Инякина Татьяна Павловна. Педагогическая статья: «Знакомство старших дошкольников с героическим прошлым страны средствами музейной педагогики (из опыта работы)»

Педагогическая статья: «Знакомство старших дошкольников с героическим прошлым страны средствами музейной педагогики (из опыта работы)»

Автор: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 377 г.о. Самара Инякина Татьяна Павловна

На современном этапе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» возникла тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного общества.

Повышение роли ДОО в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является одним из основных направлений реализации данной программы, так как дошкольное детство – самая благоприятная пора для формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 

Скачать конспект

В то же время, воспитание будущих патриотов невозможно без обращения к героическому прошлому России, обладающему богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость отчизны, опыта участников ВОВ.

Следовательно, современному педагогу ДО необходимо выбирать эффективные средства воспитания гражданского патриотизма, учитывая специфику дошкольного детства.

В этой связи огромное значение приобретает сотрудничество нашего ДОО и Военно-исторического музея, организующего экскурсии для детей подготовительной группы.

Целью данного социального партнерства является создание условий, для формирования у старших дошкольников основ гражданского патриотизма средствами музейной педагогики.

Использование музейной педагогики в современном дошкольном образовании обусловлено тем, что музей в современном обществе – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности.

Музей и музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности дошкольника одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, суждений, оценок и чувств.

Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков.

Большим событием для нашей группы стала экскурсия в военно-исторический музей Краснознаменного Приволжско–Уральского военного округа, организованная в рамках педагогического проекта нашей группы к 70-летию Великой победы.

В данном музее собраны сотни экспонатов времен гражданской и Великой Отечественной Войны. Все они — от боевого миномета до кошелька, спасшего жизнь солдата, свидетельствуют о мужестве русского народа. Большая часть фронтовых реликвий была передана в музей из семейных архивов ветеранов ВОВ.

В выставочном зале второго этажа, который посвящен ВОВ, наши ребята узнали, какой ценой досталась Победа советскому народу, о воинах-самарцах и жителях области, которые защищали Родину в годы ВОВ.

В зале героев ВОВ дети узнали о земляках летчиках-героях.

Наш земляк майор авиации Губанов Георгий Петрович – в боях с фашистами потерял руку и продолжал совершать полеты с крюком вместо руки. Мундир с пулевым ранением вызвал у детей нескрываемый интерес. Сложилось такое впечатление, что они прониклись той болью, которую испытал летчик при ранении. Дети узнали, что в честь героя Советского Союза Губанова была названа военная кафедра Аэрокосмического Университета в г. Самара.

Не меньший интерес вызвал у детей рассказ о бородатом летчике Фадееве Вадиме Ивановиче, который, получив страшные обморожения лица, продолжал совершать полеты и сбил 20 фашистских самолетов. Одна моя воспитанница вспомнила, что ее бабушка живет на улице Фадеева, как раз названной в честь героя!

История о летчиках дальней авиации Гастелло и Бурденюк, которые сознательно направили свой горящий самолет в колонну немецкого бензовоза, до сих пор с воодушевлением пересказывается в нашей группе тем детям, которые не были в музее.

Таким образом, в ходе посещения зала героев наши ребята смогли проникнуться чувством национальной гордости за доблесть, мужество и верность Родине, проявленные нашими земляками.

С особым интересом и эмоциональным сопереживанием дети нашей группы просматривали самую запоминающуюся экспозицию настоящего боя: со звуком и спецэффектами. Воссозданная диарама боя настолько впечатлила наших ребят, что уже после посещения музея, когда мы просматривали фото и видео нашей экскурсии и дети делились своими впечатлениями с теми, кто не имел возможности посетить музей, одна девочка произнесла такую фразу: «Можешь себе представить, как тяжело было копать окопы, они намного глубже, тех лабиринтов, которые мы копаем летом в песочнице!!!» — не это ли говорит об эмоциональном отклике, который пусть вот так, по-детски, но оставила эта экскурсия в душе ребенка.

А с какими глазами смотрели мои воспитанники на экскурсовода, когда она знакомила нас с жизнью детей в военный период. Они узнали о сборе средств на танк «Малютка» и его инициаторе Аде Занегиной, которая очень хотела, чтобы быстрее закончилась война. Поколение детей, живших во время войны само по себе уникально. Это маленькие взрослые, философы, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких им людей, но познали и маленькие радости, и счастье окончания войны.

Можно еще долго рассказывать об экспозициях музея, о том, как мы услышали голос товарища Молотова из настоящего репродуктора, оповещающего о начале ВОВ, о детях – защитниках Брестской крепости, но мне хотелось бы отметить, важность рефлексии после посещения музея.

Как уже отмечалось ранее, после экскурсии мы с ребятами просматривали фото и видео, которые помогли им воссоздать в памяти то, что они увидели и услышали. Меня удивил тот факт, как много они помнили об экскурсии, включая размер ракеты, встречающей нас в вестибюле музея, честно, даже я этого не запомнила. Они долго делились впечатлениями об экспозиции «Дети войны». Проникнувшись к тем чувствам, которые испытывали дети, каждый день ожидающие окончания войны, кто-то из моих воспитанников спросил «А если бы сейчас шел последний год войны – сколько дней осталось до дня Победы? Мы решили вместе подсчитать — и так возникла идея создания мини-лозунга в нашей группе – «До 70-летия Победы осталось…». Каждый день ребята самостоятельно меняют цифры и ждут дня Победы, наверное, так же, как его ждали дети в войну.

Это говорит о том, насколько все увиденное позволило нашим ребятам «окунуться» в атмосферу тех времен, когда даже дети вставали на защиту нашей Родины.

Однако самым главным результатом проведения экскурсии, мы считаем создание в нашей группе мини-экспозиции (мини-музея) под названием: «Я помню – твой подвиг». Почти у каждого воспитанника нашей группе на шкафчике для одежды висит фотография прадедушки или родственника – героя ВОВ. При активной поддержке родителей, мини-музей нашей группы пополняется ежедневно — к фотографиям добавляются краткие биографии и медали. Дети с гордостью рассказывают о своих героях. Девизом нашей экспозиции стали слова из песни кинофильма «Офицеры»«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть – у музея и музейной педагогики большие возможности для решения задач воспитания гражданского патриотизма у подрастающего поколения. И как сказал один мой воспитанник – «побывав в музее, мы как будто прокатились на машине времени». Как верно подмечено, ведь в музее за короткое время человек может совершить путешествие в минувшее десятилетия.

Экспонаты и экспозиции военно-исторического музея позволили моим воспитанникам соприкоснуться с историей нашей страны, зажгли в сердцах ребят искры уважения к трудовым и ратным подвигам русского народа.

Говоря о патриотическом воспитании, необходимо помнить – то, что мы вложим в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Если мы воспитаем истинных граждан своей страны, значит, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

В этом и заключается современный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Просмотров: 471
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Репьева Наталья Петровна. Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
  • Кудин Ольга Николаевна. Праздничный утренник, посвящённый 70–летию Великой Победы для старших дошкольников. «Они сражались за Родину»
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Е.А. Берсенева. Один день из жизни нашей группы
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Селиверстова Елена Александровна. Мини — музей посвященный памяти победы в Великой Отечественной Войне
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Ирина Ворожева. Конспект НОД области «Художественное творчество» в подготовительной группе. Тема «Нет нашей Родины красивей»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Информационно-практико-ориентированный проект '70-летию нашей Победы посвящается...'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь