Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения

Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения

Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического и познавательного развития. В это время года дети с нарушениями зрения с помощью взрослых могут расширить и уточнить представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, а также проявить свои творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и развития зрительного восприятия и зрительных функций.

Во время совместного летнего досуга мы вам советуем:

 

1. Расширять сведения ребенка об окружающем, обогащать зрительное восприятие внешнего мира. Обращать внимание детей на все, что их окружает. Рассматривать вместе с детьми предметы ближайшего окружения: цвет, форма, величина, названия частей, применение, назначение, из чего сделаны и т.д.

Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе; учить видеть природные взаимосвязи, например, тучи на небе, значит, будет дождь.

Гуляя в парке, лесу, по берегу водоёма, наблюдайте за разными представителями животного мира, рассматривайте деревья, кустарники, цветущие травы; обязательно предлагайте ребёнку рассказать о том, что он увидел, что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт;

Поиграйте в игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист».

Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.); так дети быстрее научатся использовать предметы-заместители: палочку вместо ложки для куклы, камешки, вместо конфет для неё – такие игры способствуют развитию фантазии и творческих способностей;

Разнообразие летних красок поможет выучить с детьми названия новых цветов и оттенков, для этого можно поиграть в игры: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».

Работая на огороде и в саду, дайте детям возможность понять на наглядном примере процесс выращивания растений из семян; расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла); учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи;

Все это способствует обогащению словарного запаса ребенка, развитию его познавательной сферы, а также развитию речи.

Ежедневно побуждайте детей рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, поправьте его, это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.

2. Объяснять детям смысл новых слов, уточнять понимание уже известных слов, тогда дети будут использовать эти слова в своей речи. Данный вид работы способствует развитию у детей умения выражать свои мысли словесно, а следовательно развивает и мышление и речь. Игры: «Объясни что такое велосипед (подушка, цветок...), «Что такое радость, когда тебе бывает радостно?»

3. Обязательно использовать в речи обобщающие понятия, называть, объекты входящие в эти понятия: обувь, цветы, деревья, фрукты, овощи и т. д.

4. Развивать мыслительные процессы, для этого учить детей сравнивать предметы между собой, находить сходства и различия.

5. Обогащать чувственный опыт ребенка, путем использования в познании окружающего мира сохранных анализаторов (обоняние, осязание, слух, вкус, зрение), т. е. по возможности предмет надо понюхать, потрогать, послушать какие звуки он может издавать (скрипит, шуршит, стучит и т.д..), попробовать на вкус, рассмотреть.

6. Развивать внимание детей, расширять объем памяти. Игры: «Вспомни, где вчера мы были, что видели и т.д.», «Расскажи, что лежит на столе», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что добавилось?» и т.д.

7. Развивать пространственное восприятие.

Нарушение зрения осложняет возможности ребенка при ориентировке в пространстве, самостоятельном передвижении в нем. Ребенка с патологией зрения продолжаем учить различать правую и левую руки, ноги; верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части своего тела (некоторые дети могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом).

Так, во время одевания и раздевания ребенка, умывания и купания, приема ребенком пищи даём пространственные обозначения частям его тела. Например: «Эта рука правая. (Дотрагиваемся до руки ребенка.) Возьми ложку в правую руку»; «Приподними левую ногу. (Дотрагиваемся до нее рукой.) Будем надевать колготки»; «Застегни на кофте пуговицы. Вот они — впереди. (Проводим рукой ребенка по пуговицам.)» и т. д.

Постепенно учим ребенка употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела. Проводим такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой»; «Какой ногой ты топнул?»; «Возьми игрушку в правую (левую) руку»; «В какой руке ты держишь игрушку?» и т. п.

Для облегчения и ускорения этого процесса делаем его интересным. Например, на правую руку ребенка надеваем детские часики, игрушечный браслет, на левую руку — завязываем бантик и т. п. Объясняем ребенку: «Часики на правой руке. Повтори, на какой руке часики? Бантик на левой руке. Повтори, на какой руке бантик?» Делать это надо каждый день длительное время, пока ребенок не запомнит, какая рука правая, а какая — левая.

Прикладываем руку ребенка к его груди, помогаем найти сердце, предлагаем ощутить, как оно бьется. Объясняем, что эта сторона его тела — левая. С другой, правой стороны, можно прикрепить значок, бантик, аппликационное изображение цветка и т. п., объяснив ребенку, что эта сторона его тела — правая. Все эти метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки и т. п.) должны быть яркими, с четко выраженными очертаниями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязательно.

При каждом удобном случае употребляем слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Обратите внимание, в вашем словаре не должно быть неточных слов ( «та», «эта», «там», «тут», «туда» …). Вместо них следует употреблять обозначения: «правая», «левая», «справа», «слева», «направо». Например: «Дай мне правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая — левая, дотрагиваемся до той руки, которую назвали. На прогулке проговариваем те направления, по которым двигаемся с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо» и т. д.

Чаще использовать в речи слова: справа, слева, около, между, над, под, за, рядом и т.д.

Помогите вашему ребенку увереннее ориентироваться в пространстве, играйте с ним в такие игры как «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.), «Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.);

8. Укрепляем и развиваем мелкую и крупную моторику.

  • Игры с пальчиками, с песком, камушками и т.д.
  • Раскрашивание, штриховка, обводка (не более 5 минут) и т.д.
  • Игры с мячом: «Подбрось и поймай», «Мяч в корзинку», «Прокати мяч ракеткой», «Мяч друг другу», «Попади в обруч» и т.д.
  • Игры с обручем: «Прокати обруч», вращательные движения обруча правой, левой рукой со словами «вправо», «влево».

Уважаемые родители!

Помните, что совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семейных уз. Хорошего вам летнего отдыха!

Просмотров: 545
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Малахова Екатерина Александровна. 'Что делают наши части тела', Конспект НОД в старшей группе
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь