Рыжкова Ирина Константиновна. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рыжкова И.К.

В современной социокультурной и экономической ситуации в России всё более значимым становится формирование активной, мобильной, креа-тивной личности, способной к преобразующей деятельности.

Учреждения дополнительного образования сегодня по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимые для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.

 

За последнее время увеличился процент детей, не посещающих, по разным обстоятельствам, дошкольные образовательные учреждения. Функции по воспитанию, обучению ребёнка и подготовке его к выходу во взрослый мир успешно реализуют учреждения дополнительного образования.

Особая роль принадлежит школам раннего развития, действующих на базе учреждений дополнительного образования, где закладываются творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии будущего гражданина.

Белгородским областным Дворцом детского творчества накоплен богатый опыт работы с детьми дошкольного возраста и программно-методическое обеспечение, формирующее принципиально новый взгляд на содержание, структуру, организацию и результат дошкольного образования. Более 20 лет в учреждении действует Школа раннего развития «Радуга» (творческое объединение), в которой занимаются дети в возрасте от трёх до шести лет.

Основными направлениями работы Школы раннего развития «Радуга» являются: развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста, создание оптимальных условий охраны здоровья, полноценного психического развития, оказание коррекционной помощи, освоение правил и норм социального общения со сверстниками и старшими, обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного процесса.

Образовательная среда Школы раннего развития «Радуга» представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника и отличается гибкостью, возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса.

Обучение осуществляется на основе авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по следующим направлениям: вокал, иностранный язык (английский), изобразительная деятельность, актерское мастерство, развивающая игра, хореография.

Вариативность программного обеспечения и разнообразие видов деятельности на занятиях в школе раннего развития позволяет обучающимся не только развить свои творческие способности, но и получить социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, приобщиться к социокультурным нормам, доступным их возрасту.

Занятия по вокалу формируют интерес к вокальному искусству, развивают способности к воображению как основе творческой деятельности и эмоциональному восприятию окружающего мира. Эмоционально-выразительное исполнение песен, способствует становлению певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции. При обучении вокалу в увлекательной игровой форме, с включением импровизированных ритмических упражнений, у дошкольников стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Занятия по хореографии способствуют укреплению здоровья детей, развитию координации движений и пластичности, воспитанию нравственных и волевых качеств, культуры поведения, расширению кругозора, формированию потребности в личном физическом совершенствовании, здоровом образе жизни.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, развивается об-разное мышление, фантазия, творчество, способность воспринимать пре-красное в природе, расширяются представления о связях человека и общества с миром искусства. Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику ребёнка и зрительное восприятие, подготавливая его психические процессы к дальнейшему обучению (письму и чтению).

В процессе освоения иностранного языка (английского) основное внимание уделяется развитию у детей навыков восприятия на слух и говорения, формированию гармонической личности, развитию психических процессов, познавательных и языковых способностей, активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Дидактические игры, вызывают интерес, развивают креативность мышления у дошкольников, дают возможность проявить себя.

В ходе занятий по актёрскому мастерству дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку. У обучающихся развиваются артистические способности, речь, координация движений, формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На занятиях развивающей игры этот вид деятельности помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Используемые на занятиях психогимнастика, арт-терапевтические упражнения, ролевые и пальчиковые игры, релаксационные, психологические, дидактические, подвижные, русские народные игры способствуют развитию интеллектуальной, физической, эмоционально-нравственной, волевой, социально-личностной сферы ребёнка.

Образовательный процесс в Школе раннего развития «Радуга» осуществляется в атмосфере сотрудничества и сотворчества педагогов, обучающихся и родителей. Наряду с традиционными занятиями, используются интегрированные, например, английский язык сочетается с музыкой или с изобразительным творчеством, с театральным искусством, что позволяет формировать коммуникативно-речевые навыки.

Особое внимание уделяется совместным мероприятиям, таким как праздники, утренники, посвящённые Дню защитника Отечества, Междуна-родному женскому Дню 8 Марта, спортивные соревнования, познавательные программы, выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсионные программы «Храмы Белогорья», «Люби и знай, свой Белгородский край», посещение театра и другие. В ходе мероприятий дети участвуют в торжественных шествиях, беседах, встречах с интересными людьми, в рамках конкурсов и фестивалей пробуют свои силы в проектной и исследовательской деятельности, выступают с концертными программами.

Грамотно спланированная совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся способствует интеллектуальному развитию, расширению кругозора дошкольников, духовно- нравственному воспитанию, формированию навыков общения в различных социальных ситуациях, росту психоэмоционального благополучия и здоровья.

Мониторинговые исследования, проведённые психологической служ-бой Дворца среди обучающихся и родителей по итогам 2014- 2015 учебного года свидетельствуют о достаточно высоком уровне образовательного процесса в Школе раннего развития «Радуга» и качестве оказания образовательных услуг. Большинство родителей (97%) положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг, 95% — готовы принимать участие в совместной деятельности и новых формах работы.

Результаты мониторингового исследования «Уровень усвоения образовательных программ» по итогам 2014 – 2015 учебного года в творческом объединении составляет 95%.

Положительная результативность познавательных свойств личности обучающихся также показывает достаточно высокий уровень (уровень внимания – 68%, уровень развития речи – 72%, музыкальный слух – 65%, координация движении- 79%, развитая мелкая моторика- 68%), уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности составляет -68%, положительное отношение к занятиям соответствует – 85%.

Таким образом, целесообразно организованное образовательное пространство Школы раннего развития «Радуга» Белгородского областного Дворца детского творчества обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, удовлетворяя запросы родителей, модернизируя образовательное пространство.

Литература

  1. Баряева, Л.Б. и др. Программа социокультурного развития детей до-школьного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Баряева – СПб., 1997.
  2. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей / В.С. Дайлидене: Дис.... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4
  3. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. Н. Ерошенков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
  4. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. — 174 с.
  5. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокуль-турный феномен: Монография / Л.В. Трйбайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с.
Просмотров: 319
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Редактор. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ Учебно-консультационный центр «РАЗВИТИЕ»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Алимова Раиса Курптусуновна. Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей группы раннего развития
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь