Арехова Ирина Николаевна. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИВ настоящее время стёртая дизартрия является одной из наиболее распространённых причин нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Согласно исследованиям в области детской неврологии, нейрофизиологии, коррекционной педагогики у значительного числа дошкольников со стёртой дизартрией выявляются разнообразные по проявлению и степени выраженности нарушения общей, ручной и артикуляционной моторики, которые вызываются органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития [1, 2, 8, 10 и др.].

С целью оптимизации коррекционно-развивающего образовательного маршрута старших дошкольников в детском саду, нами была составлена и апробирована методика дифференцированной логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией. В обучающем эксперименте приняли участие дети 5,5 – 6 лет со стёртой псевдобульбарной дизартрией, объединённые по итогам констатирующего эксперимента в три группы, с учётом характера и механизма, выявленных у них моторных нарушений, обусловленных различной локализацией и степенью поражения центральной нервной системы.

В первую подгруппу вошли дети со стертой псевдобульбарной дизартрией с преобладанием паретического компонента. Вторую подгруппу составили воспитанники, у которых преобладал спастический компонент. У детей обеих групп отмечались недостатки произвольной артикуляционной, лицевой, ручной и общей моторики, а именно: нарушения мышечного тонуса, объёма движений, способности удерживать позу, точности, плавности, своевременности переключения движений. В третью подгруппу был выделен ребёнок с легко выраженным спастическим компонентом, у которого наблюдались нарушения дифференцированных движений кончика языка и отдельных динамических сложнокоординированных движений ручной и общескелетной мускулатуры.

При построении системы логопедической работы мы рассматривали моторную организацию с позиций системно-структурного подхода. Теоретической основой логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией стали исследования и методические разработки по данной проблематике [3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и др.]. В коррекционной работе принимали участие учитель-логопед, воспитатели, инструктор ЛФК, медсестра массажа, родители воспитанников. Направлениями дифференцированной логопедической работы стали: развитие произвольной мимической, артикуляционной, ручной и общей моторики. Коррекция дизартрии осуществлялась в два этапа. На первом этапе у детей первой подгруппы с помощью массажа проводилась нормализация тонуса, укреплялась мимическая, артикуляционная, ручная и общескелетная мускулатура. В артикуляционной гимнастике преобладали активные силовые упражнения, упражнения с сопротивлением, отрабатывалась возможность длительного удержания заданного положения артикуляторных органов. Укреплению ручной мускулатуры способствовал стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Использовался природный материал (шишки, кора дуба, жёлуди, каштаны) и массажные мячики. В упражнениях для развития подвижности рук и общескелетной мускулатуры отрабатывалась статическая координация. Дети учились анализировать кинестетические ощущения, возникающие в процессе выполнения упражнений. Совершенствовались произвольные движения артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Уточнялся состав двигательного акта, отрабатывались его отдельные компоненты. Для детей второй подгруппы ведущей задачей явилось снятие избыточного напряжения лицевой, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Для нормализации мышечного тонуса применялся общий и артикуляционный расслабляющий массаж. Дети обучались приёмам расслабления определённых групп мышц в положении сидя. В артикуляционной гимнастике преобладали расслабляющие артикуляционные упражнения, способствующие распластыванию, продвижению вперёд широкого языка, удержанию им заданной позы. Вводились упражнения, позволяющие расслабить ручную мускулатуру, произвольно раскрывать кисти и выпрямлять пальцы рук. Дети учились анализировать и синтезировать кинестетические афферентации движений мимической, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В третьей подгруппе работа начиналась с расслабляющего массажа воротниковой зоны шеи, массажных упражнений, способствующих большему распластыванию кончика языка и продвижению его вперёд. В артикуляционной гимнастике преобладали статические упражнения, формирующие умение произвольно удерживать широкий язык по средней линии с постепенным продвижением его вперёд и вниз, вперёд и вверх, удерживать широкий кончик языка на нижней и верхней губе. Для совершенствования произвольных движений общескелетной мускулатуры и сложнокоординированных движений пальцев рук применялись упражнения, способствующие развитию статической координации, точности выполнения, умению длительно удерживать заданную позу. В результате проделанной работы, у детей всех трёх подгрупп при выполнении произвольных статических упражнений отмечалась нормализация мышечного тонуса, повышение точности выполнения, увеличение объёма и времени удержания заданных движений.

На втором этапе в первой подгруппе детей осуществлялась автоматизация сформированных навыков. Продолжалась работа по укреплению артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Особое внимание уделялось превращению отдельных навыков в плавные, серийно организованные двигательные программы. В артикуляционной гимнастике формировалось умение доводить двигательную программу до конца, без сокращений и изменений. Проводились подвижные игры и логоритмические упражнения. Они позволяли формировать кинестетическую и кинетическую основу произвольных движений, координацию движений и речи. На занятиях по физической и лечебной физкультуре укреплялись мышцы плечевого пояса, рук, мышц спины, брюшного пресса, ног. Во второй подгруппе закреплялись ранее сформированные навыки. Развивалась динамическая координация произвольных движений артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В артикуляционной гимнастике преобладали динамические упражнения, в которых отрабатывалась возможность произвольного переключаться от одного движения к другому. Активно использовались пальчиковые и игры с речевым сопровождением. Они были направлены на поддержание нормального тонуса мышц ручной общескелетной мускулатуры, развитие плавных и ритмичных движений, помогали произвольно расслаблять мышцы тела. В третьей подгруппе на данном этапе особое внимание уделялось развитию динамической координации произвольных движений. Отрабатывалась точность, соразмерность, плавность, своевременность переключения, произвольных движений. В артикуляционных упражнениях преобладали динамические упражнения, формирующие произвольные тонкодифференцированные движения кончика языка. Развивалась способность реагировать на задаваемый ритм при выполнении динамических упражнений под счёт и другие звуковые сигналы.

Работа во всех трёх группах осуществлялась систематически, комплексно, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Отслеживалась динамика развития произвольных движений лицевой, артикуляционной, ручной и общей моторики каждого воспитанника, регулировались нагрузка и время работы над формированием каждого вида движений. Оптимальность проведенной работы была подтверждена статистической обработкой данных (по критерию U Манна Уитни (р<=0,01).

Таким образом, учёт механизма нарушений моторной сферы и степени их выраженности позволил реализовать дифференцированный подход к устранению имеющихся недостатков, что в целом способствовало более эффективной коррекции моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией и интенсификации логопедической работы в целом. 

Список литературы:

         1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие /Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.

         2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.

         3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

         4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений /Под редакцией В.П. Зинченко. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 698 с.

         5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – 2-е изд., доп. и перераб. – Т.: Медицина, 1989. – 168с.

         6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика)

         7. Дудьев В.П. Психомоторика и её мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 360 с.

         8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста  с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 192 с.

         9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 2-е. – М., 1969. – 306 с.

         10. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

Просмотров: 309
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Козаченко Наталья Александровна. Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • Сайгушкина Анастасия. Консультация «Влияние имитации на точность выполнения движений»
  • Колиниченко Анна Валериевна. Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Ирина Николаевна Петрова. Конспект НОД по развитию речи, движений, формированию сенсорных эталонов. Тема: «Дикие животные»
  • Семенова Оксана Борисовна. Использование прогулки в целях развития движений детей
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Холопова Светлана Николаевна. Конспект занятия «Ярмарка движений»
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Редактор. Игрушка ручной работы ёжик
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Редактор. Оригинальные тёртые свечи ручной работы
  • Тарасова Вера Владимировна. Презентация 'РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ'
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Лукьянчикова Любовь Вячеславовна, Мулина Нина Геннадьевна, Орлова Марина Евгеньевна. «Лесенка развития мелкой моторики и ручной умелости»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь