Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе

Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе

Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка! Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. И вот в жизни вчерашнего крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие.

 

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочёты произношения. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Другим условием становления звукопроизношения является правильное дыхание. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему вредно дышать через рот?

Во-первых, воздуха в лёгкие поступает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.

Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает говорить гнусаво, монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может начаться кариес. Если вы заметили, что ваш ребёнок, занимаясь своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если губы у него постоянно обветрены – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. А поэтому, я советую вам обязательно проконсультироваться у отоларинголога перед школой.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Обычно решающим аргументом при записи детей в школу становится знание букв: если ребёнок читает, значит, готов к школе. На самом же деле, дорос ли ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам. Я остановлюсь лишь на некоторых из них:

  • может подчиняться требованиям учителя работать по правилам и контролировать свои действия?
  • имеет ли элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, о своей семье, быте и умение пользоваться ими?
  • умеет ли самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинке, овладение звуковой стороной речи. По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложение, а также логику рассказа
  • достаточно ли развит фонематический слух – способность различать звуки родного языка в составе слова? Это можно выяснить, поиграв с ним в игру «Назови лишнее слово» и «Назови звуки»
  • хорошо ли ориентируется в пространстве?
  • обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребёнка в 6-6, 5 года есть все перечисленные навыки, он может справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов.

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
  • учитывать важность речевого окружения ребенка
  • не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой
  • речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной
  • взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка.

После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Речь ребёнка — важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.

Просмотров: 460
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Бурова Ирина Ашрафовна. Готов ли ребёнок к школе?
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Максимова Тамара Витальевна. Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Трофимова Александра Викторовна. Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь