Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»

«Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»

25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Актуальность этой темы продиктована рядом проблем, остро вставшими в современном обществе. Среди них общая низкая финансовая грамотность в стране, нерациональное потребление ресурсов, безответственное к ним отношение, закрепившееся в привычках, и вместе с тем отсутствие единой массовой системы обучения финансовой грамотности населения. Плохо просвещенное в финансовом отношении население легко поддаётся различным обманам и махинациям. И страдают от этого как молодые, «не умудрённые жизненным опытом» люди, так и старшее поколение. Ведь ещё с советских времен сложился неверный стереотип о том, что финансово грамотными необходимо быть только людям, по роду деятельности напрямую связанным с деньгами или ценными бумагами. А ведь современные реалии таковы, что уже младшие школьники имеют карманные деньги, ценные вещи, и потому должны уметь с ними обращаться. Кроме того, сегодняшний школьник и дошкольник – это в будущем взрослые члены общества, и от того, чему они научатся сейчас, какой пример ведения хозяйства будут видеть перед глазами, какие привычки сформируют зависит то, насколько успешной и обеспеченной будет их дальнейшая жизнь.

Неоднозначно обстоят дела и в семейном просвещении детей на тему финансов и их использования. Многие родители хотят для своего ребёнка лучшее, но забывают, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Поэтому я пришла к выводу о том, что одну из задач дошкольного образования, закреплённую в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, — развитие предпосылок успешной социализации дошкольника, – невозможно реализовать без введения в дошкольном образовательном учреждении систематической работы по формированию основ финансовой грамотности. Большинство наших воспитанников продолжат жить, учиться и взрослеть в Санкт-Петербурге. Это должно сказываться на построении специфических, региональных, составляющих образовательного процесса. В числе прочих компетенций жители мегаполиса должны обладать и финансовой грамотностью. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, а к тому, что имеешь, относиться бережно и разумно. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

Содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по следующим направлениям:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию
  • с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться в её содержании и назначении; — вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности
  • дать понятие о том, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести
  • показать, как взрослые люди ведут учет доходов и расходов для обеспечения надёжности и благополучия жизни своей семьи
  • сформировать представление о финансовой безопасности (то есть о том, что деньги могут быть интересны не только их обладателю, но и посторонним лицам)
  • и главное! – привить понимание того, что главные ценности – жизнь, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь!

Формы работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников: дидактические игры, настольно-печатные игры, эвристические беседы ( «Путешествие в прошлое денег», «История игрушки на витрине магазина» и другие), электронные игры- викторины (по аналогии с детской телевизионной интеллектуальной игрой «Самый умный», когда игроки по очереди открывают поля на экране, за которыми спрятаны задания и вопросы), проблемные ситуации, требующие решения и дальнейшего обсуждения с другими детьми и взрослыми, исследовательские проекты, интеллектуальные командные игр)

Работа по формированию основ финансовой грамотности должна быть включена в локальные акты учреждения, иметь отражение в рабочих программах педагогов и может быть зафиксирована в основной образовательной программе дошкольного образования в качестве парциальной программы.

Работа с педагогическими коллективами по организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает в себя внутрифирменное обучение, обучение на курсах повышения квалификации. Работа с родителями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности дошкольников заключается в большинстве своём в консультировании и педагогическом сопровождении процесса воспитания у детей полезных финансовых привычек в семье, предостережении от возможных ошибок.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не жить в долг, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Особенно актуально это для жителей крупных и развитых городов. Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, понятие ценности их труда, производимых продуктов и оказываемых услуг. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это во многом определяет его будущее. Формирование экономического сознания приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет успешно социализироваться в окружающем мире.

Нормативная база

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Минобранауки Росси от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15)

Методическое обеспечение процесса

Электронные ресурсы:

https: //www. koiro. edu. ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnostnaseleniya/

https: //revolution. allbest. ru/pedagogics/00782508_0. html

Методическая литература:

  • Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста Текст: учебно- методическое пособие / Л.Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015
  • Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016
  • Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников// Молодой учёный, 2017, № 8. С.349-351
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
Просмотров: 530
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Гарькуша Светлана Рашитовна. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
  • Шишкина Марина Михайловна. Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Абушахманова Екатерина Олеговна, Новицкая Татьяна Сергеевна. Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старшего дошкольного возраста по теме «Приключения мышат»
  • Зубкова Оксана Александровна. Научная статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Ерофеева Светлана Николаевна. Культурные практики по формированию финансовой грамотности
  • Ананьина М.В., Барсукова О.А.. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НРАВСТВЕННО — ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • Петрова Олеся Валериевна. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
  • Брязгун Альбина Фанзильевна. Статья «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности»
  • Гром Галина Владимировна. Презентация «Игры по финансовой грамотности»
  • Тумашева Мария Петровна. Занятие по финансовой грамотности
  • Вишнцева Надежда Ивановна. Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в старшей группе
  • Габилова Елена Сергеевна. Формирование основ финансовой культуры ребенка
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Хоменко Лилия Анатольевна. Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!»
  • Остапова Надежда Валентиновна. Методическая разработка по формированию основ безопасности для детей старшего дошкольного возраста
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь