Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



18 страница


Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методоло-  

гические проблемы социальной психологии. М., 1975.  

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.  

Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социаль-  

но-психологических феноменов. // Методология и методы социальной  

психологии. М., 1977.  

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни-  

ков. М.: Просвещение, 1980.  

Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в  

свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические про-  

блемы социальной психологии. М., 1977.  

Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.  

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск.  

М" 1969.  

Понятие социальной  

перцептии  

Глава 7  

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ  

ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА  

(перцептивная сторона общения)  

Как уже было установлено, в процессе  

общения должно присутствовать взаи-  

мопонимание между участниками этого  

процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано  

по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт-  

нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и при-  

нятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том,  

и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспри-  

нимается партнер по общению, иными словами, процесс воспри-  

ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав-  

ная часть общения и условно может быть назван перцептивной  

стороной общения.  

Прежде чем раскрывать в содержательном плане характерис-  

тики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляе-  

мые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком  

обозначают как <социальная перцепция>. Это понятие в данном  

случае употреблено не слишком точно. Термин <социальная пер-  

цепция> впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разра-  

ботки так называемого нового взгляда (еVV Ьоо1с) на восприятие.  

Вначале под социальной перцепцией понималась социальная де-  

терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част-  

ности в социальной психологии, придали понятию несколько иной  

смысл: социальной перцепцией стали называть процесс воспри-  

ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра-  

зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль-  

ные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в  

социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че-  

ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер-  

цепции, но не исчерпывает ее.  

Если представить себе процессы социальной перцепции в пол-  

ном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема  

(рис. 9). Она включает в себя различные варианты не только объ-  

екта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия вы-  

ступает индивид (И), то он может воспринимать другого индиви-  

да, принадлежащего к <своей> группе (1); другого индивида, при-  

надлежащего к <чужой> группе (2); свою собственную группу (3);  

<чужую> группу (4). Если даже не включать в перечень большие  

117  

Субъект восприятия:  

Индивид (И) Группа (Г)  

(1)  

(2) (c  

(5)  

(6) ( 5  

(3) c 0  

0 (-)  

0  

(R сз со со  

5 - субъект восприятия О - член группы  

о - объект восприятия /-  

( ) - группа  

Рис. 9. Варианты социально-перцептивных процессов  

социальные общности, которые в принципе так же могут воспри-  

ниматься, то и в этом случае получаются четыре различных про-  

цесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо-  

бенностями.  

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъ-  

екта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид,  

но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов соци-  

альной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего  

собственного члена (5); восприятие группой представителя другой  

группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, воспри-  

ятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не  

является традиционным, однако в другой терминологии почти каж-  

дый из обозначенных здесь <случаев> исследуется в социальной  

психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимо-  

понимания партнеров по общению (Андреева, 1981. С. 30).  

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в ин-  

тересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о соци-  

альной перцепции, а о меж-аичностной перцепции, или межлич-  

ностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека  

118  

человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в  

общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.  

Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях  

1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, возникает необхо-  

димость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объ-  

ектов обладает такими многочисленными специфическими черта-  

ми, что само употребление слова <восприятие> кажется здесь не  

совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место  

при формировании представления о другом человеке, не уклады-  

вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он  

дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологичес-  

кой литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного  

понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель  

этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия  

другого человека в более полном объеме некоторые другие позна-  

вательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом  

случае обратиться к французскому выражению <соппаапхе  

(3аи1п11>, что означает не столько <восприятие другого>, сколько  

<познание другого>. В отечественной литературе также весьма часто  

в качестве синонима <восприятие другого человека> потребляет-  

ся выражение <познание другого человека> (Бодалев, 1982. С. 5).  

Это более широкое понимание термина обусловлено специ-  

фическими чертами восприятия другого человека, к которым от-  

носится восприятие не только физических характеристик объекта,  

но и поведенческих его характеристик, формирование представле-  

ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках  

и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается фор-  

мирование представления о тех отношениях, которые связывают  

субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно боль-  

шое значение ряду дополнительных факторов, которые не игра-  

ют столь существенной роли при восприятии физических объек-  

тов. Так, например, такая характерная черта, как селективность  

(избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеоб-  

разно, поскольку в процесс селекции включается значимость це-  

лей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что  

новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на ос-  

нове сходства с прежними впечатлениями, дает основание для сте-  

реотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально за-  

регистрированы и при восприятии физических объектов, значи-  

мость их в области восприятия людьми друг друга в огромной сте-  

пени возрастает.  

Другой подход к проблемам восприятия, который также был  

использован в социально-психологических исследованиях по  

119  

межличностной перцепции, связан со школой так называемой тран-  

зактной психологии, отдельные положения которой были уже рас-  

смотрены в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркнута мысль  

о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции  

предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошло-  

го опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной  

ситуации, что представляется особенно важным, когда познание  

другого человека рассматривается как основание не только для  

понимания партнера, но для установления с ним согласованных  

действий, особого рода отношений.  

Все сказанное означает, что термин <социальная перцепция>,  

или, в более узком смысле слова, <межличностная перцепция>,  

<восприятие другого человека> употребляется в литературе в не-  

сколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние  

исследования и в общей психологии восприятия характеризуются  

известным сближением восприятия и других познавательных про-  

цессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие дру-  

гого человека означает восприятие его внешних признаков, соот-  

несение их с личностными характеристиками воспринимаемого  

индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.  

Поскольку человек вступает в общение  

всегда как личность, постольку он вос-  

принимается и другим человеком -  

партнером по общению - также как  

личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы <чи-  

таем> другого человека, расшифровываем значение его внешних  

данных (Рубинштейн, 1960. С. 180). Впечатления, которые возни-  

кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе об-  

щения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и  

сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точнос-  

ти <прочтения> другого человека зависит успех организации с ним  

согласованных действий.  

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем соб-  

ственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, бо-  

гатство представлений о самом себе определяет и богатство пред-  

ставлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно  

раскрывается другой человек (в большем количестве и более глу-  

боких характеристик), тем более полным становится и представле-  

ние о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уров-  

не был поставлен Марксом, когда он писал: <Человек сначала смот-  

рится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к челове-  

ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относить-  

120  

Механизмы взаимопо-  

нимания в процессе  

общения  

ся к самому себе как к человеку>. По существу ту же мысль, на  

уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского:  

<Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то,  

что она представляет собой для других> (Выготский. 1960. С. 196).  

Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя  

в свой анализ взаимодействия образ <генерализованного другого>.  

Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию  

непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мыс-  

ли Б.Ф. Поршнева, <Петр познает свою натуру через Павла только  

благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное  

множество людей, связанных в целое сложной системой отноше-  

ний> (Поршнев, 1968. С. 79).  

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации об-  

щения, то можно сказать, что представление о себе через пред-  

ставление о другом формируется обязательно при условии, что этот  

<другой> дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой соци-  

альной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним.  

Индивид <соотносит> себя с другим не вообще, а прежде всего  

преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В  

ходе познания другого человека одновременно осуществляется  

несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и  

попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стра-  

тегия изменения его поведения, и построение стратегии своего  

собственного поведения.  

Однако в эти процессы включены как минимум два человека,  

и каждый из них является активным субъектом. Следовательно,  

сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон:  

каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при по-  

строении стратегии взаимодействия каждому приходится прини-  

мать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого,  

но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, уста-  

новки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через  

другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каж-  

дое из этих понятий требует специального обсуждения,  

Термин <идентификация>, буквально обозначающий отождест-  

вление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт,  

что одним из самых простых способов понимания другого челове-  

ка является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единствен-  

ный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто  

пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем  

состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя  

на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве  

одного из механизмов познания и понимания другого человека.  

121  

Существует много экспериментальных исследований процесса  

идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В част-  

ности, установлена тесная связь между идентификацией и другим,  

близким по содержанию явлением - эмпатией.  

Описательно эмпатия также определяется как особый способ  

понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не ра-  

циональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стрем-  

ление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия  

противостоит пониманию в строгом смысле этого слова,термин  

используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть  

аффективное <понимание>. Эмоциональная ее природа проявля-  

ется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по  

общению, не столько <продумывается>, сколько <прочувствуется>.  

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом  

идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя  

на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако  

взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает  

отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с  

кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его  

этот <другой>. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто при-  

нимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочув-  

ственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в  

том, и в другом случаях налицо будет <принятие в расчет> поведения  

другого человека, но результат наших совместных действий будет  

различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его  

позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет  

его точку зрения, даже сочувствуя ей>, но действуя по-своему.  

Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как  

будет тот, <другой>, т.е. партнер по общению, понимать меня. От  

этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, про-  

цесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В от-  

личие от философского употребления термина, в социальной пси-  

хологии под рефлексией понимается осознание действующим ин-  

дивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это  

уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как  

другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркаль-  

ных отражений друг друга, <глубокое, последовательное взаимоот-  

ражение, содержанием которого является воспроизведение внут-  

реннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внут-  

реннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого  

исследователя> (Кон, 1978. С. 110).  

Традиция исследования рефлексии в социальной психологии  

достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холме, описы-  

122  

вая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, ут-  

верждают, что в действительности в этой ситуации даны как МИНИ-  

МУМ шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса  

буквально <каким его сотворил Господь Бог>); Джон, каким он  

сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три  

<позиции> со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули  

усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, ка-  

ким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответст-  

венно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предполо-  

жить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практи-  

чески в экспериментальных исследованиях обычно ограничива-  

ются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и  

М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в об-  

щем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия  

как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной струк-  

туры в ситуации диадического взаимодействия может быть пред-  

ставлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).  

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается комму-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1441
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь