Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



5 страница


косновении нескольких умов, что должно изучаться интерменталь-  

ной психологией. Общая модель социального рисовалась как вза-  

имоотношение двух индивидов, из которых один подражает дру-  

гому.  

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо проде-  

монстрировали свою несостоятельность, социологи предложили  

более сложные формы психологического редукционизма. Законы  

социального стали теперь сводить к законам коллективной психи-  

ки. Окончательно оформляется особое направление в системе со-  

циологического знания - психологическое направление в социо-  

логии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожа-  

луй, особенно ярко идеи этого направления были сформулирова-  

ны в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный соци-  

альный факт составляет не сознание индивида, не <народный дух>,  

но так называемое <сознание рода>. Отсюда социальный факт есть  

не что иное как социальный разум. Его исследованием должна  

заниматься <психология общества>, или, что то же самое, социо-  

логия. Здесь идея <сведения> доведена до ее логического конца.  

Психологическое направление в социологии оказалось весьма  

жизнеспособным, по-видимому, потому, что в принципе психоло-  

гизация общественных отношений легко и органично согласуется  

с любыми попытками более углубленного истолкования общест-  

венной жизни (Смелзер, 1994. С. 18). Психологизм прочно обо-  

сновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени  

запутало вопрос о специфике социально-психологического зна-  

ния: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое на-  

правление в социологии и социальную психологию. Поэтому на-  

ряду с интересными находками, касающимися отдельных характе-  

ристик психологической стороны социальных явлений, психоло-  

гическое направление в социологии принесло много вреда станов-  

лению социальной психологии как науки. Однако на поверхности  

явлений дело выглядело таким образом, что внутри социологин  

был зафиксирован большой интерес к развитию социально-пси-  

хологического знания. Таким образом, в развитии двух наук пси-  

хологии и социологии - обозначилось как бы встречное движе-  

ние. которое должно было закончиться формулированием проблем.  

ставших предметом новой науки.  

31  

Первые исторические  

формы социально-  

психологического знания  

Эти взаимные устремления реализова-  

лись в середине XIX в. и дали жизнь  

первым формам собственно социально-  

психологического знания. Прежде чем  

приступить к их характеристике, необходимо сказать о той общей  

атмосфере развития научного знания, в которой эти первые тео-  

рии родились. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни  

было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили  

на конструкции универсальных энциклопедических схем. свойст-  

венных социальной философии той эпохи. Концепции эти неиз-  

бежно создавались в канонах философского знания, были спеку-  

лятивны, умозрительны и социальная психология приобрела в этом  

виде характер крайне описательной дисциплины. Из всего много-  

образия первых социально-психологических теорий обычно выде-  

ляют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию  

масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или  

критерием их различения является способ анализа взаимоотноше-  

ния личности и общества. При решении этой проблемы принци-  

пиально возможны два подхода: признание примата личности или  

примата общества. Тогда примером первого решения явятся пси-  

хология масс и теория инстинктов социального поведения, а при-  

мером второго решения - психология народов. Оба эти решения  

найдут свое продолжение в истории социальной психологии в пос-  

ледующие этапы ее развития, и потому нужно особенно внима-  

тельно рассмотреть, как обе эти тенденции формировались.  

Психология народов как одна из первых форм социально-пси-  

хологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии.  

С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов  

предлагала <коллективистическое> решение вопроса о соотноше-  

нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное  

существование <сверхиндивидуальной души>, подчиненной <сверх-  

индивидуальной целостности>, каковой является народ (нация).  

Процесс образования наций, который осуществлялся в это время  

в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с  

необходимостью объединения раздробленных феодальных земель.  

Эта специфика получила отражение в ряде теоретических постро-  

ений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влия-  

ние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источ-  

никами ее послужили: философское учение Гегеля о <народном  

духе> и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выра-  

жению М.Г. Ярошевского. явилась <гибридом лейбницевской мона-  

дологии и английского ассоцианизма> (Ярошевский. 1976. С. 238).  

Психология народов попыталась соединить эти два подхода.  

Непосредственными создателями теории психологии народов  

выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейн-  

таль (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал <Психология на-  

родов и языкознание>, где была опубликована их статья <Вводные  

рассуждения о психологии народов>. В ней сформулирована мысль  

о том, что главная сила истории - народ, или <дух целого> (А11е151),  

который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обы-  

чаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт,  

звено некоторой психической связи. Задача социальной психоло-  

гии - <познать психологически сущность духа народа, открыть  

законы, по которым протекает духовная деятельность народа>.  

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во  

взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому по-  

воду Вундт сформулировал в 1863 г. в <Лекциях о душе человека и  

животных>. Основное же развитие идея получила в 1900 г. в пер-  

вом томе десятитомной <Психологии народов>. Уже в <Лекциях>  

на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил  

мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: фи-  

зиологической психологии и психологии народов. Соответствен-  

но каждой части Вундтом были написаны фундаментальные рабо-  

ты, и вот именно вторая часть была изложена в <Психологии на-  

родов>. С точки зрения Вундта, физиологическая психология яв-  

ляется экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не при-  

годен для исследования высших психических процессов - речи и  

мышления. Поэтому именно с этого <пункта> и начинается психо-  

логия народов. В ней должны применяться иные методы, а имен-  

но анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.  

