Соловьёва Елена. Финансовое воспитание в условиях детского сада.

Финансовое воспитание в условиях детского сада.

Е. А. Соловьева, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Росинка» г. Ядрина

Нынешние дети начинают приобретать первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях уже с дошкольного возраста. В повседневной жизни малыш сталкивается с теми или иными финансово-экономическими явлениями. Быстро меняющаяся инфраструктура современной жизни диктует необходимость экономического образования населения уже с дошкольного возраста. В целях формирования у детей правильного и грамотного экономического представления, педагогическим коллективом нашего детского сада было решено с воспитанниками старшего дошкольного возраста изучать финансовую грамотность.

 

В ходе апробации в старшем возрасте детского сада финансового воспитания ключевой задачей стало повышение экономической компетенции дошкольников.

Экономическое воспитание дошкольников осуществлялось на базе дошкольного учреждения в ходе экспериментальной.

Объектом исследования экспериментальной площадки стали учебно-воспитательный процесс, игровая и творческая деятельности, досуги малышей в детском саду.

Цель эксперимента – выявить и повысить экономические представления дошкольников, формирование у воспитанников умений, навыков и компетенций для принятия грамотных финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми организациями.

Задачи эксперимента

  1. формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;
  2. формировать правильное отношение к деньгам, представлений о способах их зарабатывания и разумному использованию;
  3. формировать элементарные представления о товаре, как продукте и результате человеческой деятельности, его стоимости, ценности;
  4. развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главные и второстепенные затраты;
  5. воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, ответственность, честность, бережливость, экономность и т.д.
  6. воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.

Над экспериментом работала команда педагогов, творческая группа, которая в ходе совещаний, семинаров и консультаций определяла курс по реализации эксперимента. Реализацию эксперимента начали с подготовки методической и программной документации и создания предметно развивающей среды.

Творческой группой педагогов чётко была определена суть экономического образования дошкольников, которая состояла не в организации специального обучения экономике, что потребовало бы дополнительного времени и могло бы привести к перегрузке детей, а в обогащении и концентрации различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Также интегрировалась и обогащалась экономическим содержанием непосредственно образовательная деятельность — по математике, экологии, художественному творчеству и ознакомлению с социальным и предметным миром.

Создание предметно развивающей среды предполагало пополнение развивающей среды настольно-печатными играми «Монополия», «Деньги», «Веселый бизнесмен», «Бизнес лайф», «Менеджер», «Супермаркет»; дидактическими играми «Что такое деньги», «Доходы семьи Чебурашки», «Задачи», «Хранение денег», «Средства передвижения», «Ребусы», «Реклама для магазина Мишки», атрибутикой для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Сбербанк». Родителями воспитанников даже был изготовлен модель банкомата с функцией распечатки чеков, что побуждало интерес детей к изучению финансовых операций.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, ситуациями и пособиями поспособствовало развитию у них реального экономического мышления, что сделал этот процесс более осознанным и динамичным.

Примерное содержание освоения финансовой грамотности было отражено в 5 основных темах:

  1. «Моя семья» (семейная экономика)
  2. «Мир денег» (деньги, цена)
  3. «Мой город» (производство полезных товаров)
  4. «Мир товаров» (основы маркетинга)
  5. «Моя страна» (ресурсы)

В рамках освоения содержания экономического образования в детском саду прошли циклы занимательных занятий «Дети и деньги», «Какие бывают сбережения», «Обязательные платежи», «Товары первой необходимости», «Потребительская корзина», «Что такое налог», «Моя любимая реклама».

Малыши кроме хорошо известных им профессий познакомились ещё с понятиями и профессиями рекламный агент, рекламодатель, банкир, менеджер, налоговый инспектор.

Для воспитанников детского сада совместно с родителями были организованы экскурсии в банк, на почту, в торговый центр, в швейную мастерскую, под хештегом «Приключения будущего финансиста».

Чтения, обсуждения и драматизации сказок с экономическим содержанием использовались для накопления практического опыта и формирования экономико-финансового представления в различных отношениях и бытовых ситуациях малышей. Народные сказки, собравшие вековой социально-экономический опыт народа, использовались для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, бережливость, расчетливость, практичность и другие.

Педагоги с детьми читали, анализировали и драматизировали народные и авторские сказки с экономическим содержанием: «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Колобок», «мужик и медведь», "Как Миша из покупателя превратился в продавца ", «Маленький бизнесмен», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Купите лук», «Как мишка хотел открыть магазин» и т.д.

В ходе экономического воспитания активизировалось знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о купле – продаже, о богатстве и бедности, о бережливости, о добре, Например: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит» и другие.

Также дошкольниками были проведены беседы: "Знакомство с российской национальной валютой" " Как старину проходил товарообмен", "Что такое реклама", «Где и кем работают Ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Кем я хочу стать».

Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.

Сделать экономику понятной помогали сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. В ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Педагогами проводились игры – занятия по темам «Семейный бюджет: «Доход — расход» «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему», дидактические игры «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров». В ходе игр уточнялись и закреплялись предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретались новые элементарные экономические представления.

Дети очень полюбили рекламные игры. Они с интересом учились рекламировать лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыши учились рисовать и оформлять рекламные вывески.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники учились решать логические и арифметические задачи, задачи – шутки, которые сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают воображение и логику рассуждений, а также имеют экономическую идею.

Например, задачи мудрого Филина:

  1. Какие фрукты дешевле, а какие дороже в России: яблоки или ананасы? В Африке? Почему?
  2. Какие яблоки стоят дороже на рынке: свежие или немного побитые, подгнившие? И почему?
  3. В селе Простоквашино все любят мороженое. Но как выдумаете, когда на неё больше спроса: зимой или летом?

Педагогами активно создавались ситуации обсуждений на темы: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Откуда поступает товар?», «Где и кем производится товар?».

Также наши малыши принимали участия в конкурсах по «Финансовой грамотности» для дошкольников. В ходе эксперимента был реализован мини-проект «Моя копилка», в рамках которого родители с детьми в ходе совместного прикладного творчества изготовили копилки. В копилки ребята собирали монеты и тем самым учились накапливать сбережения для исполнения своих желаний.

Таким образом, в ходе эксперимента у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированных экономических представлений, экономические знания и термины дети умело включают в самостоятельные игры, у дошкольников есть понимание первичных и вторичных потребностей.

Также мы отмечаем, что изменилась позиция родителей финансового воспитания дошкольников, у них появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми с малых лет. У родителей вырос интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам, мероприятиям и проектам, они начали активное принимать участие в жизни группы.

Экспериментальная работа показала, процесс освоения дошкольниками основ финансовой грамотности имеет успех, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды детского сада.

Просмотров: 302
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Храмова Светлана Викторовна. «Подвижные игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста».
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Котова Татьяна Владимировна. Сценарий театрализованного представления «Гуси-лебеди» для старшего дошкольного возраста в комбинированной группе детского сада
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Терехова Елена Васильевна. Аналитическая справка по итогам проведения диагностики гражданско-патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации проектной деятельности.
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Рафикова Ильмира Дикатовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОНОМИКИ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Литвинова Любовь Николаевна Субботина Наталья Евгеньевна Кузяева Елена Леонидовна. Методическая разработка на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в ходе реализации ООП ДО «Мозаика»»
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Германова Людмила Филипповна. «Взаимодействие с родителями по формированию и созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада по ФГОС»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Шишкина Марина Михайловна. Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь