Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».

Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».

Составили учителя-логопеды: Бажина С.А., Коготкова Л.М.

Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».

Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.

Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Задача логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые правильные;

г) закрепить новые навыки до автоматизации.

Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие включает в себя:

  • медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением
  • физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т.д.)
  • массаж 1раз в полгода.

Логопедическая работа включает в себя разделы:

  1. развитие общей моторики ребенка;
  2. мелкой моторики;
  3. артикуляционной;
  4. мимической мускулатуры;
  5. коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
  6. коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  7. развитие лексико-грамматической стороны речи;
  8. коррекция личности в целом.

Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.

При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.

Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.

Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).

По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:

  • составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти
  • пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами
  • различные шнуровки
  • мозаика, конструкторы
  • лепка
  • работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами
  • работа с ножницами, с иголкой
  • складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв
  • наматывание ниток на катушку, клубок
  • расстегивание и застегивание пуговиц
  • выкладывание бисером (показ)
  • различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т.д.).

Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).

Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.

А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.

Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.

Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза), надувание щек, задувание свечей и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т.д.

Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:

  1. поглаживание;
  2. разминание;
  3. вибрация;
  4. поглаживание.

Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.

Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.

Это могут быть упражнения:

  • жевание сухарей, глотание
  • облизывание блюдца (это, правда, не эстетично)
  • глотание воды маленькими порциями
  • имитация глотания и жевания с запрокинутой головой
  • подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.

Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).

Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Литература.

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

М.С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».

З.А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».

О.В. Правдина, Л.С. Волкова «Логопедия».

Е. Синицына «Умные пальчики».

В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

Статьи из журналов.

Лекции Артемьевой и Ужлатовой.

Л.М. Козырева «Логопедическое пособие».

Просмотров: 666
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».
  • Герасимова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Колиниченко Анна Валериевна. Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Радичева Зоя Геннадьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь