Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



9 страница


свою валидность способов, напротив, исследователю приходится  

по существу каждый раз заново строить инструмент.  

Устойчивость информации - это ее качество быть однознач-  

ной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть  

идентичной. (Иногда это качество информации называют <досто-  

верностью>). Способы проверки информации на устойчивость сле-  

дующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же  

свойства разными наблюдателями; в) так называемое <расщепле-  

ние шкалы>, т.е. проверка шкалы по частям. Как видно, все эти  

методы перепроверки основаны на многократном повторении за-  

меров. Все они должны создать у исследователя уверенность в том,  

что он может доверять полученным данным.  

Наконец, точность информации (в некоторых работах совпа-  

дает с устойчивостью - см. Саганенко, 1977. С. 29) измеряется  

тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или,  

иными словами, насколько чувствителен инструмент. Таким обра-  

зом, это степень приближения результатов измерения к истинно-  

му значению измеряемой величины. Конечно, каждый исследова-  

тель должен стремиться получить наиболее точные данные. Одна-  

ко создание инструмента, обладающего нужной степенью точнос-  

ти, - в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо  

решить, какая мера точности является допустимой. При определе-  

нии этой меры исследователь включает и весь арсенал своих тео-  

ретических представлений об объекте.  

Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем,  

данные могут быть обоснованы, но неустойчивы (в социально-  

психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть  

тогда, когда проводимый опрос оказался ситуативным, т.е. время  

его проведения могло играть определенную роль, и в силу этого  

возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в  

других ситуациях); другой пример, когда данные могут быть ус-  

тойчивы, но не обоснованы (если, предположим, весь опрос ока-  

зался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на  

длительном отрезке времени, но картина-то будет ложной!).  

Многие исследователи отмечают, что все способы проверки  

информации на надежность недостаточно совершенны в социаль-  

ной психологии. Кроме того, Р. Пэнто и М. Гравитц, например,  

справедливо замечают, что работают эти способы только в руках  

квалифицированного специалиста. В руках неопытных исследова-  

 

телей проверка <дает неточные результаты, не оправдывает зало-  

женного труда и служит основой для несостоятельных утвержде-  

ний> (Пзнто, Гравитц, 1972. С. 461).  

Требования, которые считаются элементарными в исследова-  

ниях других наук, в социальной психологии обрастают рядом труд-  

ностей в силу прежде всего специфического источника информа-  

ции. Какие же характерные черты такого источника, как человек,  

осложняют ситуацию? Прежде чем стать источником информа-  

ции, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое дру-  

гое требование исследователя. Но люди обладают различной спо-  

собностью понимания; следовательно, уже в этом пункте исследо-  

вателя поджидают различные неожиданности. Далее, чтобы стать  

источником информации, человек должен обладать ею, но ведь  

выборка испытуемых не строится с точки зрения подбора тех, кто  

информацией обладает, и отвержения тех, кто ею не обладает (ибо,  

чтобы выявить это различие между испытуемыми, опять-таки надо  

проводить специальное исследование). Следующее обстоятельст-  

во касается свойств человеческой памяти: если человек понял во-  

прос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то,  

что необходимо для полноты информации. Но качество памяти -  

вещь строго индивидуальная, и нет никаких гарантий, что в вы-  

борке испытуемые подобраны по принципу более или менее оди-  

наковой памяти. Есть еще одно важное обстоятельство: человек  

должен дать согласие выдать информацию. Его мотивация в этом  

случае, конечно, в определенной степени может быть стимулиро-  

вана инструкцией, условиями проведения исследования, но все  

эти обстоятельства не гарантируют согласия испытуемых на со-  

трудничество с исследователем.  

Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо остро  

стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Сама  

постановка этого вопроса связана с двойственным характером со-  

циальной психологии. Если бы речь шла о ней только как об экс-  

периментальной дисциплине, проблема решалась бы относитель-  

но просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго  

определяется и проверяется. Но в случае корреляционного иссле-  

дования социальный психолог сталкивается с совершенно новой  

для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процес-  

сах. Эта новая проблема - построение выборки. Условия решения  

этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии.  

Естественно, что и в социальной психологии применяются те  

же самые нормы построения выборки, как они описаны в статис-  

тике и как они употребляются всюду. Исследователю в области  

социальной психологии в принципе даны, например, такие виды  

57  

выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная),  

выборка по квоте и пр.  

Но в каком случае применить тот или другой вид - это вопрос  

всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае де-  

лить предварительно генеральную совокупность на классы, а лишь  

затем производить из них случайную выборку, эту задачу каждый  

раз приходится решать заново применительно к данному исследо-  

ванию, к данному объекту, к данным характеристикам генераль-  

ной совокупности. Само выделение классов (типов) внутри гене-  

ральной совокупности строго диктуется содержательным описа-  

нием объекта исследования: когда речь идет о поведении и дея-  

тельности масс людей, очень важно точно определить, по каким  

параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.  

Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема реп-  

резентативности, возникающая в специфической форме и в соци-  

ально-психологическом эксперименте. Но, прежде чем освещать  

ее, необходимо дать общую характеристику тех методов, которые  

применяются в социально-психологических исследованиях.  

Весь набор методов можно подразде-  

лить на две большие группы: методы  

исследования и методы воздействия.  

Последние относятся к специфической  

области социальной психологии, к так  

называемой <психологии воздействия> и будут рассмотрены в гла-  

ве о практических приложениях социальной психологии. Здесь же  

анализируются методы исследования, в которых в свою очередь  

различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Су-  

ществует и много других классификаций методов социально-пси-  

хологического исследования. Например, различают три группы ме-  

тодов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы модели-  

рования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий,  

1977. С. 8). При этом в первую группу попадают все те, о которых  

пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей  

групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то  

они не обладают какой-либо особой спецификой именно в соци-  

альной психологии (что признают, по крайней мере относительно  

моделирования, и сами авторы классификации). Методы обработ-  

ки данных часто просто не выделяются в специальный блок, по-  

скольку большинство из них также не являются специфичными  

для социально-психологического исследования, а используют не-  

которые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем  

58  

Общая характеристика  

методов социально-  

психологического  

исследования  

не менее для полного представления о всем методическом воору-  

жении социальной психологии следует упомянуть о существова-  

нии этой второй группы методов.  

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение,  

изучение документов (в частности, контент-анализ). разного рода  

опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе  

наиболее распространенный социометрический тест), наконец,  

эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Вряд ли  

целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно  

характеризовать каждый из этих методов. Логичнее сказать случаи  

их применения при изложении отдельных содержательных про-  

блем социальной психологии, тогда такое изложение будет значи-  

тельно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую ха-  

рактеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты,  

где в применении их встречаются определенные затруднения.  

В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применя-  

ются в социологии (Ядов, 1995).  

Наблюдение является <старым> методом социальной психоло-  

гии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершен-  

ный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода на-  

блюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае  

получения данных об открытом поведении, о действиях индиви-  

дов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная про-  

блема, которая встает при применении метода наблюдения, за-  

ключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определен-  

ных классов характеристик, чтобы <прочтение> протокола наблю-  

дения было понятно и другому исследователю, могло быть интер-  

претировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот  

вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фик-  

сировать наблюдаемое?  

Существует много различных предложений для организации  

так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выде-  

ления заранее некоторых классов, например, взаимодействий лич-  

ностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты  

проявления этих взаимодействий и т.д. Ниже будет подробно оха-  

рактеризована одна из таких попыток, предпринятых Р. Бейлсом.  

Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по суще-  

ству вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий  

и в других разделах психологии. В социально-психологическом ис-  

следовании он может быть решен только отдельно для каждого  

конкретного случая при условии учета предмета исследования.  

Другой принципиальный вопрос - это временной интервал, кото-  

рый можно считать достаточным для фиксации каких-либо еди-  

59  

ниц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур  

для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определен-  

ные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя счи-  

тать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так  

примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может  

с успехом быть применен в ряде социально-психологических ис-  

следований.  

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при  

помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой  

деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод  

изучения документов, например, методу опросов как метод <объ-  

ективный> методу <субъективному>. Вряд ли это противопостав-  

ление уместно: ведь и в документах источником информации вы-  

ступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом,  

остаются в силе. Конечно, мера <субъективности> документа раз-  

лична в зависимости от того, изучается ли официальный или су-  

губо личный документ, но она всегда присутствует. Особая про-  

блема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует доку-  

мент - исследователь, т.е. тоже человек со своими собственны-  

ми, присущими ему индивидуальными психологическими особен-  

ностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, на-  

пример, способность к пониманию текста. Проблема понимания -  

это особая проблема психологии, но здесь она включается в про-  

цесс применения методики, следовательно, не может не прини-  

маться во внимание.  

Для преодоления этого нового вида <субъективности> (интер-  

претации документа исследователем) вводится особый прием, по-  

лучивший название <контент-анализ> (буквально: <анализ содер-  

жания>) (Богомолова, Стефаненко, 1992). Это особый, более или  

менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте  

выделяются специальные <единицы>, а затем подсчитывается час-  

тота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл приме-  

нять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с боль-  

шим массивом информации, так что приходится анализировать  

многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в  

социальной психологии при исследованиях в области массовых  

коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и приме-  

нением методики контент-анализа; например, сам процесс выде-  

ления единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоре-  

тической позиции исследователя, и от его личной компетентнос-  

ти, уровня его творческих возможностей. Как и при использова-  

нии многих других методов в социальной психологии, здесь при-  

чины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.  

60  

Опросы - весьма распространенный прием в социально-пси-  

хологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее  

число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в  

недоумении по поводу того, как же можно доверять информации,  

полученной из непосредственных ответов испытуемых, по суще-  

ству из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на  

недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области  

проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наи-  

большее распространение получают в социальной психологии ин-  

тервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).  

Главные методологические проблемы, которые возникают при  

применении этих методов, заключаются в конструировании во-  

просника. Первое требование здесь - логика построения его, пред-  

усмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информа-  

цию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация  

эта была максимально надежной. Существуют многочисленные  

правила построения каждого вопроса, расположения их в опреде-  

ленном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литера-  

туре подробно описаны (Лекции по методике конкретных соци-  

альных исследований. М., 1972) типичные ошибки, возникающие  

при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит  

тому, чтобы вопросник не требовал ответов <в лоб>, чтобы содер-  

жание его было понятно автору лишь при условии проведения  

определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в  

программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем.  

Конструирование вопросника - труднейшая работа, она не может  

выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь  

компрометации метода.  

Отдельная большая проблема - применение интервью, посколь-  

ку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента  

(т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе  

есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе ин-  

тервью проявляются все описываемые в социальной психологии  

способы воздействии одного человека на другого, действуют все  

законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каж-  

дая из этих характеристик может влиять на качество информации,  

может привносить еще одну разновидность <субъективности>, о  

которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду. что все эти про-  

блемы не являются новыми для социальной психологии, по пово-  

ду каждой из них разработаны определенные <противоялия>, и  

задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью  

относиться к овладению этими методами. В противовес распро-  

страненному непрофессиональному взгляду, что опросы - самый  

61  

<легкий> для применения метод, можно смело утверждать, что  

хороший опрос - это самый <трудный> метод социально-психо-  

логического исследования.  

Тесты не являются специфическим социально-психологичес-  

ким методом, они широко применяются в различных областях  

психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной  

психологии, имеют в виду чаше всего личностные тесты, реже -  

групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно,  

применяется и в общепсихологических исследованиях личности,  

никакой особой специфики применения этого метода в социаль-  

но-психологическом исследовании нет: все методологические нор-  

мативы применения тестов, принимаемые в общей психологии,  

являются справедливыми и здесь.  

Как известно, тест - это особого рода испытание, в ходе кото-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1048
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь