Овейчук Алла Владимировна. Нейропсихологическое сопровождение ребенка.

Нейропсихологическое сопровождение ребенка.

Педагог- психолог, нейропсихолог Овейчук Алла Владимировна

В последнее время значительно увеличилось количество детей с психическими отклонениями. Если брать клинические данные, то у большинства детей они показывают нижние границы нормы. Это означает, что учатся такие дети в обыкновенных детских садах, школах. Если в детском саду отклонения в познавательных процессах не очень заметны, то в школе проблемы обучаемости встают остро. Стандартные методики перестают приносить результаты в обучении, дети становятся дизадаптированными к обучающей среде. Методы воздействия непосредственно на симптом перестают приносить результаты, так как один нейропсихологический синдром может давать разную симптоматику у разных детей. Поэтому важно выявить первичный синдром, который может запустить ряд отклонений в психических процессах у ребенка. Первичную диагностику нарушений может провести нейропсихолог.

 

Скачать конспект

В коррекционных мероприятиях обычно выделяют два направления: когнитивный и сенсорно- моторный. В когнитивной коррекции мы обычно опираемся на высшие психические функции: память, речь, письмо и т.д. В сенсорно- моторной коррекции ребенок учится ориентироваться в пространстве, ощущать свое тело, невербально выражать свои потребности и понимать чужие. Очень часто когнитивные и двигательные техники объединяются, поскольку нарушения носят системный и мозаичный характер.

Очень важно в период развития ребенка ставить перед ним адекватные задачи. Как пресыщение, так и оскудение внешних воздействий может пагубно сказаться на психическом и физическом здоровье. Психологическая система ребенка обеспечена двумя процессами: внутренней динамической перестройкой мозговой организации и воздействием на структуру мозга, и психическую функцию посредством окружающей среды. Иными словами, психические функции должны быть востребованными извне, иначе функция может утратиться, так и не развившись.

Перед занятиями нейрогимнастикой мы рекомендуем пройти диагностику невролога, нейропсихолога, психолога и, возможно, психиатра, поскольку занятия системно воздействуют на весь организм и существуют некоторые противопоказания.

На какие психические функции влияют сенсорно-моторные упражнения:

  • Речевые процессы
  • Пространственные представления
  • Активация и стабилизация энергетического потенциала организма
  • Формирование когнитивных процессов
  • Процессы произвольной саморегуляции; и др.

Наши упражнения несут ознакомительный характер, но при этом не теряют своей актуальности. Несомненно, их можно рекомендовать здоровым детям и взрослым.

Итак,

I. Сенсорно- моторные упражнения.

Растяжки

Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов и повышению уровня психической активности. Должны проводиться в медленном темпе, без рывков. Усложненные упражнения выполнять при условии, что простые упражнения выполняются правильно и без усилий.

«Колобок»

Лежа на спине, обхватить колени руками. Перекатываться на спине. Другой вариант- перекатываться то на правый, то на левый бок. Усложнением данного упражнения будет разгадывание загадок, решение математических примеров, объяснение пословиц и т.д.

«Бревнышко»

Поднять руки за голову (в положении лежа на спине), кисти рук соединены, ноги вместе. Тело вытянуто. Перекатываться направо несколько раз, затем обратно.

«Корзиночка»

Лежа на животе. Взять в руки голеностопные суставы и качаться вперед- назад. Усложнение: правой рукой берем левый голеностоп, левой рукой – правый.

«Таракан»

В положении лежа на спине встаем на руки и ноги, идем вперед, одновременно шагая правой и левой ногой. Затем идем левой рукой и правой ногой. Усложнение: шагаем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой. Возвращаемся назад также используя простой и усложненный варианты.

«Чемодан»

В положении сидя, ноги вытянуты, носки тянем к себе. Наклоны к ногам. Колени не сгибаем, шея и плечи расслаблены.

Упражнения с мячом (кинестетическое упражнение)

Подкидывая мяч вверх, ребенок должен хлопнуть в ладоши, прежде, чем поймать мяч. Усложнение: Выполнение упражнения на балансирах.

Упражнение можно выполнять в паре (способствует коммуникации, взаимодействию с партнером).

Сенсорное упражнение

Ребенок с закрытыми глазами угадывает какой предмет ему попался в руки. Перед упражнением он изучает предметы визуально и наощупь: игрушки, ключи, бумагу и др.

II. Когнитивные упражнения

Пространственные представления (с 5 лет)

Дается задание на определение в какой клетке находится муха. Начинаем с исходного положения и далее перечисляем: одна клетка вверх, две клетки вниз, одна клетка влево ит. д. Нужно правильно показать в какой клетке находится муха. Усложнение: без визуального показа мухи, определяем положение насекомого в клетке (т. е. муху нужно мысленно представлять).

Слуховые представления

Перед упражнением ребенку предлагается послушать звон ключей, шуршание бумаги, шум воды, звон стекла и т.д. Затем ребенок закрывает глаза и определяет на слух услышанные звуки.

Также можно ребенку предложить угадать заранее записанные звуки природы (звук костра, дождя, ветра, пение птиц и др.)

Тактильные и кинестетические представления

Предложите ребенку изобразить как он гладит собаку, прикасается к крапиве. Показать, как чистит зубы и расчесывает волосы. Школьник пусть изобразит в воздухе как он пишет свое имя, адрес.

Чертим на спинке ребенка фигуры, а ребенок их угадывает.

Межполушарное взаимодействие

Одновременно на листе бумаги двумя руками рисуем спирали

Одновременно повторяем движения пальцев. Затем меняем руки.

Игра в животных

Предложите ребенку показать названное животное (Собаку, лягушку, зайца и др.), подвигаться как это животное, воспроизвести звуки этого животного. Усложнение: ребенок изображает животного, а взрослый угадывает что за животное изображает ребенок.

Мы предложили вам небольшой цикл полезных упражнений из нейрогимнастики, которые окажут огромную пользу при регулярных занятиях с ребенком. Эти упражнения необходимо выполнять 2- 3 раза в неделю. При участии взрослого формирование когнитивных и динамических процессов возрастает в несколько раз.

Желаем вам успехов!

Просмотров: 142
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Седирова Любовь Владимировна. Взаимодействие педагогов с родителями (упражнения коммуникативного характера)
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Жижакина Наталья Витальевна. Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Салова Мария Кузьминична. Игровые упражнения. Профилактика нарушения осанки.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь