Андреева Г.М. » Социальная психология



48 страница


эффективности прикладного исследования? Определен  

но, нет. Эффективность социально-психологического ис-  

следования не может быть измерена лишь подсчетом то-  

го, насколько экономически эффективнее работает кол-  

лектив. Другая сторона вопроса-социальное развитие  

и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности -  

не менее важная характеристика. Благоприятный пси-  

хологический климат может означать не только повы-  

шение производительности труда, рост дисциплины,  

уменьшение текучести кадров. Вместе с тем благоприят-  

ный психологический климат улучшает настроение кол-  

лектива, каждого отдельного работника, стимулирует  

его к повышению собственной культуры, развивает в лю-  

дях активность, общительность, чуткость по отношению  

друг друга и т. п. Единиц, в которых измеряется такой  

моральный, чисто психологический выигрыш, не сущест-  

вует. Следовательно, при оценке эффективности при-  

кладных исследований в социальной психологии надо  

как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и  

эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, ска-  

зать, что одно из них эффективно, а другое-нет, судя  

только по количеству увеличившейся продукции в од-  

ном из изученных коллективов. Положительные изме-  

нения, которые произошли во втором коллективе, может  

быть, дадут знать о себе значительно позже, но из этого  

не следует, что сегодня работу исследователей можно  

подвергнуть критике, как <неэффективную>. Улучшение  

способов определения эффективности прикладных ис-  

следований в социальной психологии - актуальная за-  

дача.  

 

Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство.  

В социальной психологии специфически решается проб-  

лема <внедрения>. Не всегда социальный психолог сам  

в состоянии внедрить свою рекомендацию. Он может  

дать очень серьезный анализ, например, деятельности  

руководителей на каком-то предприятии, доказать, что  

в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за  

 

384  

 

того, что руководитель не обеспечивает оптимальной ра-  

бочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована  

так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха  

не на месте и должен быть заменен. Но заменяет его  

не социальный психолог. В каждом учреждении, на  

каждом предприятии есть своя система выдвижения и  

замены кадров, и принятие решения по этому вопросу  

есть компетенция администрации, профсоюза, общест-  

венных организаций, но никак не социального психоло-  

га. Таким образом, в ряде случаев возникает дистанция  

между <знанием> проблем и <решением> их: субъекта-  

ми знания и решения являются разные звенья органи-  

зации социального процесса. Если же согласиться с  

тем, что роль социальной психологии при проведении  

прикладных исследований чисто консультативная, то  

это вновь заставляет задуматься над вопросом об из-  

мерении эффективности таких исследований. Для реше-  

ния его, безусловно, прежде всего необходимо накоп-  

ление некоторого опыта.  

 

Вторая сторона проблемы эффективности социально-  

психологических исследований, касается не только при-  

кладной области, но всей науки в целом. Однако в свя-  

зи с практикой прикладных исследований эта проблема  

встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в прин-  

ципе можно ожидать от социальной психологии с точки  

зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете  

должна привести хорошо налаженная система исследо-  

ваний. Можно допустить, что развитие социальной пси-  

хологии будет осуществляться весьма быстрым темпом,  

что многие частные вопросы, так же, как и вопросы ор-  

ганизации прикладных исследований, будут успешно ре-  

шены. Что тогда общество может потребовать от со-  

циальной психологии? Что она сможет дать ему? Иными  

словами, старый вопрос <Что может и чего не может  

социальная психология?> должен теперь быть рассмот-  

рен на более широком фоне, на фоне возможностей пси-  

хологической науки в целом.  

 

Одно из решений этого вопроса, предложенное в за-  

падной социальной психологии, состоит в признании за  

этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой  

личностью. Старая дискуссия на тему о том, насколько  

психология может вмешиваться в интимный мир чело-  

веческих помыслов, стремлений, эмоций, решается от-  

 

13 Г. М. Андреева 385  

 

дельными представителями психологии в капиталисти-  

ческих странах в том плане, что за психологией приз-  

нается право непосредственно манипулировать лич-  

ностью, т. е. задавать ее поведение, ее реакции, ее внут-  

ренний мир. Наиболее полное выражение эта идея по-  

лучила в книге Б. Скиннера <По ту стороны свободы и  

достоинства>, где была разработана так называемая  

<рациональная поведенческая технология>. Ее сущность  

заключается в том, что в обществе выделяется особая  

группа операторов, которая обеспечивает на основе  

представлений о рациональном поведении манипуляцию  

всеми остальными людьми. Высказывается утверждение,  

что для этих последних подобная перспектива является  

благом, поскольку с них снята тяжесть принятия реше<  

ний, осуществления бесконечных выборов и т. д. Опера-  

торы манипулируют людьми, в каждом случае проду-  

цируя оптимальное поведение. Поэтому выигрывает об-  

щество, выигрывают сами люди, <освобожденные> от  

свободы, достоинства и т. д.  

 

Предложения, сделанные в этой работе, настолько  

очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы чело-  

веческой личности, что они встретили самый резкий от-  

рицательный отклик в американской литературе. Мно-  

гие критики книги Б. Скиннера открыто заявляли, что  

нарисованная перспектива отдает фашизмом. Идея ма-  

нипуляции человеческой личностью, доведенная до ло-  

гического конца, приводит к неприемлемой для челове-  

чества перспективе <вмешательства> психологии в свя-  

тая святых человеческой личности. Как по идеологиче-  

ским, так и по теоретическим (идеи Скиннера и в этой  

книге основаны на бихевиористских позициях) причи-  

нам предложенное решение вопроса о возможностях  

психологической науки не может быть принято.  

 

Решение этого вопроса в рамках марксистской тра-  

диции социально-психологического знания опирается на  

основные принципы материалистического понимания ис-  

тории. Общество развивается по объективным законам,  

что не означает исключения из рассмотрения сознатель-  

ной деятельности людей. По мере общественного про-  

гресса возможности этой сознательной деятельности лю-  

дей расширяются: прогресс человеческой свободы со-  

стоит в том, что люди начинают осознавать не только  

ближайшие, но и отдаленные последствия своих дейст-  

 

вий. Условием возрастания роли сознательных действий  

людей в обществе является общественная собственность  

на средства производства, расширение степени свободы  

как от сил природы, так и в области общественных от-  

ношений. Коммунизм как общественный строй представ-  

ляет собой такую стадию в развитии общества, когда  

возможность сознательного управления общественными  

процессами проявляется в полной мере.  

 

Весь комплекс общественных наук призван сыграть  

свою роль именно в совершенствовании процесса управ-  

ления социальными процессами. Особое место в решении  

этой общей задачи должна найти и социальная психо-  

логия. Ей предстоит выделить те социальные процессы,  

где именно она, своими средствами и методами, может  

служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей  

форме решение вопроса о ее возможностях и границах  

заключается в следующем: социальная психология не  

может и не должна претендовать на манипулирование  

каждой отдельной человеческой личностью. Она долж-  

на способствовать оптимизации отношений между  

людьми, условий для развертывания <сущностных сил>  

человека. Социальная психология направляет свои ре-  

комендации не в сторону предписаний, что и как делать  

каждому человеку, но в сторону такого развития отно-  

шений между людьми, при котором каждый сможет сво-  

бодно осуществить свой выбор и выбор этот будет оп-  

тимальным с точки зрения как потребностей общества  

(группы), так и с точки зрения отдельной личности. Ес-  

ли теперь перейти от этой общей постановки вопроса  

к более конкретному описанию роли социального пси-  

холога, дающего эффективные рекомендации, то она  

выглядит примерно следующим образом.  

 

Если социальный психолог проводит свои исследова-  

ния на промышленном предприятии, то его позицию  

можно условно обозначить как позицию человека, нахо-  

дящегося в центре треугольника: администрация-  

профсоюзная организация-рабочие. Здесь существует  

три ряда отношений: между администрацией и профсою-  

зом, между администрацией и рабочими, между проф-  

союзом и рабочими. Социального психолога интересуют  

все три аспекта этих отношений, свои рекомендации он  

делает относительно всех трех направлений этих отно-  

шений. Он не <воздействует> ни на профсоюз, ни на  

 

представителей администрации, ни на рабочих, он <воз-  

действует> на отношения между ними, оптимизируя их.  

Это конкретное представление того, как может быть по-  

нята роль социальной психологии в совершенствовании  

управления социальными процессами.  

 

При этом следует иметь в виду еще одно обстоя-  

тельство. Было бы наивно думать, что в результате ре-  

комендаций, полученных в прикладных исследованиях,  

могут быть немедленно решены все проблемы, возни-  

кающие в различных сторонах жизни общества. Пере-  

оценка возможностей прикладного исследования так  

же опасна, как и игнорирование его результатов. По-  

видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограни-  

чений.  

 

Прежде всего, социальная психология имеет дело  

лишь с определенной, а именно психологической сторо-  

ной общественных явлений. Развитие общественных от-  

ношений осуществляется по своим собственным зако-  

нам, и всякое преувеличение роли психологической сто-  

роны недопустимо. Любое исследование межличностных  

отношений в группе, как бы квалифицированно оно не  

было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, де-  

терминирующих поведение членов изучаемой группы.  

Корректная объяснительная модель функционирования  

группы может быть лишь результатом комплексных  

исследований, предпринимаемых всей совокупностью  

общественных наук.  

 

Во-вторых, хотя прикладное социально-психологичес-  

кое исследование в состоянии выработать хорошую ре-  

комендацию, следование ей обусловлено многими прак-  

тическими соображениями-экономическими возмож-  

ностями, плановыми заданиями и т.д. Чтобы точно обоз-  

начить сферу эффективности социальной психологии, на-  

до заранее разработать класс задач, которые, действи-  

тельно, могут быть решены ее средствами в каждой сфе-  

ре жизни общества.  

Для того чтобы прикладные иссле-  

дования в области социальной пси-  

хологии были хорошо оснащены с  

профессиональной точки зрения, не-  

обходимо решить две задачи - организовать подготовку  

кадров и создать систему социально-психологической  

службы. В настоящее время остро обсуждается вопрос  

 

Организация со-  

циально-психологи-  

ческой службы  

 

о создании психологической службы в нашей стране  

т. е. о создании системы таких организаций, которые ве-  

дали бы выполнением целого ряда прикладных исследо-  

ваний в различных сферах жизни общества. Среди мно-  

гочисленных задач, которые призвана решить психоло-  

гическая служба, видное место занимают именно со-  

циально-психологические задачи.  

 

В современных условиях прикладные исследования  

проводятся научными коллективами университетов, ин-  

ститутов--как учебных, так и академических-на об-  

щественных началах, по хоздоговорам, на основе твор-  

ческих содружеств с предприятиями и т. п. Кроме это-  

го, непосредственно в системе народного хозяйства и  

культуры появились специальные организации, которые  

проводят такие исследования не <извне> соответствую-  

щих ведомств, а <изнутри> них. Однако, пока эти орга-  

низации не связаны в единую систему, они скорее эпи-  

зодичны. Лучше всего дело обстоит в промышленности,  

в спорте, частично в системе охраны общественного по-  

рядка. Но даже и здесь звенья психологической служ-  

бы. не обладают единым статусом, единой системой тре-  

бований, единым штатным расписанием. Поэтому иссле-  

дования, которые часто проводятся по одной и той же  

тематике, не могут быть сравниваемы по своим резуль-  

татам. Ситуация, выявленная в одной отрасли промыш-  

ленности по социально-психологическим характеристи-  

кам, не может быть сравнима с ситуацией в другой  

отрасли промышленности. Методики, зарекомендовав-  

шие себя у одной группы исследователей, неизвестны  

другим группам и т. д. Кроме того, затруднено кон-  

сультирование сотрудников этих разрозненных ячеек  

прикладных исследований со стороны ведущих профили-  

рующих научных учреждений, порой они не обеспече-  

ны нужными кадрами, так как и здесь имеет место рас-  

согласование профиля нужных специалистов и специа-  

лизации, даваемой в университетах.  

 

Создание социально-психологической службы пред-  

назначено для ликвидации всех этих неувязок. Предва-  

рительным условием создания такой службы является  

четкое вычленение проблематики исследований в каж-  

 

Материалы <Круглого стола>.- <Психологическая служба в  

СССР>.-<Вопросы психологии>, 1979, № 2, 3.  

 

дои специфической области общественной жизни, со-  

ставление своеобразного перечня функций социального  

психолога, будь это промышленное производство, служ-  

ба быта или иные области общественной жизни. Инте-  

ресный опыт подобного рода имеется у социальных пси-  

хологов ГДР. Здесь сотрудниками университета  

им. Фридриха Шиллера (где в основном и сосредоточе-  

на подготовка социальных психологов ГДР) составлен  

перечень тех проблем, которые может решать социаль-  

ный психолог на промышленном предприятии. После со-  

ответствующего обсуждения круга этих вопросов сов-  

местно с представителями промышленности такой пере-  

чень функций утвержден и действует теперь как офи-  

циальное предписание для работы социальных психоло-  

гов в промышленности. В нашей стране прообразом пси-  

хологической службы в промышленности являются раз-  

личные социологические и социально-психологические  

лаборатории, созданные на многих промышленных пред-  

приятиях, а также отделы НОТ, в составе которых все  

чаще начинают работать также и психологи. Офи-  

циально утверждена должность <психолог> на промыш-  

ленном предприятии. Во многих отраслях промышлен-  

ности созданы специальные отраслевые институты по-  

вышения квалификации руководящих кадров, где иног-  

да на специальных кафедрах, иногда в составе других  

кафедр работают психологи. Хотя эта форма деятель-  

ности не связана непосредственно с прикладными ис-  

следованиями, а представляет собой педагогическую ра-  

боту, в действительности это тоже важный канал осна-  

щения производства психологическими знаниями и осо-  

бенно знаниями по психологии управления.  

 

В системе охраны общественного порядка тоже сде-  

ланы первые шаги. Так, например, теперь психолог  

вместе с юристом нередко работают в детских комнатах  

милиции с целью организации профилактики противо-  

правного поведения, особенно среди несовершеннолет-  

них.  

 

Однако так обстоит дело далеко не везде. Есть це-  

лые большие отрасли экономики и культуры, где необхо-  

димость прикладных исследований по социальной пси-  

хологии признается давно, но не сделано шагов по ор-  

ганизации психологической службы. Исследования про-  

водятся и здесь, но чаще, на основе хозяйственных до-  

 

говоров с привлечением специалистов, а не силами соб-  

ственных специалистов. Это относится к области средств  

массовой информации, к сфере торговли и быта, нако-  

нец, к той области, которую в последнее время все чаще  

именуют <служба семьи>. Для того чтобы представить  

себе более конкретно проблематику прикладных иссле-  

дований в каждой из названных сфер, полезно рассмот-  

реть основные направления возможных социально-пси-  

хологических исследований на прикладном уровне.  

 

Глава 18  

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ  

ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ  

ПСИХОЛОГИИ  

 

Социально-психоло- Промышленное производство яв-  

 

поелТо- на сегодняшний день глав-  

изводства заказчиком на прикладные со-  

циально-психологические исследо-  

вания. Введение должности психолога на промышлен-  

ных предприятиях, работающего либо в специальных




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 547
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь