Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.

Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.

Н.В. Тютина, МБДОУ №89 «Умка», г. Северодвинск, воспитатель

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование положительного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Поэтому одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности путём развития социально-коммуникативных навыков.

Поступление в детский сад — этосложный этап в жизни ребёнка раннего возраста. Перешагнув порог новой группы, он попадает в стрессовую ситуацию, которая может привести к эмоциональным срывам и нарушениям. В силу возрастных особенностей, ребёнку не всегда удаётся «учитывать» особенности и интересы сверстников. Часто возникают конфликты, обиды, ссоры, просто потому, что нарушили ход игры, не поделили игрушку, кто — то оказался лишним и т.д. В подобных ситуациях, дети, как правило, выбирают физический способ воздействия на сверстника, то есть толкаются, кусаются, отнимают игрушки и т.д. Другим способом является психологический: плач, крик, топанье ногами, гримасничество.

 

Поэтому, на этапе адаптации особое внимание должно уделяться психологической атмосфере в группе, созданию ощущения тепла, защиты, ласки, возможности приятного физического контакта для ребенка. Задача педагога организовать взаимодействие с детским коллективом так, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие каждого воспитанника. Помочь в этом могут коммуникативные игры и упражнения.

Коммуникативные игры и упражнения предполагают совместную деятельность, самовыражение, взаимноесотрудничество участников, развитие навыков общения, формирование доброжелательных отношений.

В своей практике для успешной адаптации детей раннего возраста мы используем следующие игры.

  1. «Ласковое имя». Дети располагаются по кругу (стоя, сидя). Ведущий (воспитатель) подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове и спрашивает: «Как зовут эту девочку (мальчика). Участники предлагают варианты ласкового имени выбранного ребенка. Роль ведущего (в дальнейшем) может выполнять ребенок.
  2. «Передай мяч». Дети стоят вкруг или сидят на стульчиках. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, при этом называя его по имени ( «На, Петя, мяч!»).

Вариант игры: передать мяч ребенку, выбранному взрослым.

3. «Зеркало». Находясь напротив детей, при помощи мимики воспитатель показывает эмоции: грусть, радость, злость, страх, удивление и предлагает детям их повторить. Каждое выражение он сопровождает репликой: «вот так мы улыбаемся», «вот так мы злимся», «вот так мы удивляемся». Закончить упражнение необходимо положительными эмоциями. В дальнейшем воспитатель может предложить копировать мимику любого ребёнка.

4. «Обними меня». Воспитатель предлагает детям сначала обнять «дружочка» справа, затем, «дружочка» слева, в завершении игры — обняться всем вместе.

5. «Подарок». Игровые действия выполняются по словесной инструкции воспитателя:

«Саша, ты яблоко бери и Тане подари».

«Милана, ты игрушку бери и Маше подари».

«Стёпа, ты мяч бери и Пете подари».

Сплоченности детского коллектива помогают хороводные, музыкальные игры по типу «каравая». Часто «гостями» группы и участниками игры становятся любимые детские игрушки. Они «приветствуют» детей, «хвалят», «побуждают» к положительным действиям, проявлению симпатии, внимания, отзывчивости, ласки, заботы. Взаимодействие взрослого через игрушку позволяет формировать у детей уважительное отношение к окружающим, активизировать речь, обогащать словарный запас. Так, в нашей группе, живет Мишка Топтыжка, который знает много «мирилок» и помогает разрешить конфликтные ситуации.

В результате внедрения и активного использования коммуникативных игр и упражнений мы заметили, что процесс адаптации вновь пребывших детей раннего возраста проходит легче. Многие могут организовать несложные совместные игры (парикмахерская, доктор, постройка пирамид), знают как надо мириться, обращаются за помощью к сверстникам и взрослым.

Таким образом, общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно в этот период дети начинают проявлять непосредственный интерес к другому ребенку, у них возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой. Поэтому, так важно в этом возрасте заложить основы социализации, уделять внимание развитию социально-коммуникативных навыков у каждого ребенка, для того, чтобы он в будущем не испытывал трудностей в общении с другими людьми, умел разрешать конфликтные ситуации и стал полноценным членом общества.

Просмотров: 580
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Наталья Панькова. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь