Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



28 страница


ламы в том и состоит, чтобы обеспечить психологически действие  

суггестивных сторон имиджа. Практика создания имиджа исполь-  

зуется не только в рекламе, но и в политике, например в период  

избирательных кампаний. В массовом поведении стихийных групп  

имидж выдвинутых толпой лидеров также приобретает большое  

значение как фактор психологического воздействия, осуществля-  

ющего путем внушения регуляцию поведения массы людей.  

Подражание также относится к механизмам, способам воздей-  

ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове-  

дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных  

видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет  

ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и  

внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу-  

ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго-  

го человека или массовых психических состояний, но воспроизве-  

дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В ис-  

тории социальной психологии подражанию уделено большое мес-  

то. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в  

обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад-  

лежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта  

теория сводится к следующему: фундаментальным принципом раз-  

вития и существования общества служит подражание. Именно в  

результате подражания возникают групповые нормы и ценности.  

Подражание выступает как частный случай более общего <миро-  

вого закона повторения>. Если в животном мире этот закон реали-  

зуется через наследственность, то в человеческом обществе - че-  

рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди-  

чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают  

массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк-  

туру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно не-  

произвольно, и может быть рассмотрено как <род гипнотизма>,  

когда осуществляется <воспроизведение одного мозгового клише  

чувствительной пластинкой другого мозга> (Тард, 1892).  

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясня-  

ются противоречиями между возможными направлениями подра-  

жания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе кон-  

фликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испы-  

тывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различает-  

181  

ся несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внут-  

реннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под-  

ражание внутри одного социального класса и подражание одного  

класса другому. Анализ этих различных видов подражания позво-  

лил сформулировать законы подражания, среди которых, напри-  

мер, имеются следующие: подражание осуществляется от внутрен-  

него к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание  

раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря-  

дам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице)  

подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королев-  

скому двору ) и т.д.  

Легко видеть, что подобная концепция дает классический при-  

мер абсолютизации роли подражания в обществе, когда все обще-  

ственные проблемы рассматриваются с точки зрения действия не-  

которого психологического механизма. По справедливому замеча-  

нию Э. Дюркгейма, при таком подходе смешиваются в кучу самые  

разнообразные общественные явления. Между тем подражание  

ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным зако-  

нам, чем взаимоотношение классов в обществе.  

Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания,  

можно в анализе, предложенном Тардом, выделить весьма полез-  

ные соображения: сегодня скорее не только они. а довольно со-  

лидная практика экспериментальных исследований позволяет ус-  

тановить действительные характеристики этого специфического  

средства психологического воздействия. Особое значение, конеч-  

но, подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в дет-  

ской психологии поэтому проводится основная масса эксперимен-  

тальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Одна-  

ко, коль скоро феномен включен в ткань общения, исследования  

эти имеют определенный социально-психологический интерес. Так,  

исследования механизма подражания стали предметом специаль-  

ной теории подражания, разработанной в рамках необихевиорист-  

ской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опи-  

раясь на понятие <подкрепление>, А. Бандура описывает три спо-  

соба следования подкрепленному поведению <модели>, т.е. образ-  

ца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели мо-  

гут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграж-  

дением или наказанием модели может усиливать или ослаблять  

сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может спо-  

собствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ра-  

нее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Пет-  

ровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа подража-  

ния могут проявляться и в ситуации массового поведения. В дан-  

18?  

ном случае механизм подражания выступает в тесной связи с ме-  

ханизмами заражения и внушения.  

В каждом случае осуществление воздействия при помощи ука-  

занных способов наталкивается на ту или иную степень критич-  

ности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не  

может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда  

существует и обратное движение - от личности к оказываемому  

на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в сти-  

хийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них мас-  

совое поведение и массовое сознание являются существенным ком-  

понентом различных социальных движений.  

Социальные движения Социальные движения - особый класс  

социальных явлений, который должен  

быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис-  

тики больших социальных групп и массового стихийного поведе-  

ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга-  

низованное единство людей, ставящих перед собой определенную  

цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль-  

ной действительности. Социальные движения обладают различ-  

ным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными  

целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испыта-  

ний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения,  

которые ограничены либо территорией, либо определенной соци-  

альной группой (против использования полигона в Семипалатин-  

ске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и  

т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень огра-  

ниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администра-  

ции муниципалитета).  

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де-  

монстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется  

всегда на определенном общественном мнении, которое как бы  

подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само  

формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вто-  

рых, всякое социальное движение имеет в качестве цели измене-  

ние ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в  

целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в  

ходе организации движения формулируется его программа, с той  

или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых,  

движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть  

использованы для достижения целей, в частности в том, допусти-  

мо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое со-  

циальное движение реализуется в той или иной степени в различ-  

183  

ных проявлениях массового поведения, включая демонстрации,  

манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).  

Социальные движения особо ярко демонстрируют сложный  

предмет социальной психологии как науки: единство базовых пси-  

хологических процессов и социальных условий, в которых развер-  

тывается поведение индивидов и групп. Исходным пунктом вся-  

кого социального движения является проблемная ситуация, кото-  

рая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно  

преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании опре-  

деленной группы: именно в группе достигается некоторое единст-  

во мнений, которое и будет <выплеснуто> в движении. Здесь важ-  

но подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчи-  

вые социальные представления, сформировавшиеся на протяже-  

нии предшествующего развития группы, так и подвижные эле-  

менты массового сознания, сформировавшиеся на основе послед-  

ней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всег-  

да - относительная легкость изменения содержания лозунгов и  

целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социаль-  

ной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы  

присоединения к движению, соотношение мнений большинства и  

меньшинства, характеристика лидеров.  

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены  

через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фунда-  

ментальные, которые определяются условиями существования кон-  

кретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом  

по отношению к-какому-либо явлению, политическому решению,  

законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблем-  

ной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим  

актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоцио-  

нальными реакциями на происходящее в обществе или группе. От  

соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значи-  

тельной степени зависят основательность и <прочность> движе-  

ния, прогноз на успешное выполнение целей.  

Рекрутация сторонников движения осуществляется различны-  

ми путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация  

<на улице>, когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо  

акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происхо-  

дит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движе-  

нии за гражданские права инициаторами могут быть люди, неза-  

конно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям; в движении <Врачи  

мира за предотвращение ядерной войны> инициаторы - профес-  

сиональная группа и т.д. Каждый новый потенциальный участник  

движения индивидуально решает проблему присоединения или  

184  

неприсоединения по призыву инициативной группы. В данном  

случае он принимает в расчет и степень близости интересов груп-  

пы своим собственным, и меру риска, готовность заплатить опре-  

деленную цену в случае, например, неудачи движения. В совре-  

менной, преимущественно социологической, литературе предло-  

жены две теории, объясняющие причины присоединения индиви-  

да к социальному движению.  

Теория относительной депривации утверждает, что человек ис-  

пытывает потребность достижения какой-либо цели_Н? в том слу-  

чае, когда онабсолютно лишен какого-то блага, права, ценности,  

а в том случае,, когда он лишен этого относительно. Иными слова-  

ми, потребность эта формируется при сравнении своего положе-  

ния (или положения своей группы) с положением других. Крити-  

ка справедливо отмечает упрощение проблемы в этой теории или,  

как минимум, абсолютизацию фактора, который в действитель-  

ности может иметь место. Другая теория -мобилизация ресурсов -  

делает акцент на более <психологические> основания присоедине-  

ния к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется  

потребностью в большей степени идентифицироваться с группой,  

ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мо-  

билизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в  

односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-ви-  

димому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений  

еще ждет своих исследований.  

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и  

меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движе-  

нии. Эта проблема является одной из центральных в концепции  

С. Московиси (Московиси, 1984). Учитывая неоднородность со-  

циальных движений, объединение в них представителей разных  

социальных групп, а также специфические формы действий (вы-  

сокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации),  

можно предположить, что во всяком социальном движении акту-  

альна проблема выделения <несогласных>, более радикальных, ре-  

шительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается  

меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Сле-  

довательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшин-  

ства, перспективы для торжества и его точки зрения.  

В концепции С. Московиси предлагаются характеристики ус-  

ловий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние  

в движении. Главное из них - последовательный стиль поведе-  

ния. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух  

<сечениях>: в синхронии (единодушие участников в каждый дан-  

ный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения  

185  

членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких  

условий переговоры меньшинства с большинством (а это неиз-  

бежно во всяком движении) могут быть успешными. Необходима  

проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать  

компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к  

продвижению по пути поиска продуктивного решения.  

Третья проблема, возникающая в социальном движении, - это  

проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специ-  

фического типа массового поведения должен обладать особыми  

чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и  

отстаивать цели, принятые участниками, он должен.и чисто внеш-  

не импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера  

социального движения должен быть предметом его повседневного  

внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в  

значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества  

лидера способствуют и удержанию движения в принятых рамках  

поведения, не допускающих легкости изменения избранной так-  

тики и стратегии действий (Яницкий, 1991).  

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные  

движения - сложнейшее явление общественной жизни со своими  

специфическими социально-психологическими характеристиками.  

Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших  

организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихий-  

ных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор  

тех специфических способов общения людей, который свойствен  

этим типам групп.  

Анализ психологических характеристик больших социальных  

групп приводит к постановке принципиально важного для соци-  

альной психологии вопроса, каким образом элементы обществен-  

ной психологии <взаимодействуют> с психикой каждого отдельно-  

го человека, входящего в такую группу. Исследование того, как  

социальный опыт группы, отраженный в элементах ее психоло-  

гии, <доводится> до индивида, не может быть выполнено без учета  

такого звена в этой цепи, как малая группа. В рамках социального  

класса, нации, профессиональной группы люди объединяются в  

самые различные малые группы, созданные по самым разнообраз-  

ным поводам. Следующий логический шаг в проблеме взаимодей-  

ствия личности и общества - это анализ малых групп.  

ЛИТЕРАТУРА  

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-  

альная психология на Западе. М., 1978.  

186  

Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1903.  

Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.. 1967.  

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.  

Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. //  

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.  

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.  

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.  

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968.  

Социальная психология. М.. 1975.  

Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.  

Шерковин Ю.А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение //  

Социальная психология М., 1975.  

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.  

Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., 1991.  

Глава II  

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ  

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ  

К истории вопроса Проблема малой группы является наи-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1124
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь