Денькина Олеся Юрьевна. Программа кружка «Юный эколог»

Программа кружка «Юный эколог»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Возраст 5-7 лет, Срок реализации 1 год, Автор: воспитатель Денькина Олеся Юрьевна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.

 

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.

Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Данный план составлен с учетом Федеральных Государственных Требований, с учетом интеграции следующих образовательных областей: Коммуникация; Познание; Музыка; Социализация; Безопасность.

Работа с детьми осуществлялась в трех направлениях: образовательном, воспитательном и развивающим.

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы
  • осознанию ребенком себя как части природы
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить)
  • усвоению азов экологической безопасности
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту

- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для экологического уголка в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету.

Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Данная программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут. Программа интегрированная. На протяжении всего курса занятий прослеживается тесная взаимосвязь с ИЗО деятельностью, а также с исследовательской деятельностью.

Основные принципы построения программы – последовательность в изучении материала, доступность и актуальность изучаемых тем.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Перед каждым занятием ставятся цели и задачи.

Задачи курса:

Обучающие

  • подвести к понятию, что такое часть природы
  • расширить знания о природе родного края, поселка

- формировать основу экологического и планетарного сознания

- Расширение и уточнение знаний детей о природе, о растениях, животных, насекомых, птицах

Развивающие

  • Расширить кругозор учащихся, познакомить их с экологической картиной родного края
  • Обогащение словарного запаса учащихся экологическими терминами

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности

  • Развивать чувство ответственности за экологическое благополучие планеты
  • развить интерес у детей к осознанному пониманию ценности природы в жизни каждого человека

Воспитывающие

  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру
  • воспитание правильного поведения в природе

Тематический план кружка

СЕНТЯБРЬ

Тема: Экология как наука. Живая и неживая природа.

Тема: Как человек охраняет природу.

ОКТЯБРЬ

Тема: Вселенная и космос

Тема: Рисование по теме «Мироздание»

Тема: Воздух ка среда обитания

Тема: Ветер

НОЯБРЬ

Тема: Почва. Путешествие в подземное царство

Тема: Из чего состоит земля

Тема: Вода вокруг нас

Тема: Огород, что в нём растёт

ДЕКАБРЬ

Тема: Лесные обитатели – звери

Тема: В стране растений

Тема: Дикие и домашние животные

Тема: Красная книга

январь

Тема: Зимние встречи

Тема: Лес и человек

Тема: Дикие животные зимой

Тема: зимующие птицы

февраль

Тема: Растения в нашем уголке природы

Тема: Мой любимый цветок

Тема: деревья зимой

Тема: Прошла зима холодная

март

Тема: Весна на улице

Тема: Путешествие в сказочный лес

Тема: Доктора леса.

Тема: Чем лес хорош

АПРЕЛЬ

Тема: Как человек использует природу.

Тема: Экология борется.

Тема: Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет.

Тема: Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний.

МАЙ

Тема: «Мой край родной — заповедные места Смоленской области».

Тема: Солнце. Свет в жизни растении, животных.

Тема: Правила поведения человека в природе.

Тема: «Древние люди и природа». Кто населял нашу природу в древности. Вымершие животные. Отчего и почему вымерли животные.

Литература:

  • С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозаика-синтез, 2010.
  • С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
  • Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  • Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  • Н.А. Рыжова «Не просто сказки» — М. «Линка – пресс», 2002.
  • Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель», 2002.
  • Интернет ресурсы
Просмотров: 557
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Хисамова Майра Сарсеновна. Тема: Дошкольник: ООД по экспериментально-исследовательской деятельности Тема: «Как извергается вулкан» в подготовительной группе.
  • Хайрутдинова Арзыгуль Кудратовна. Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Дунина Ольга. Экологическое образование в детском саду. Тема: В заколдованном лесу.
  • Мясникова Зинаида Юрьевна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: наблюдение за изменениями в природе на участке «Здравствуй весна!»
  • Козлова Наталья Владимировна. Cовместной деятельности педагога с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни. Тема: Путешествие по стране «Неболейка».
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Светлана Фадеева. Конспект НОД кружка «Берегиня»по О.О.Познание Тема: «Путешествие в мир природы».
  • Токарева Екатерина Юрьевна. Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные»
  • Ольга Суркина. Конспект НОД Воспитателя с детьми Средней возрастной группы Тема: «Зима. Что бывает зимой?»
  • Галина Ломага. Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема : «Фрукты». (старшая группа)
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Светлана Зинатуллина. Экологическое занятие во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в заколдованный лес».
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование во II-младшей группе по ФГОС Тема недели: «Правила безопасности дома и на природе»
  • Фатхуллина Зоя Павловна. Квест (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: «Мир природы. Кунгурская ледяная пещера»
  • Лихачева Карина Борисовна. Организация непрерывной образовательной деятельности детей с НР 5 -6 лет. Тема: «Путешествие в страну гласных звуков» (закрепление и систематизация знаний детей в рамках темы «Гласные звуки»)
  • Ласточкина Ольга Арсентьева. План-конспект познавательного занятия с детьми 5-7 лет. Тема. Волшебница вода
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Федосова Елена Александровна. Интегрированная НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в группе оздоровительной направленности для детей 3-4 лет Тема: «Прогулка в лес»
  • Гюльмалиева Елена Викторовна Кормилицина Екатерина Леонидовна. Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»
  • Анастасия Cаратокина. Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру Тема: «Путешествие в лес»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Борисенко Марина Владимировна. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе Тема: «Экскурсия в лес». (имитируемая).
  • Ильина И.В., Алексеева Е.Е.. Конспект бинарного занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сенсорно-игровой комнате с детьми 5-6 лет с ЗПР. Тема «Путешествие в осенний лес».
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь