Андреева Г.М. » Социальная психология



9 страница


зываемых специальных теорий (в западной литерату-  

ре их часто называют теориями среднего ранга), кото-  

рые охватывают более узкую сферу - какие-то отдель-  

ные стороны социально-психологической реальности.  

К таким теориям можно, например, отнести теорию  

групповой сплоченности, теорию группового принятия  

решений, теорию коллектива и т. д. Подобно тому как  

важнейшей задачей социальной психологии является за-  

дача разработки специальной методологии, также край-  

не актуально здесь и создание специальных теорий. Без  

этого накапливаемый эмпирический материал не может  

представлять собой ценности для построения прогнозов  

социального поведения, т. е. для решения главной зада-  

чи социальной психологии - совершенствования управ-  

ления социальными процессами.  

 

Третья черта.научного исследования, согласно требо-  

ваниям логики и методологии науки,-обязательная  

проверяемость гипотез и построение на. этой основе обо-  

снованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно,  

необходимый элемент научного исследования: без этого  

элемента, строго говоря, исследование вообще лишает-  

ся смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез со-  

циальная психология испытывает целый ряд трудностей.  

Эти трудности вновь связаны и с ее двойственным стату-  

сом.  

 

В своем качестве экспериментальной дисциплины  

социальная психология подчиняется тем нормативам  

проверки гипотез, которые существуют для любых экс-  

периментальных наук: давно разработаны различные  

модели экспериментальной проверки гипотез. Однако,  

обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социаль-  

ная психология попадает в затруднения, связанные с  

этой ее характеристикой. Существует старая полемика  

внутри философии неопозитивизма по вопросу о том, что  

вообще означает проверка гипотез, их верификация.  

Позитивизм объявил законной лишь одну форму вери-  

фикации, а именно - сопоставление суждений науки с  

данными непосредственного чувственного опыта. Если  

такое сопоставление невозможно, то относительно про-  

веряемого суждения вообще нельзя сказать, истинно оно  

или ложно; оно просто тогда не может считаться суж-  

дением, оно есть <псевдосужденне>. Если строго следо-  

 

вать такому принципу (т. е. принимать идею <жесткой  

верификации>), ни одно более или менее общее сужде-  

ние науки не имеет права на существование. Отсюда вы-  

текают два важных следствия, принимаемые позитивист-  

ски ориентированными исследователями: 1) наука мо-  

жет пользоваться только методом эксперимента (ибо  

лишь здесь возможно организовать сопоставление суж-  

дения с данными непосредственного чувственного опы-  

та) и 2) наука по существу не может иметь дело с тео-  

ретическими знаниями (ибо не всякое теоретическое по-  

ложение может быть верифицировано). Выдвижение  

этого требования в философии неопозитивизма закры-  

вало возможности для развития любой неэксперимен-  

тальной науки и ставило ограничения вообще всякому  

теоретическому знанию; оно давно подвергнуто крити-  

ке. Однако в среде исследователей-экспериментаторов до  

сих пор существует известный нигилизм относительно  

любых форм неэкспериментальных исследований: соче-  

тание внутри социальной психологии двух начал дает  

здесь известный простор для пренебрежения той частью  

проблематики, которая не может быть исследована экс-  

периментальными методами и где, следовательно, не-  

возможна верификация гипотез в той единственной фор-  

ме, в которой она разработана в неопозитивистском ва-  

рианте логики и методологии науки. Но в социальной  

психологии существуют такие предметные области, как  

область исследования психологических характеристик  

больших групп, массовых процессов, где необходимо  

применение совсем иных методов, и на том основании,  

что верификация здесь невозможна, области эти не мо-  

гут быть выброшены из проблематики науки: здесь ну-  

жна разработка иных способов проверки выдвигаемых  

гипотез. В этой своей части социальная психология сход-  

на с большинством гуманитарных наук, и, подобно им,.  

должна утвердить право на существование своей глубо-  

кой специфики. Иными словами здесь приходится вво-  

дить еще новые критерии научности, кроме тех, кото-  

рые разработаны лишь на материале точных наук.  

Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое  

включение элементов гуманитарного знания снижает  

<научный стандарт> дисциплины: кризисные явления в  

современной западной социальной психологии, напро-  

тив, показывают, что она сплошь и рядом проигрывает  

 

именно от недостатка своей <гуманистической ориента-  

ции>.  

 

Таким образом, все три сформулированных выше  

требования к научному исследованию оказываются при-  

менимыми в социальной психологии с известными ого-  

ворками. Трудность стоящих перед ней методологичес-  

ких проблем в том и состоит, чтобы, обеспечивая высо-  

кий научный уровень проводимых исследований, не упу-  

стить и этой специфики.  

 

Проблема качества  

социально-психоло-  

гической информации  

 

Тесно связана с предыдущей проб-  

лема качества информации в соци-  

ально-психологическом исследова-  

нии. По-иному эта проблема может  

быть сформулирована как проблема получения надеж-  

ной информации. В общем виде проблема качества ин-  

формации решается путем обеспечения принципа репре-  

зентативности, а также путем проверки способов полу-  

чения данных на надежность. В социальной психологии  

эти общие проблемы приобретают специфическое содер-  

жание. Будь то экспериментальное или корреляционное  

исследование, информация, которая в нем собрана, дол-  

жна удовлетворять определенным требованиям. Учет  

специфики неэкспериментальных исследований не дол-  

жен обернуться пренебрежением к качеству информации.  

Для социальной психологии, как и для других наук о  

человеке, может быть выделено два вида параметров  

качества информации: объективные и субъективные.  

Такое допущение вытекает из той особенности этой ди-  

сциплины, что источником информации в ней всегда яв-  

ляется человек. Значит, не считаться с этим фактом  

нельзя и следует лишь обеспечить максимально возмож-  

ный уровень надежности и тех параметров, которые ква-  

лифицируются как <субъективные>. Конечно, ответы на  

вопросы анкеты или интервью доставляют <субъектив-  

ную> информацию, но и ее можно получить в макси-  

мально полной и надежной форме, а можно упустить  

многие важные моменты, проистекающие из этой <субъ-  

ективности>. Для преодоления ошибок такого рода и  

вводится ряд требований относительно надежности ин-  

формации.  

 

Эта надежность информации достигается прежде все-  

го проверкой на надежность инструмента, посредством  

которого собираются данные. В каждом случае обеспе-  

 

чиваются как минимум три характеристики надежности:  

обоснованность (валидность), устойчивость и точность.  

 

Обоснованность (валидность) инструмента - это его  

способность измерять именно те характеристики объек-  

та, которые и нужно измерить. Исследователь - соци-  

альный психолог, строя какую-либо шкалу, должен быть  

уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, на-  

пример, установок индивида, которые он намеревался  

измерить. Существует несколько способов проверки ин-  

струмента на обоснованность. Можно прибегнуть к по-  

мощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в.  

изучаемом вопросе общепризнана. Распределения ха-  

рактеристик исследуемого свойства, полученные при по-  

мощи шкалы, можно сравнить с теми распределениями,.  

которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Совпа-  

дение полученных результатов в известной мере убежда-  

ет в обоснованности используемой шкалы. Другой спо-  

соб, опять-таки основанный на сравнении, это проведе-  

ние дополнительного интервью: вопросы в нем должны  

быть сформулированы так, чтобы ответы на них также-  

давали косвенную характеристику распределения изу-  

чаемого свойства. Совпадение и в этом случае рассмат-  

ривается как некоторое свидетельство обоснованности  

шкалы. Как видно, все эти способы не дают абсолют-  

ной гарантии обоснованности применяемого инструмен-  

та, и в этом одна из существенных трудностей социаль-  

но-психологического исследования. Она объясняете>  

тем, что здесь нет готовых, уже доказавших свою валид-  

ность способов, напротив, исследователю приходится по  

существу каждый раз заново строить инструмент.  

 

Устойчивость информации - это ее качество быть од-  

нозначной, т. е. при получении ее в разных ситуациях  

она должна быть идентичной. (Иногда это качество ин-  

формации называют <достоверностью>.) Способы про-  

верки информации на устойчивость следующие: а) пов-  

торное измерение, б) измерение одного и того же свой-  

ства разными наблюдателями, в) так называемое <рас-  

щепление шкалы>, т. е. проверка шкалы по частям. Как  

 

" См.: Ядов В. А, Социологическое исследование: методоло-  

гия, программа, методы, гл. III. М., 1972.  

 

В книге Саганенко Г. И. <Социологическая информация> (Л.,.  

1977, с. 29) точность совпадает с устойчивостью, а в качестве  

третьей характеристики вводится <правильность> (отсутствие систе-  

матических ошибок).  

 

видно, все эти методы перепроверки основаны на много-  

кратном повторении замеров. Все они должны создать  

у исследователя уверенность, что он может доверять по-  

лученным данным.  

 

Наконец, точность информации измеряется тем, на-  

сколько дробной являются применяемые метрики, или,  

иными словами, насколько чувствителен инструмент.  

Таким образом, это степень приближения результатов  

измерения к истинному значению измеряемой величины.  

Конечно, каждый исследователь должен стремиться по-  

лучить наиболее точные данные. Однако создание инст-  

румента, обладающего нужной степенью точности, в  

ряде случаев - достаточно трудное дело. Всегда необ-  

ходимо решить, какая мера точности является допусти-  

мой. При определении этой меры исследователь включа-  

ет и весь арсенал своих теоретических представлений об  

объекте.  

 

Нарушение одного требования сводит на нет и дру-  

гое: скажем, данные могут быть обоснованны, но неус-  

тойчивы (в социально-психологическом исследовании  

такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводи-  

мый опрос оказался ситуативным, т. е. время его прове-  

дения могло играть определенную роль, и в силу этого  

возник какой-то дополнительный фактор, не проявляю-  

щийся в других ситуациях); другой пример, когда дан-  

ные могут быть устойчивы, но не обоснованны (если,  

предположим, весь опрос оказался смещенным, то одна  

и та же картина будет повторяться на длительном от-  

резке времени, но картина-то будет ложной!).  

 

Многие исследователи отмечают, что все способы  

проверки информации на надежность недостаточно со-  

вершенны в социальной психологии. Кроме того, Пэнто  

и Гравитц, например, справедливо замечают, что работа-  

ют эти способы только в руках квалифицированного  

специалиста. В руках неопытных исследователей про-  

верка <дает неточные результаты, не оправдывает зало-  

женного труда и служит основой для несостоятельных  

утверждений>  

 

Требования, которые считаются элементарными в ис-  

следованиях других наук, в социальной психологии об-  

 

5 Пэнто Р.  

1972. с. 461.  

 

Гравитц М. Методы социальных наук. .,  

 

растают рядом трудностей в силу прежде псего специ-  

фического источника информации. Какие же характер-  

ные черты такого источника, как человек, осложняют  

ситуацию? Прежде чем выступить источником инфор-  

мации, человек должен понять вопрос, инструкцию или  

любое другое требование исследователя. Но каждый че-  

ловек обладает различной способностью понимания.  

Следовательно, уже в этом пункте исследователя под-  

жидают различные неожиданности. Далее, чтобы высту-  

пить источником информации, человек должен обладать  

ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки  

зрения подбора тех, кто информацией обладает, и от-  

вержения тех, кто ею не обладает (ибо, чтобы выявить  

это различие между испытуемыми, опять-таки надо про-  

водить специальное исследование). Следующее обстоя-  

тельство касается свойств человеческой памяти: если  

человек понял вопрос, обладает информацией, он еще  

должен вспомнить все то, что необходимо для полноты  

информации. Но качество памяти - вещь строго инди-  

видуальная, и нет никаких гарантий, что в выборке ис-  

пытуемые подобраны по принципу более или менее оди-  

наковой памяти. Есть еще одно важное обстоятельство:  

человек должен дать согласие на выдачу информации.  

Его мотивация в этом случае, конечно, в определенной  

степени может быть стимулирована инструкцией, усло-  

виями проведения исследования, но все эти обстоятель-  

ства не гарантируют согласия испытуемых на сотрудни-  

чество с исследователем.  

 

Поэтому наряду с затруднениями обеспечения надеж-  

ности данных особо остро стоит в социальной психологии  

вопрос о репрезентативности.  

 

Сама постановка этого вопроса связана с двойствен-  

ным характером социальной психологии: если бы речь  

шла о ней только как об экспериментальной дисципли-  

не, проблема решалась бы относительно просто: репре-  

зентативность в эксперименте достаточно строго опреде-  

ляется и проверяется. Но ведь дело в том, что исследо-  

вания могут быть двух типов. Это значит, что в случае  

корреляционного исследования социальный психолог  

сталкивается с совершенно новой для него проблемой,  

особенно если речь идет о массовых процессах. Эта  

новая проблема - построение выборки. Условия реше-  

ния этой задачи сходны с условиями решения ее в со-  

 

3 Г. М. Андреева  

 

циологии, между тем как для <психологически ориенти-  

рованного> социального психолога эта задача кажется  

нетрадиционной.  

 

Естественно, что и в социальной психологии приме-  

няются те же самые нормы построения выборки, как  

они описаны в статистике и как они употребляются всю-  

ду. Исследователю в области социальной психологии в  

принципе даны, например, такие виды выборки, как  

случайная, типичная (или стратифицированная), выбор-  

ка по квоте и пр. Но в каком случае применить тот или  

другой вид - это вопрос всегда творческий: нужно  

или нет в каждом отдельном случае делить предвари-  

тельно генеральную совокупность на классы, а лишь  

затем производить из них случайную выборку, эту за-  

дачу каждый раз приходится решать заново примени-  

тельно к данному исследованию, к данному объекту, к  

данным характеристикам генеральной совокупности.  

Само выделение классов (типов) внутри генеральной со-  

вокупности строго диктуется содержательным описани-  

ем самого объекта исследования: когда речь идет о по-  

ведении и деятельности масс людей, очень важно точно  

определить, по каким параметрам здесь могут быть вы-  

делены типы поведения.  

 

Общая характерис-  

тика методов со-  

циально-психологи-  

ческого исследо-  

вания  

 

Самой интересной проблемой, однако, оказывается  

проблема репрезентативности, возникающая в специфи-  

ческой форме и в социально-психологическом экспери-  

менте. Но прежде чем освещать ее, необходимо дать  

общую характеристику тех методов, которые применя-  

ются в социально-психологических исследованиях.  

Весь набор методов можно подраз-  

делить на две большие группы: ме-  

тоды сбора информации и методы  

ее обработки. Существует и много  

других классификаций методов со-  

циально-психологического исследо-  

вания. Например, различают три группы методов: 1) ме-  

тоды эмпирического исследования, 2) методы моделиро-  

вания, 3) управленческо-воспитательные методы При  

этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет  

речь и в настоящей главе. Что же касается второй и  

 

Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузьмина и  

В. Е. Семенова. Л" 1977, е. 8.  

 

третьей групп методов, обозначенных в приведенной  

классификации, то они не обладают какой-либо особой  

спецификой именно в социальной психологии (что при-  

знают, по крайней мере относительно моделирования, и  

сами авторы классификации). Методы обработки дан-  

ных часто просто не выделяются в специальный блок,  

причем А. Л. Свенцицкий, например, высказывает по  

этому поводу достаточно резонные основания: большин-  

ство этих методов также не обладает спецификой имен-  

но в социально-психологическом исследовании, а исполь-  

зует некоторые общенаучные приемы ". С этим можно  

согласиться, но тем не менее для полного представле-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 842
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь