Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



10 страница


рого испытуемый выполняет или специально разработанное зада-  

ние, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет  

или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл  

последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи <клю-  

ча> соотнести полученные ответы с определенными параметрами,  

например, характеристиками личности, если речь идет о личност-  

ных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихоло-  

гии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами  

клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают  

важную информацию о характеристиках патологии личности. Обыч-  

но считают наибольшей слабостью личностных тестов то их каче-  

ство, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности.  

Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, на-  

пример, тесте Кеттела или тесте ММР1. Однако применение этих  

методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и  

имеет дело социальная психология) требует многих методологи-  

ческих корректив.  

Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о  

том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и  

вопросы; в социально-психологическом исследовании - насколь-  

ко можно соотнести с тестовыми измерениями различных харак-  

теристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее рас-  

пространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит про-  

вести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все  

проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут яс-  

ными. В социальной психологии тесты могут применяться как  

подсобное средство исследования. Данные их обязательно долж-  

ны сопоставляться с данными, полученными при помощи других  

методов. К тому же применение тестов носит локальный характер  

62  

еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного  

раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же,  

имеющих значение для диагностики группы, не так много. В каче-  

стве примера можно назвать получивший широкое распростране-  

ние социометрический тест, который будет рассмотрен особо в  

разделе, посвященном малой группе.  

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов  

исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возмож-  

ностей и ограниченностей экспериментального метода в этой об-  

ласти является одной из самых острых полемик по методологичес-  

ким проблемам в настоящее время (Жуков, Гржегоржевская, 1977).  

В социальной психологии различают два основных вила экспери-  

мента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существу-  

ют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а имен-  

но: произвольное введение экспериментатором независимых пере-  

менных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых  

переменных. Общим является также требование выделения кон-  

трольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измере-  

ний могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду  

с этими общими требованиями лабораторный и естественный экс-  

перименты обладают своими собственными правилами. Особенно  

дискуссионным для социальной психологии является вопрос о  

лабораторном эксперименте.  

Дискуссионные пробле-  

мы применения методов  

социально-психологи-  

ческого исследования  

В современной литературе обсуждают-  

ся в этом плане две проблемы: какова  

экологическая валидность лаборатор-  

ного эксперимента, т.е. возможность  

распространения полученных данных  

на <реальную жизнь>, и в чем опасность смещения данных в связи  

с особым подбором испытуемых. Как более принципиальный ме-  

тодологический вопрос может еще быть выдвинут вопрос о том,  

не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань  

общественных отношений, то самое <социальное>, которое и со-  

ставляет важнейший контекст в социально-психологическом ис-  

следовании. Относительно первой из поставленных проблем су-  

ществуют различные точки зрения. Многие авторы согласны с на-  

званной ограниченностью лабораторных экспериментов, другие  

считают, что от лабораторного эксперимента и не надо требовать  

экологической валидности, что его результаты заведомо не следу-  

ет переносить в <реальную жизнь>, т.е. что в эксперименте следует  

лишь проверять отдельные положения теории, а для анализа ре-  

63  

альных ситуаций нужно интерпретировать уже эти положения тео-  

рии. Третьи, как. например, Д. Кэмпбелл, предлагают особый класс  

<квазиэкспериментов> в социальной психологии (Кэмпбелл, 1980).  

Их отличие - осуществление экспериментов не по полной, дик-  

туемой логикой научного исследования схеме, а в своеобразном  

<усеченном> виде. Кэмпбелл скрупулезно обосновывает право ис-  

следователя на такую форму эксперимента, постоянно апеллируя  

к специфике предмета исследования в социальной психологии.  

Вместе с тем, по мнению Кэмпбелла, надо учитывать многочис-  

ленные <угрозы> внутренней и внешней валидности эксперимента  

в этой области знания и уметь преодолевать их. Главная идея за-  

ключается в том,что в социально-психологическом исследовании  

вообще и в экспериментальном в частности необходимо органи-  

ческое сочетание количественного и качественного анализа. Тако-  

го рода соображения могут, конечно, быть приняты в расчет, но  

не снимают всех проблем.  