Вундт отказался от неопределенного понятия <духа целого> и  

придал психологии народов несколько более реалистический вид,  

что позволило ему даже предложить программу эмпирических ис-  

следований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология  

народов в его варианте закреплялась как описательная дисципли-  

на, которая не претендует на открытие законов. В России идеи  

психологии народов развивались в учении известного лингвиста  

А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейн-  

таля, Вундта и Потебни, основная идея концепции является об-  

щей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в  

индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому дол-  

жен быть как минимум специальный раздел этой науки, который  

и будет заниматься названными проблемами, применяя особые,  

отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на извест-  

ные упрощения, эта концепция поставила принципиальный во-  

прос о том, что существует нечто кроме индивидуального созна-  

33  

ния, характеризующее психологию группы, и индивидуальное со-  

знание в определенной степени задается ею.  

Психология масс представляет собой другую форму первых со-  

циально-психологических теорий, ибо она, по предложенному  

выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении лич-  

ности и общества с <индивидуалистических> позиций. Эта тео-  

рия родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее  

были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зре-  

ния Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения,  

кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, ин-  

теллектуалистически ориентированная академическая психология  

пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами,  

и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает ирраци-  

ональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказыва-  

ется более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль ир-  

рациональных моментов в социальном поведении и роль подра-  

жания - были усвоены непосредственными создателями психоло-  

гии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и  

французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном  

опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала  

роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преиму-  

щественное внимание уделял проблеме противопоставления масс  

и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа <Психо-  

логия народов и масс>, в которой и изложена суть концепции.  

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет  

собой <массу>, главной чертой которой является утрата способ-  

ности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в  

массе являются: обезличивание (что приводит к господству им-  

пульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли  

чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различ-  

ным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу  

от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсут-  

ствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который сле-  

дует из описания этой картины поведения человека в массе, со-  

стоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена,  

хаотична, поэтому ей нужен <вождь>, роль которого может выпол-  

нять <элита>. Выводы эти были сделаны на основании рассмотре-  

ния единичных случаев проявления массы, а именно проявления  

ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтвержде-  

ний не приводилось, вследствие чего паника оказалась единствен-  

ной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над  

этой единственной формой были экстраполированы на любые дру-  

гие массовые действия.  

34  

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная  

окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными мас-  

совыми выступлениями, заставлял официальную идеологию ис-  

кать средства обоснования различных акций, направленных про-  

тив этих массовых выступлений. Большое распространение полу-  

чает утверждение о том, что конец XIX - начало XX в. - это <эра  

толпы>, когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняет-  

ся импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддает-  

ся различным иррациональным действиям. Психология масс ока-  

залась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против  

революционного движения, интерпретируя и его как иррациональ-  

ное движение масс.  

Что же касается чисто теоретического значения психологии  

масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь  

был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества,  

но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано.  

Формально в данном случае признавался известный примат ин-  

дивида над обществом, но само общество произвольно сводилось  

к толпе, и даже на этом <материале> выглядело весьма односто-  

ронне, поскольку сама <толпа>, или <масса>, была описана лишь  

в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.  

Хотя серьезного значения для дальнейших судеб социальной пси-  

хологии психология масс не имела, тем не менее проблематика,  

разработанная в рамках этой концепции, имеет большой инте-  

рес, в том числе и для настоящего времени.  

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоя-  

тельных социально-психологических построений, является теория  

инстинктов социального поведения английского психолога В. Мак-  

дугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальней-  

шем работавшего там. Работа Макдугалла <Введение в социальную  

психологию> вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча-  

тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном  

существовании (в этом же году в США вышла книга социолога  

Э. Росса <Социальная психология>, и, таким образом, достаточно  

символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали  

первый систематический курс по одной и той же дисциплине).  

Год этот. однако, лишь весьма условно может считаться началом  

новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г.  

Дж. Болдуин опубликовал <Исследования по социальной психо-  

логии>, которые могли бы претендовать тоже на первое система-  

тическое руководство.  

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что  

причиной социального поведения признаются врожденные ин-  

35  

стинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при-  

нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое  

свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо-  

бенно значим в концепции Маклугалла; в противовес бихевиориз-  

му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний  

стимул) он называл созданную им психологию <целевой> или <гор-  

мической> (от греческого слова <гормэ> - стремление, желание,  

порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха-  

рактера, объясняющая социальное поведение. В терминологии  

Макдугалла, гормэ <реализуется в качестве инстинктов> (или позд-  

нее <склонностей>).  

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль-  

тате определенного психофизического предрасположения - на-  

личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв-  

ной энергии.  

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь-  

ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та-  

ким образом, все, что происходит в области сознания, находится  

в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним  

выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь  

между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре-  

деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных  

между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответ-  

ствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране-  

ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;  

инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро-  

ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при-  

надлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреж-  

дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер-  

вую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в тео-  

рии Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского  

подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на  

общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было  

научное значение.  

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль  

в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация  

социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стрем-  

ления к цели узаконивала значение иррациональных, бессозна-  

тельных влечений в качестве движущей силы не только индивида,  

но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоле-  

ние идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной ве-  

хой становления научной социальной психологии.  

Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретичес-  

36  

ким багажом осталась социальная психология после того, как были  

выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно,  

положительное значение их заключается в том, что были выделе-  

ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа-  

щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания  

группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интерес-  

но также и то, что в первых социально-психологических теориях с  

самого начала пытались найти подходы к решению поставленных  

проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со сторо-  

ны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все  

решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, пере-  

ход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точ-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1025
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь