Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в весенний лес"
Итоговое занятие по теме "Весна".
Автор: Юшкова Ольга Вячеславовна, учитель-логопед МАДОУ "Ивушка" город Балашов Саратовской области.
Цели:
коррекционно-образовательные:
- закрепить представления детей о приметах весны, чередовании месяцев
- формировать навыки словоизменения и словообразования
- закрепить четкое произнесение звуков "р", "рь", их дифференциации на слух
Скачать: Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в весенний лес" (полный конспект)
коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы "Весна"
- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
схемы с изображением явлений весны; природный материал (шишки, каштаны, желуди); бусинки или мелкие камушки; листочки, цветы определенного вида (сирень, яблоня).
ХОД НОД:
Логопед: -Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Кто помнит, какое сейчас время года? (весна)
-Сейчас мы с вами отправимся в весенний лес. Для этого нам нужно перейти речку по волшебному мосту. (из крупного строительного материала построить невысокий мостик через ткань, изображающую реку)
Цепочкой друг за другом переходим речку.
Л.: -Вот мы и попали в лес. (можно включить запись звуков весеннего леса) Закройте глаза и представьте, что вы на лесной полянке. Какие деревья вы видите вокруг? (представление, визуализация, припоминание названий деревьев средней полосы) (ответы детей)
-А вы знаете, что у Весны есть три помощника, три сына? Это три весенних месяца. Как они называются? (март, апрель, май)
-Сейчас мы с ними познакомимся получше. Присаживайтесь на пеньки.
Выходит Март (ребенок):
Месяц март у ворот. Это к солнцу поворот. Зимний сторож — снеговик ёжится, мрачнеет. Старый к холоду привык — он в тепле худеет. Верба за моим окном почки распустила.
Раньше всех в краю родном расцвести решила.
Л.: -Ребята, давайте вспомним, что происходит в природе в марте? (тает снег, солнце начинает сильнее греть, день становится длиннее, набухают почки на деревьях и кустах, начинает пробиваться первая травка и первоцветы, на реках ледоход)
Ответы детей с опорой на схему. (выходят к доске) (можно сделать отдельные карточки)
Л.: -Снег растаял, и в лесу можно найти много интересного. Вот и Март приготовил для вас задание.
Упражнение на развитие внимания "Сделай по образцу"
На берегу "речки" разложены шишки, каштаны, желуди. Ребенок Март выкладывает четыре предмета в линию. Задача: выложить аналогичные предметы в таком же порядке и озвучить их положение. (согласование числительного и существительного, автоматизация звуков "Р", "Рь")
Д.: -Первый каштан, вторая шишка, третий желудь, четвертый каштан. (вызывается 3-4 ребенка)
Л.: — Прошел месяц и на смену марту пришел апрель.
Выходит ребенок Апрель:
Апрель, апрель. На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.
Л.: -Давайте вспоминать, какие изменения происходят в этом месяце. (солнце греет сильнее, день становится длиннее, а ночь короче, вырастает трава и ранние цветы, просыпаются от спячки звери, прилетают перелетные птицы, на деревьях распускаются листочки, начинается половодье)
Л.: -Ребята, Апрель уже приготовил первые листочки для нашего дерева. Нужно придумать слова со звуком "Р"или "Рь" и помочь ему.
Дети придумывают слова и дают характеристику звуку (твердый, мягкий). За каждое слово получают от Апреля зеленый листочек и прикрепляют его на дерево.
Л.: -Вот как наше дерево зазеленело. А теперь давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.
Л.: -Вот закончился и Апрель. Наступает последний месяц весны. Как он называется? (май) А вот и он сам.
Выходит ребенок Май:
Разбросал рассвет в лесу разноцветную росу, И стоит весь лес недвижно — держит капли на весу. Прогуляйся не спеша по любой тропинке, И увидишь жемчуга на любой травинке.
И алмазы на кустах у любой дорожки Можешь даже их набрать полные ладошки. Помни лишь, что полчаса длятся эти чудеса И бесследно исчезают, как исчезнет прочь роса.
Л.: -Что происходит в природе в последний весенний месяц? (солнце греет сильно, день прибавляется, цветут деревья и растет много цветов, начинаются первые грозы, появляются насекомые)
Л.: -Отгадайте, о каком насекомом эта загадка:
Ставит сети он вокруг, ловит мошек в них и мух. (паук)
-Сделаем пальчиковую гимнастику "Паучина":
Пау-паучина паутину сшил. (указательными и большими пальцами "вяжем")
Вдруг закапал дождик-паутину смыл. (щелчки указательными пальцами)
Выглянуло солнце, стало припекать- (открытые ладони с растопыренными пальцами друг на друга)
пау-паучина трудится опять. ("вяжем")
Л.: -Еще отгадайте загадку:
Спал цветок, и вдруг проснулся, больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся, взвился вверх и полетел. (бабочка)
Выходит девочка Бабочка:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила. Весь бархат мой с его живым мерцаньем лишь два крыла. Не спрашивай, откуда появилась, куда спешу. Здесь на цветок я легкий опустилась. И вот дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья дышать хочу?
Вот-вот, сейчас, сверкнув, раскину крылья. И улечу. (это стихотворение можно давать ребенку с полностью закрепленными в речи звуками)
Л.: -А теперь давайте поможем бабочкам перелетать с цветка на цветок.
Дыхательная гимнастика. (дуем на бумажных бабочек)
Л.: -Ребята, а Май тоже приготовил вам интересное задание. Рано утром он собрал росу с травы. Давайте выложим этими росинками букву "Р". (вдавливают бусинки в мокрый песок на подносах для раздаточного материала)
-Молодцы. За такие правильные буквы Май украсит наше дерево цветами. (листья и цветы в зависимости от вида дерева.)
-Вот мы и познакомились с помощниками весны. Как их зовут? (март, апрель, май)
Л.: -А теперь пора нам возвращаться в группу. (переходим по мостику)
-Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?
-Давайте рассмотрим схемы с приметами весны и определим, к какому месяцу они относятся.
Рассматриваем те же схемы, но на большой интерактивной доске.
Л.: -Расскажете своим родителям и друзьям о нашем путешествии? (да)
|