Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»

«Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»

Наталья Валентиновна Яковлева воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Формирование личностных качеств дошкольников должно полностью соответствовать задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Именно в процессе конструирования происходит воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его[1, 11 cтр. ].

 

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.В. Ку-цакова З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, и др.). Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитие ребенка. В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т.д.. [2, 17стр. ]

Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает ее сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика — это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

В силу своей универсальности LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO- технологии, является игра — ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируют умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. LEGO -технология объединяет элементы игры с экспериментированием. Следовательно, активизирует мыслительно — речевую деятельность дошкольников. Они с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное.

Мастер — класс способствует развитию интереса детей к живой природе, направлен на формирование элементарных математических представлений у детей в конструктивно — игровой деятельности, развивающей системы LEGO.

Актуальность темы занятия обусловлена важностью формирования у учащихся бережного отношения к животному миру природы в условиях глобального экономического кризиса, потребительского отношения человека к природе, а также потребностью развития у дошкольников интереса к LEGO- конструированию, как способа формирования активизации мыслительных процессов.

Новизна темы связана с недостатком литературы, пособий для педагогов по LEGO- конструированию. В России по этой теме издано всего лишь несколько пособий для обучения детей дошкольного возраста.

Цель занятия: формировать математические способности через конструирование различных ситуаций, позволяющих воссоздать окружающий мир в действительности.

Задачи:

  • развивать математические способности с помощью конструктора LEGO;
  • совершенствовать умение и ориентироваться в пространстве;
  • формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать память, внимание
  • воспитывать толерантность друг к другу.

Ход занятия

I. Организационная часть. Создание ситуации, способствующей вовлечь детей в процесс обучения. (Декорация лесного пейзажа с дикими животными).

Педагог: Наступила осень. В полях убран урожай. Холодно и голодно стало животным в лесу. Заяц и ежик отправились искать корм и встретили на своем пути сторожевого пса, который бежал с хозяйской дачи, так как охранять на ней уже было нечего. Увидев голодных лесных жителей, пёс рассказал им, что его хозяин специально оставил на грядках немного овощей, чтобы животные не голодали зимой.

  1. В левом нижнем углу дачи можно найти свеклу.
  2. В верхнем правом росла морковь.
  3. А в левом верхнем углу на яблоне осталось несколько яблок.

Ничего не запомнил заяц, но поспешил искать дачу, надеясь разобраться на месте. Еж остался ждать друга около пенька.

Ребята! Поможем зайцу найти корм на даче?!

II. Основная часть: Постановка цели и задачи работы.

Дети знакомятся с набором LEGO- деталей для конструирования на LEGO- платформе, символизирующей дачный участок.

III. Практическая работа: Конструирование предметов (грядок, овощей) и

определение места их нахождения.

Педагог: А вот и дача! Нам придется идти по мосту, он скользкий от осеннего дождя. Держаться не за что, перила разобраны, бревна перепутаны.

Читается стихотворение о рассорившихся цифрах. Детям предложено помирить цифры, построить перила. Воспитанники отвечают на вопросы по теме «количество и счет», а также определяют координаты дачного домика. (Правый нижний угол)

Педагог:

-Ребята! Отгадав мою загадку, вы ответите, грядку с каким овощем помогли найти зайцу. Читается загадка о моркови. Дети подбирают необходимые детали для конструирования грядки с морковью, которую располагают в правом верхнем углу. Определив левый нижний угол, воспитанники размещают в нем конструкцию из деталей LEGO грядки со свеклой. Отвечают на вопросы по темам: «геометрические фигуры», «форма», «цвет».

Педагог:

-Ребята! Вы не забыли, что зайчика ждет ёжик, который любит яблоки. Вспомните, где растет яблоня? (Левый верхний угол). Дети выполняют построения дерева с яблоками. И размещают постройку в указанном месте.

Педагог:

- Какая дача без клумбы с цветами?! А найти и восстановить ее, ребята, вы сможете по схеме. (Дети получают схемы, по которым выполняют построение клумбы с цветами, затем отвечают на вопросы, где находится клумба относительно домика, грядок, яблони?)

Вот мы и помогли зайчику найти овощи. Взял он яблоко для ёжика, сорвал осенний цветок для мамы и заторопился домой сообщить родителям радостную новость о найденных овощах. Теперь не придется его семье голодать зимой.

IV. Заключительная часть: Анализ работ и подведение итогов занятия.

Список используемой литературы

  1. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования-. — 3изд., испр. и дополн. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368с.
  2. Н. Н. Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возрас-та. Волгоград.: Перемена, 1994г.
  3. Порвина С. В. Конспект занятия «Конструктор LEGO – учит, забавляет,

Радует, организует» // Социальная сеть для работников образования: электронные ресурс-2013. (дата обращения 20. 03. 2016г.)

Просмотров: 370
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Самойлова Светлана Владимировна. КОНСТРУКТОР LEGO КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Чуваева Лариса Владимировна. Использование конструктора «LEGO» в театрализованной деятельности в детском саду.
  • Бикчурина Ландыш Азбаровна. Методическая разработка по LEGO–конструированию для детей старшего дошкольного возраста «ВМЕСТЕ С ЛЕГОШЕЙ»
  • Темирева Ирина Александровна. Консультация по теме «Конструктор LEGO WEDO: комплектация и работа с ним»
  • Залёткина Евгения Сергеевна. Реализация LEGO технологий в образовательном процессе коррекционных групп.
  • Голоулина Ангелина Андреевна. «Инновационные Лего-технологии. Использование обучающего конструктора LEGO Education WeDo (робототехника)» в практике работы ДОО»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Использование LEGO в здоровосберегающих технологиях
  • Редактор. Кто изобрел LEGO?
  • Каюмова Анна Дмитриевна. Конспект. Тема: «Робот LEGO WeDo – Рычащий лев»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Ястребова Надежда Валентиновна. Развитие творческой деятельности детей в процессе конструирования из строительного материала.
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Заяц Валентина Арсеньевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Познание» (Конструирование из конструктора «Лего») на тему: «Прогулка в лес».
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. «Развитие любознательности в процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности дошкольников путем внедрения в непосредственно деятельность игр — экспериментов с использованием модели
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Дъякова С.Е.. Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Лего – конструирования». ТЕМА: «Путешествие в сказку «Теремок»».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Рязанцева Надежда Рубиновна. Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Бурко Елена Валентиновна. Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по теме: «Играем безопасно!» для детей средней группы
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь