Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»

Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29, комбинированного вида»

Подготовила: Плотникова Людмила Михайловна, воспитатель 1 категории. 2018 год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Пространственное ориентирование – это вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинетического анализаторов.

Развивающая предметно – пространственная среда

 

Скачать презентацию

должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

(пункт 3.3. 4 ФГОС ДО)

Организация развивающей среды

В группе в свободном доступе детей должны находиться:

  • наборы разрезных картинок;
  • матрешки, пирамиды, вкладыши;
  • музыкальные игрушки;
  • разного вида мозаика;
  • листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
  • штампы;
  • палочки – считалочки;
  • настольные плоскостные игры;
  • коллекции из природного материала;
  • пазлы.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Младший дошкольный возраст

Дети от 3 до 4 лет

ЗАДАЧИ

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела
  • Различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева
  • Различать правую и левую руки

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться в расположении частей собственного тела:

«Сделай, как я», «Поможем Маше – растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?»

Умение ориентироваться в пространстве относительно себя, использовать слова впереди – сзади, слева – справа:

«Достань игрушку», «Поможем накрыть стол», «Где что находиться?», «Расставим игрушки»

Умение понимать и использовать предлоги:

в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

Средний дошкольный возраст

Дети от 4 до 5 лет

Задачи

  • Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз
  • Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади)
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко

Старший дошкольный возраст

Дети от 5 до 6 лет

Задачи

  1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений;
  2. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу и в соответствии со знаками; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
  3. Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
  4. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игры и игровые упражнения

Умение двигаться в заданном направлении:

«Правильно пойдешь — секрет найдешь»

По заданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.

«Не ошибись»

Воспитатель предлагает выполнять следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево) и т.д.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на листе бумаги

«Найди пару», Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

«Кто где стоит»

Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие встают впереди, сзади, слева, справа от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.

«Где спрятались игрушки?»

(можно использовать кукольную мебель)

Выяснить у детей местоположение каждой игрушки.

Подготовительная к школе группа

Задачи

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, тетрадь, доска)
  • Располагать предметы в указанном направлении, отражать их пространственное расположение
  • Познакомить с картой, схемой, планом, маршрутом.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов их движение в пространстве.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на ограниченной плоскости:

«Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор»

«Нарисуй отгадку»,, «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже»

Игры и игровые упражнения

Развитие способности к пространственному моделированию:

«Чье место?», «Секреты», «Водители», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Угадай, что спрятано», «Составь карту»

Используем листы бумаги с изображением плана территории (детского сада, участка, дороги к дому), направление движения обозначаем прямой линией со стрелкой, геометрические фигуры используем для обозначения объектов

Песочный стол

Цель: учить изображать геометрические фигуры на песке, ориентироваться на плоскости, развивать воображение детей

Рекомендуемая литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 3 – изд., 2016г.
  2. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (по возрастам)
  3. Интернет – ресурсы.
Просмотров: 466
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Предметно-пространственная развивающая среда для мальчиков в образовательном пространстве детского сада»
  • Мозгова Людмила Геннадьевна. Игры и игровые упражнения по обучению грамоте.
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Толмачева Ольга Борисовна. Семинар-практикум для воспитателей «Игры на развитие ориентировки в пространстве»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Дидактические игры для дошкольников на тему 'Ориентация во времени и пространстве'
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Трофимова Александра Викторовна. Игровые упражнения для развития мелкой моторики
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Лилия Ботвинова. Конспект непосредственно образовательной. Ориентирование во времени и пространстве. (средняя группа)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Яковлева Ирина Константиновна. Индивидуальное занятие по ориентировке в пространстве для детей со зрительной депривацией. II мл. группа. Тема: «Игрушки»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве у детей второй младшей группы детского сада
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь