Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.

Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.

Очень важно не рассматривать ребенка отдельно от семьи и ее положения. Этот выведенный опытным путем принцип должен соблюдаться всеми специалистами, работающими с данной категорией детей. Практическая ценность и эффективность рекомендаций, учитывающих семью как единый организм, возрастает в несколько раз. Комплекс проводимых мероприятий должен быть в идеале направлен на восстановление способности семьи самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Степень участия специалистов в этих мероприятиях может быть очень разной: начиная от информационной поддержки, заканчивая организацией и сопровождением участия семьи в конкретных запланированных мероприятиях. Это прежде всего зависит от тяжести положения семьи.

Очень важно на приеме предусмотреть время, для того чтобы дать человеку, пришедшему на консультацию, возможность выговориться. И конечно, консультация всегда носит поддерживающий характер, а не только информационный или юридический. В начале работы специалисту важно понимать, кто приходит на консультацию, и в зависимости от особенностей родителя (опекуна) или от его состояния строится беседа. Для этого специалист старается оценить человека, пришедшего на прием. Это может быть родитель, который:

  • находится на одной из стадий горевания (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие);
  • является «уцелевшим», т.е. тем, кто пережил/переживает катастрофу и связанный с ней стресс и готов «бороться» за ребенка; — некомпетентен в проблематике;
  • компетентен в проблематике избыточно (что может помешать установлению взаимопонимания и налаживанию взаимодействия);
  • готов вам поверить и сделать все, что будет рекомендовано;
  • не готов вас услышать и т.д.

Но дальнейшая стратегия взаимодействия, его скорость и форма выбираются с учетом полученной о человеке информации.

Формы работы с родителями

Очная консультация — наиболее эффективная форма взаимодействия с семьей по целому ряду причин. Важными формами оказания помощи семье являются консультации по телефону, в социальных сетях. Они также целесообразны, но очные встречи необходимы в первую очередь.

На консультации специалист помогает четко сформулировать или полностью переформулировать запрос родителя (опекуна). Ведь для того чтобы правильно сформировать запрос, обратившимся необходим определенный уровень осведомленности. А чаще всего у родителей достаточных знаний для принятия решения нет: для человека, впервые столкнувшегося с системой получения помощи, она представляется достаточно сложно устроенной. В результате консультации иногда формируется запрос, отличный от первоначального.

Структура консультативного приема родителей

  1. Прежде всего родителей необходимо внимательно выслушать, используя прием активного слушания и поощряя дополнительными или наводящими вопросами.
  2. Далее следует разъяснение прав ребенка и информирование о существующих для него возможностях. Важно донести до человека, что вся помощь носит заявительный характер, а обращения должны быть письменными.
  3. Родителям оказывается помощь в подборе медицинского учреждения для прохождения врачебной комиссии (ВК), в определении учреждений для дополнительных обследований, разъясняется механизм получения необходимых направлений, форм, справок, заключений и т.п.
  4. Педагог информирует о порядке оформления ребенку инвалидности, обосновывая необходимость и пользу такого шага, останавливаясь и на теме страхов родителей, предлагая им высказать все, чего они боятся в связи с оформлением ребенку инвалидности, и обоснованно рассказывая, в чем несостоятельность их опасений.
  5. На консультации обосновывается также необходимость получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Акцент делается на том, что заключение нужно для защиты прав ребенка на образование, и создания необходимых специальных образовательных условий.
  6. Также осуществляется подбор круга образовательных и/или реабилитационных учреждений, подходящих по нескольким параметрам (прежде всего, по территориальному и квалификационному).

«Болевые точки» родителей

Пример одной из тем, чаще всего нуждающихся в подробном разборе, — принятие родителем умственной отсталости у ребенка. Неприятие базируется чаще всего на страхах, а страхи — в большей своей части на незнании, на мифах и «стигматизации» ментальных нарушений. Боятся родители прежде всего того, что диагноз УО ведет к постановке клейма «необучаемость», а значит, к отсутствию у ребенка возможностей социализации, получения образования, профессии, к непринятию обществом.

Тяжело родителям думать и о том периоде, когда они не смогут заботиться о ребенке из-за своего преклонного возраста или болезней. При консультировании специалисты посвящают также большое количество времени информированию о том, как устроен образовательный маршрут ребенка с УО; какие есть возможности для детей с РАС; если есть малейшая вероятность того, что образовательную программу ребенка придется понижать до программы, учитывающей особенности детей с умственной отсталостью.

Важной частью консультирования является привлечение родителя (опекуна) к работе с ребенком. Ситуация может успешно разрешиться, если правильно сориентировать родителя в коррекционно-образовательном процессе, обратить семью к самому ребенку

Информированность о существующих образовательных учреждениях, проектах для подростков и взрослых, о способах помощи ребенку позволяет родителю ощущать себя более уверенно и работать со своими страхами, преодолевая их, принимая ребенка, спокойнее думая о его будущем.

В практической части работы по консультированию используется прием «дробления» большой проблемы, с которой обратился родитель, на несколько более мелких, решить которые значительно проще.

Этапы информационной поддержки и общие задачи консультирования семьи ребенка с ОВЗ в области образования

  • Первичные индивидуальные консультации (информирование);
  • Выявление причин возникших трудностей и поиск решения по существу (переформулирование задач);
  • Подбор «партнеров», которые помогут семье разрешить сложившуюся ситуацию;
  • Помощь в выборе дальнейшей стратегии;
  • Психологическая поддержка (групповая работа, индивидуальные консультации);
  • Семинары и тренинги для родителей (и специалистов);
  • Инициирование проведения ознакомительных мероприятий в образовательных учреждениях;
  • Сбор, обмен и распространение информации среди родителей и общества в целом.

Правило, которым руководствуются специалисты, работающие с детьми РАС,, понимая, в каком стрессе находятся родители детей с ОВЗ или с инвалидностью, — контроль результата консультирования. Важно проверить, все ли понятно человеку, и попросить его по возможности повторить все рекомендации, как он их понял (часто бывает так, что даже читая по собственным записям, люди неверно трактуют полученную информацию. Иногда имеет смысл проговорить, переформулировать информацию другими словами, а также попросить родителя убедиться, что все им записано верно, или распечатать свои рекомендации самостоятельно и вручить уже готовый текст.

Просмотров: 111
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Марина Геннадьевна Максимова. Консультация для родителей 'Как приучить ребенка к чтению?'
  • Евгения Владимировна Ситилкина. Статья на тему «Как важно заниматься физическим развитием ребенка»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Шумилова Екатерина Анатольевна. Консультация для родителей «О ПРАВАХ РЕБЕНКА…»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Прокопенко Элла Геннадьевна. Консультация для родителей «Питание ребенка летом»
  • Гаврилова Светлана Николаевна. Консультация для родителей «Воспитываем вежливого ребенка»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Зайцева Анна Владимировна. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь