подготовка к началу работы над проектом.

2)во время проведения НОД мы предлагаем ребенку индивидуальные задания повышенной сложности.

3)индивидуальная работа-создание проблемных ситуаций, ребенку предлагаются задачи поискового характера, интеллектуальные игры, игры на изучение группы. (примеры)

4)участие в интеллектуальных конкурсах (дипломы).

Четвертый этап-контроль над развитием познавательной деятельности. Система мониторинга достижения результатов в образовательной области «Познание». Проводится 2раза в год.

Пятый этап-работа с родителями, предполагает активное участие родителей в интеллектуальном развитии ребенка. В нашей группе практикуется: 1)совместная практическая деятельность (участие в проектах, помощь в создании развивающей среды) (фото); 2)индивидуальные консультации по взаимодействию с одаренным ребенком (примеры); 3)поощрение родителей (дипломы).

В заключении хотелось бы сказать, что главная задача воспитателей и родителей — привить желание к серьезной творческой работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество и взаимодействие взрослого и ребенка.

Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, — реальны. Главное- верьте и действуйте».

Просмотров: 218
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна, Маркова Ксения Викторовна. Проект по развитию социальной одаренности для детей старшего дошкольного возраста «Маленький оратор».
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Воронина Светлана Николаевна. Консультация для родителей — Особенности педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Конспект НОД по развитию творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивных видах деятельности в подготовительной группе 'Афиша для клоуна'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Митрюкова Вероника Николаевна. Мастер-класс «Быть здоровым – это модно» — для укрепления здоровья воспитателей и родителей.
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Балаева Наталья Леонидовна. Конспект НОД «Круглый стол» для родителей на тему: «Что мы знаем о своем ребенке» в подготовительной группе
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь