Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»
Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Замалова Э.Н. по образовательной области «Познавательное развитие»
Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
С момента введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), педагогами накоплен достаточный положительный опыт организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) с дошкольниками. В своей повседневной работе у педагогов дошкольных учреждений есть возможность использования такого опыта через сеть Интернет, использования печатных изданий, опыта работы коллег на уровне методических объединений и т.п. Но вопросы, каким образом педагог может организовать НОД с детьми, возникают постоянно. Обязательным условием, в соответствии с требованиями ФГОС ДО — НОД должна быть такой детской деятельностью, которая в обязательном порядке бы подразумевала их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, быть интересна для них. Но при этом процесс обучения остается. Дети обучаются, не замечая этого. В этом и заключается мастерство педагога, его умение правильно организовать НОД. При проведении НОД меняется роль педагога, он становиться «координатором» или «наставником», непосредственным источником информации. Меняется позиция педагога по отношению к детям — она приобретает характер сотрудничества, ребенок теперь выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.
Одним из видов НОД является экспериментирование. Детское экспериментирование – один из методов познавательно-исследовательского развития детей дошкольного возраста. При организации НОД по экспериментированию, мы поддерживаем склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину. В представленном конспекте НОД можно проследить, как дети обнаруживают качества предметов, устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
Данный конспект НОД имеет в своей основе проблемное обучение, так как содержит элементы исследовательского поиска. Именно такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением. При составлении конспекта НОД учитывали особенности организации детского экспериментирования в ДОУ:
- эксперимент непродолжителен по времени;
- проговаривание детьми своих действий вслух;
- учет индивидуальных различий детей (темп работы, утомляемость);
- учет права ребёнка на ошибку и применение адекватных способов вовлечения детей в работу;
- не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром;
- учет возрастных особенности детей.
Цель: Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды
Задачи:
Образовательные:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор
-Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о
свойствах воды.
-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и
детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развивающие:
-Способствовать развитию любознательности.
-Развивать внимание детей.
- Способствовать развитию логического мышления: определять тему
проблему исследования, последовательность исследовательской
деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные:
-Продолжать воспитывать культуру поведения.
-Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Предварительная работа:
- чтение произведений художественной литературы
- беседа с детьми о значении и свойствах воды
-проведение отдельных опытов с водой.
Методы и приёмы:
- беседа
- сюрпризный момент
- загадки
-совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность).
Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Вода», раздаточный
материал на каждого ребёнка: одноразовые прозрачные стаканчики с водой,
салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведёрко.
Словарная работа: вводить в словарь детей существительные (лаборатория,
опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие
свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись
за руки.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель:
Хорошо учился в школе,
Институтский курс освоил.
Все науки изучал,
Академиком он стал.
Книг прочёл, наверно тонны!
Настоящий он... УЧЁНЫЙ
Воспитатель: Скажите, чем занимаются учёные?
Предполагаемые ответы детей: Учёные занимаются наукой. Наука — это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают.
Воспитатель: Где работают учёные?
Предполагаемые ответы детей: В научной лаборатории.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Предполагаемые ответы детей: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Профессор Почемушкин (появляется на интерактивной доске)
Профессор: Здравствуйте, ребята! Я Профессор Почемушкин. Я хочу пригласить в свою лабораторию, где вы почувствуете себя настоящими учеными. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: Да
Профессор: Я предлагаю вам провести опыты с водой! А вы знаете, в каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Почемушкин читает загадки, а дети показывают иллюстрации с отгадкой
(картинки — отгадки вывешиваются на мольберт).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это... (Дождь).
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки).
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (Снег).
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт —
Гвоздь упадёт. (Сосулька).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все ответы на загадки
Профессора?
Предполагаемые ответы детей: Это вода.
Воспитатель: Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Кто мне напомнит?
Предполагаемые ответы детей: Она может быть жидкой, твёрдой и газообразной.
Профессор: Сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить
опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять
свои рабочие места.
Дети рассаживаются по 2 человека за один сто).
Профессор: Приступим к нашему исследованию.
Опыт № 1. «Вода — жидкость».
Профессор: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на
блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и
растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку?
Предполагаемые ответы детей: Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и
может течь, то её называют жидкостью.
Профессор: Совершенно верно.
Вывод: вода — жидкость.
Опыт № 2. «Вода бесцветная».
Профессор: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета
молоко?
Предполагаемые ответы детей: Белого.
Профессор: А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?
Предполагаемые ответы детей: Нет. Она прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Профессор: Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Профессор: Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Предполагаемые ответы детей: Нет.
Вывод: вода — прозрачная жидкость.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
Профессор: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет?
Предполагаемые ответы детей: У воды нет запаха.
Профессор: Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет?
Предполагаемые ответы детей: Апельсином.
Профессор: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
Профессор: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?
Предполагаемые ответы детей: Нет.
Профессор: А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в
лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко
отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь — всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
Воспитатель приглашает всех подойти к его столу.
Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы».
Воспитатель: Скажите, что стоит на столе?
Предполагаемые ответы детей: Таз с водой.
Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там
увидели?
Предполагаемые ответы детей: Свое лицо, отражение.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?
Предполагаемые ответы детей: В зеркале, в витрине магазина и т. д.
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Предполагаемые ответы детей: Очень плохо, оно размытое.
Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода
неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Рефлексия.
Профессор: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает водах?
Предполагаемые ответы детей: Вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса.
Профессор: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы
расскажете своим друзьям и родителям. До свидания, ребята!
Воспитатель: Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших
следующих опытах. Спасибо вам, ребята.
Список используемой литературы:
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: «Учитель», 2014.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2014.
- Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004.
- Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. – М.: «Детство-Пресс», 2014.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015.
- Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
Интернет ресурсы:
1. https: //nsportal. ru/sites/default/files/2016/01/18/nod_po_fgos. doc
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
Воспитатель
МАДОУ «Колокольчик» ___________________ Э.Н. Замалова
«_____» _____________________2020г.
|