Другая ограниченность лабораторного эксперимента, обсуж-  

даемая в литературе, связана со специфическим решением пробле-  

мы репрезентативности. Обычно для лабораторного эксперимента  

не считается обязательным соблюдение принципа репрезентатив-  

ности, т.е. точного учета класса объектов, на которые можно рас-  

пространять результаты. Однако, что касается социальной психо-  

логии, здесь возникает такого рода смещение, которое нельзя не  

учитывать. Чтобы в лабораторных условиях собрать группу испы-  

туемых, их надо на более или менее длительный срок <вырвать> из  

реальной жизнедеятельности. Понятно, что условие это настолько  

сложно, что чаще экспериментаторы идут по более легкому пути -  

используют тех испытуемых, кто ближе и доступнее. Чаще всего  

ими оказываются студенты психологических факультетов, притом  

те из них, которые выразили готовность, согласие участвовать в  

эксперименте. Но именно этот факт и вызывает критику (в США  

существует даже пренебрежительный термин <социальная психо-  

логия второкурсников>, иронически фиксирующий преобладаю-  

щий контингент испытуемых - студентов психологических фа-  

культетов), так как в социальной психологии возрастной, профес-  

сиональный статус испытуемых играет весьма серьезную роль и  

названное смешение может сильно исказить результаты. Кроме  

того, и <готовность> работать с экспериментатором тоже означает  

своеобразное смещение выборки. Так, в ряде экспериментов за-  

фиксирована так называемая <предвосхищающая оценка>, когда  

испытуемый подыгрывает экспериментатору, стараясь оправдать  

его ожидания. Кроме того, распространенным явлением в лабо-  

раторных экспериментах в социальной психологии является так  

64  

называемый Розенталь-эффект, когда результат возникает вслед-  

ствие присутствия экспериментатора (описан Розенталем).  

По сравнению с лабораторными эксперименты в естественных  

условиях обладают в перечисленных отношениях некоторыми пре-  

имуществами, но в свою очередь уступают им в отношении <чис-  

тоты> и точности. Если учесть важнейшее требование социальной  

психологии - изучать реальные социальные группы, реальную  

деятельность личностей в них, то можно считать естественный  

эксперимент более перспективным методом в этой области зна-  

ния. Что касается противоречия между точностью измерения и  

глубиной качественного (содержательного) анализа данных, то это  

противоречие, действительно, существует и относится не только к  

проблемам экспериментального метода.  

Все описанные методики обладают одной общей чертой, спе-  

цифической именно для социально-психологического исследова-  

ния. При любой форме получения информации, при условии, что  

источником ее является человек, возникает еще и такая особая  

переменная, как взаимодействие исследователя с испытуемым. Это  

взаимодействие ярче всего проявляется в интервью, но фактичес-  

ки дано при любом из методов. Сам факт, требование его учета  

констатируются уже давно в социально-психологической литера-  

туре. Однако серьезная разработка, изучение этой проблемы еще  

ждут своих исследователей.  

Ряд важных методологических проблем встает и при характе-  

ристике второй группы методов, а именно методов обработки ма-  

териала. Сюда относятся все приемы статистики (корреляцион-  

ный анализ, факторный анализ) и вместе с тем приемы логичес-  

кой и теоретической обработки (построение типологий, различ-  

ные способы построения объяснений и т.д.). Вот здесь-то и обна-  

руживается вновь названное противоречие. В какой мере исследо-  

ватель вправе включать в интерпретацию данных соображения не  

только логики, но и содержательной теории? Не будет ли включе-  

ние таких моментов снижать объективность исследования, вно-  

сить в него то, что на языке науковедения называется проблемой  

ценностей Для естественных и особенно точных наук проблема  

ценностей не стоит как специальная проблема, а для наук о чело-  

веке, и в том числе для социальной психологии, она является имен-  

но таковой.  

В современной научной литературе полемика вокруг пробле-  

мы ценностей находит свое разрешение в формулировании двух  

образцов научного знания - <сциентистского> и <гуманистичес-  

кого> - и выяснении отношений между ними. Сциентистский  

образ науки был создан в философии неопозитивизма. Главная  

65  

идея. которая была положена в основу построения такого образа,  

заключалась в требовании уподобления всех наук наиболее стро-  

гим и развитым естественным наукам, прежде всего физике. Нау-  

ка должна опираться на строгий фундамент фактов, применять  

строгие методы измерения, использовать операциональные поня-  

тия (т.е. понятия, по отношению к которым разработаны опера-  

ции измерения тех признаков, которые выражены в понятии), об-  

ладать совершенными приемами верификации гипотез. Никакие  

ценностные суждения не могут быть включены ни в сам процесс  

научного исследования, ни в интерпретацию его результатов, по-  

скольку такое включение снижает качество знания, открывает до-  

ступ крайне субъективным заключениям. Соответственно этому  

образу науки трактовалась и роль ученого в обществе. Она отожде-  

ствлялась с ролью беспристрастного наблюдателя, но отнюдь не  

участника событий изучаемого мира. В лучшем случае допускается  

выполнение ученым роли инженера или, точнее, техника, кото-  

рый разрабатывает конкретные рекомендации, но отстранен от  

решения принципиальных вопросов, например, относительно на-  

правленности использования результатов его исследований.  

Уже на самых ранних стадиях зарождения подобных взглядов  

были выдвинугы серьезные возражения против такой точки зре-  

ния. Особенно они касались наук о человеке, об обществе, об  

отдельных общественных явлениях. Такое возражение было сфор-  

мулировано, в частности, в философии неокантианства, где об-  

суждался тезис о принципиальном различии <наук о природе> и  

<наук о культуре>. На уровне, более близком к конкретной психо-  

логии, эта проблема была поставлена В. Дильтеем при создании  

им <понимающей психологии>, где принцип понимания выдвигал-  

ся на равную ступень с принципом объяснения, защищаемым пози-  

тивистами. Таким образом, полемика имеет долгую историю. Се-  

годня это второе направление отождествляет себя с <гуманисти-  

ческой> традицией и во многом поддержано философскими идея-  

ми Франкфуртской школы.  

Возражая позиции сциентизма, гуманистическая ориентация  

настаивает на том, что специфика наук о человеке требует вклю-  

чения ценностных суждений в ткань научного исследования, что  

относится и к социальной психологии. Ученый, формулируя про-  

блему, осознавая цель своего исследования, ориентируется на оп-  

ределенные ценности общества, которые он признает или отвер-  

гает; далее - принимаемые им ценности позволяют осмыслить  

направленность использования его рекомендаций; наконец, цен-  

ности обязательно <присутствуют> и при интерпретации материа-  

ла, причем этот факт не <снижает> качество знания, а, напротив,  

66  

делает интерпретации осмысленными, поскольку позволяет в пол-  

ной мере считывать тот социальный контекст, в котором происхо-  

дят изучаемые ученым события. Философская разработка этой  

проблемы дополняется в настоящее время и вниманием к ней со  

стороны социальной психологии. Один из пунктов критики аме-  

риканской традиции со стороны европейских авторов (в особен-  

ности С. Московиси) состоит именно в призыве к учету ценност-  

ной ориентации социально-психологических исследований (Мос-  

ковиси, 1984. С. 216).  

Проблема ценностей является отнюдь не абстрактной, но весь-  

ма актуальной проблемой для социальной психологии. Тщатель-  

ность подбора, разработки и применения конкретных методик не  

может сама по себе принести успех социально-психологическому  

исследованию, если утрачено видение проблемы в целом, т.е. в  

<социальном контексте>. Конечно, главная задача - найти спосо-  

бы, при помощи которых этот социальный контекст может быть  

схвачен в каждом конкретном исследовании. Но это уже второй  

вопрос. Важно видеть эту проблему, понимать, что ценностные  

суждения неизбежно присутствуют в исследованиях наук, подоб-  

ных социальной психологии, и нужно не отмахиваться от этой  

проблемы, а сознательно контролировать свою собственную соци-  

альную позицию, выбор тех или иных ценностей. На уровне каж-  

дого отдельного исследования вопрос может стоять так: перед на-  

чалом исследования, перед выбором методики необходимо проду-  

мать для себя основную канву исследования, продумать, ради чего,  

с какой целью исследование предпринимается, из чего исходит  

исследователь, начиная его. Именно в этом контексте в последние  

годы остро обсуждается в социальной психологии, так же как и в  

социологии (Ядов, 1995), вопрос о качественных лютодах исследо-  

вания.  

Средством реализации всех этих требований является постро-  

ение программы социально-психологического исследования. При  

наличии тех методологических трудностей, о которых говорилось  

выше, важно в каждом исследовании четко обозначить, эксплици-  

ровать решаемые задачи, выбор объекта, сформулировать пробле-  

му. которая исследуется, уточнить используемые понятия, а также  

системно обозначить весь набор используемых методов. Это во  

многом будет способствовать <методологической оснащенности>  

исследования. Именно при помощи программы можно просле-  

дить, каким образом каждое исследование включается в <социаль-  

ный контекст>. Современный этап развитии социальной психоло-  

гии ставит задачу построения своеобразного <эталона> социально-  

психологического исследования в противовес тому эталону, кото-  

67  

рый был построен в традиции, преимущественно сформировав-  

шейся на основе философии неопозитивизма. Этот эталон должен  

включать в себя все те требования, которые сегодня предъявляют-  

ся к науке предпринятой ею методологической рефлексией. Именно  

построение программы может способствовать совершенствованию  

исследований, превращению их в каждом отдельном случае из  

простого <собирания данных> (даже совершенными методами) в  

подлинный научный анализ изучаемого объекта.  

ЛИТЕРАТУРА  

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.  

Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психо-  

логии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной  

психологии. М., 1977.  

Кэмбеш Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при-  

кладных исследованиях. Пер. с англ. М., 1980.  

Лекции по методике конкретных социальных исследований.. М., 1972.  

Леонтьев А.Н. Деятельносгь. Сознание. Личность. М., 1975.  

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972.  

Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л., 1977.  

Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследова-  

ние // Методы социальной психологии. Л., 1977.  

Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Совре-  

менная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.  

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1038
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь