Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



53 страница


можностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходи-  

мость, и возможность, и обоснованность определенного набора  

проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять ак-  

тивную позицию, основанную как на понимании реальных про-  

блем управления, так и на четком представлении о возможностях  

социальной психологии.  

341  

Развитие организации Самостоятельный блок проблем в свя-  

зи с психологией управления представ-  

ляет относительно новая область социальной психологии, полу-  

чившая название <развитие организации>, или <организационное раз-  

витие>. Эта проблематика возникла первоначально не в недрах  

социальной психологии, в ее создании принимали участие и вид-  

нейшие социологи, и социальные психологи: А. Маслоу, Ф. Херц-  

берг, К. Арджирис и др. Исследования в области организационно-  

го развития начались с повышения квалификации управленческого  

персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обес-  

печить более высокую квалификацию сотрудников не представля-  

ется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работа-  

ют организации, стала настолько сложной, что организация вы-  

нуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям.  

Но это означает, что и система подготовки персонала должна учи-  

тывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы  

создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников,  

без которой невозможно повысить эффективность деятельности  

организации. На этой основе и родилась концепция организаци-  

онного развития.  

В самом широком смысле слова организационное развитие оз-  

начает создание особой культуры по использованию различных  

технологий для совершенствования поведения индивидов и групп  

в организации, особенно в том, что касается принятия решений,  

разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более  

узком смысле организационное развитие предполагает обеспече-  

ние таких условий, при которых организация становится самооб-  

новляющейся системой, изменяющейся в зависимости от измене-  

ния ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершен-  

ствования структуры с учетом требований роста организации, по-  

вышения ее эффективности.  

Наряду с этим в программу организационного развития входит  

и огромная работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение  

большей информированности сотрудников о деятельности орга-  

низации, умножение возможностей участия каждого в принятии  

решений. Все в целом призвано интегрировать методы управле-  

ния в единую систему, что и послужит повышению эффективнос-  

ти, в частности тому, что организация должна лучше справляться с  

изменениями, которые могут происходить в окружающей среде  

(Базаров, 1994).  

Весь этот комплекс задач должен быть выполнен при помощи  

внутренних и внешних <агентов изменения>. Здесь-то и начинает-  

ся работа психолога: именно он может выполнить роль как внешне-  

342  

то, так и внутреннего <агента изменения>. Перед ним встает зада-  

ча обеспечения трех видов изменений: 1) <изменение> людей, что  

подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с  

новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных  

ориентаций и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что  

включает в себя совершенствование методов принятия решений,  

формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры орга-  

низации, что предполагает изменение ее целей для лучшей адап-  

тации к изменениям во внешней среде, совершенствование систе-  

мы коммуникаций и т.д. Существуют различные подходы к соот-  

носительной оценке каждой из названных задач. Одни авторы  

(К. Арджирис) считают, что главный фокус в работе психолога дол-  

жен быть обозначен в области изменений личностных качеств со-  

трудников, другие полагают (И. Кац и Р. Кан), что главным явля-  

ется разработка стратегии изменения организации как таковой.  

Однако при любом наборе проблем психолог как <агент изме-  

нения> должен придерживаться совершенно точной стратегии: он  

не предлагает руководству организации конкретных решений (это  

было бы невозможно, так как он не компетентен в содержании  

деятельности организации), он лишь создает условия для руковод-  

ства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы при-  

нять оптимальное решение. Именно в этом роль психолога и как  

консультанта организации по ее развитию, и как прямого участ-  

ника процесса обучения персонала. Вся работа распадается на не-  

сколько этапов: сбор данных о состоянии организации, ее струк-  

туре, типе коммуникаций в ней; диагноз, основанный на анализе  

собранных данных, в ходе которого особо выделяются трудности,  

возникающие на пути решения проблем, и построение на его ос-  

нове плана дальнейших действий (Липатов, 1994); наконец, осу-  

ществление <вмешательства>, т.е. прежде всего работа по обуче-  

нию руководителей и персонала, в частности, путем специально  

разработанных программ тренинга.  

Сами группы, в которых реализуется программа обучения, раз-  

личны по своему составу - это может быть целое подразделение  

организации (сектор, команда), это может быть и специально со-  

ставленная группа из сотрудников разных подразделений, но вы-  

полняющих однотипную работу; это, наконец, может быть группа  

руководителей разного уровня. В зарубежной литературе отмечает-  

ся, что наиболее распространенным средством изменения органи-  

зации являются методы изменения ценностных установок и стиля  

руководства. Широко применяется так называемая <управленчес-  

кая лютрица>, опирающаяся на весьма известную в социальной  

психологии идею о двух возможных предпочтительных ориента-  

343  

Массовая коммуника-  

ция и реклама  

циях руководителя: на задачу или на межличностные отношения.  

Однако это лишь идеальные типы руководителя. В действитель-  

ности в каждом сочетаются в определенных комбинациях та и другая  

ориентация. При помощи управленческой матрицы для каждого  

руководителя вычисляется его стиль, а позже на этом основании и  

осуществляется его дальнейшее обучение с целью достижения оп-  

тимума.  

<Развитие организации> как направление практической работы  

социального психолога приобретает особое распространение в на-  

шей стране сегодня в связи с радикальными преобразованиями в  

экономике, возникновением новых типов организаций и необходи-  

мостью их приспособления к изменяющимся условиям в обществе.  

Система средств массовой информации  

и пропаганды не может развиваться, не  

опираясь на научные исследования, в  

том числе и на исследования социальных психологов.поэтому про-  

блематика социально- психологических исследований в этой сфе-  

ре разрабатывается достаточно активно. Есть и удачные примеры  

приложения результатов этих исследований, применения их реко-  

мендаций в практике (Богомолова, 1991).  

Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы,  

раскрывающей структуру коммуникативного процесса, являются  

объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение,  

аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследова-  

ний, посвященных изучению отдельного компонента, выделились  

наиболее важные и интересные темы. Это связано с тем обстоя-  

тельством, что массовая коммуникация, а значит,и область пропа-  

гандистского воздействия, являются разновидностью массового  

общения людей, где информация распространяется преимущест-  

венно при помощи технических средств (печать, телевидение, ра-  

дио). Весь этот процесс организуется и направляется определен-  

ными социальными институтами. Высокая социальная ориенти-  

рованность массовой коммуникации и опосредованность обще-  

ния в ней техническими средствами естественно накладывают оп-  

ределенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные  

стороны коммуникативного акта.  

Коммуникатор приобретает в системе массовой информации  

как бы <коллективный> характер, поскольку в его роли здесь вы-  

ступает не отдельный индивид, а определенная социальная груп-  

па. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в под-  

готовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Поэ-  

тому в данной области общения четко разграничиваются такие  

344  

функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция  

сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансля-  

торов чужих идей (например, дикторы радио и телевидения), иг-  

рают тем не менее большую роль в процессе воздействия на лю-  

дей. Весьма своеобразной является в массовой коммуникации и  

аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и  

различной степени организованности: от такой малой группы, как  

семья, до участников массового митинга и т.п. Почти при всех  

условиях (за исключением устного публичного выступления лек-  

тора в относительно небольшой аудитории, что представляет со-  

бой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается  

анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не знает, кто  

будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Специфически  

разрешается здесь вопрос и об <обратной связи>, которая не по-  

ступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс ком-  

муникативного акта. Такие же специфические особенности мож-  

но установить и относительно других компонентов структуры мас-  

сового коммуникативного процесса.  

При организации прикладных исследований приходится еще  

учитывать и специфику канала: одни проблемы возникают при  

изучении восприятия коммуникатора, если им является диктор  

телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно  

так же совершенно различны психологические механизмы воздей-  

ствия письменного и устного сообщений и т.д. Прикладные ис-  

следования в области массовой коммуникации и пропаганды долж-  

ны поэтому проводиться применительно к каждому специфичес-  

кому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных  

выступлений. Исследования такого рода больше продвинуты в со-  

циологии. Что же касается социальной психологии, то ее усилия  

пока весьма разрозненны, отдельные частные и весьма <локаль-  

ные> исследования здесь проводятся иногда по почину самих ис-  

следователей, иногда по прямым заказам, например отдельных  

студий телевидения.  

Так, интересные результаты дало исследование восприятия  

коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникато-  

ра вообще, и в условиях массовой коммуникации в особенности,  

заключается в том, что реципиент одновременно воспринимает  

как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого  

коммуникатора. Исследования, в которых объектами были попу-  

лярные дикторы телевидения, показали, что для повышения эф-  

фективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора.  

Традиционно выделяемые в социальной психологии такие харак-  

теристики коммуникатора, как <доверие> и <привлекательность>,  

345  

приобретают особое значение в прикладном исследовании (Бого-  

молова, 1991).  

Цикл исследований посвящен проблемам оптимизации кон-  

такта коммуникатора с аудиторией за счет использования различ-  

ных форм общения: монологического и диалогического. Основ-  

ной набор изучаемых здесь проблем сводится к следующему: эф-  

фективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и  

восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство  

лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на ау-  

диторию, проблемы установления психологического контакта с  

лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования преимуще-  

ственно обращены к аудитории устного публичного выступления,  

рекомендации, содержащиеся в них, могут быть использованы час-  

тично и в других системах массовой коммуникации.  

В целом же ситуацию, сложившуюся в области прикладных  

исследований сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя  

считать удовлетворительной: важность таких исследований осоз-  

нается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных  

условиях, когда роль средств массовой информации многократно  

возрастает. К социально-психологическим исследованиям в области  

массовой коммуникации тесно примыкают и исследования в об-  

ласти рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в  

последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практи-  

ки. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и  

работа эта относительно хорошо обеспечена достаточно прочной  

традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии.  

В исследования проблем школы, тра-  

диционно осуществляемые в рамках  

педагогики и педагогической психологии, все более активно втор-  

гается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дис-  

циплины представлен в сфере образования: и общение, и функци-  

онирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы  

социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных пре-  

образований школы, связанных с изменениями в обществе, имен-  

но в этой сфере прикладные исследования и практическая работа  

по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь  

создана специальная психологическая служба.  

Как и во многих других странах основными задачами психоло-  

гической службы в школе являются помощь в обеспечении разви-  

тия здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее  

развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое дру-  

гое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие  

Школа  

и сами работники школы, и родители, и психологи различных спе-  

циализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической  

психологии.  

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится  

решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и  

блок собственно социально-психологических проблем. Это легко  

проследить при перечислении основных видов деятельности школь-  

ного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 1991): пси-  

хологическое просвещение, психологическая профилактика, пси-  

хологическое консультирование, психодиагностика, психокоррек-  

ция. В области психологического просвещения учителей и роди-  

телей социальный психолог концентрирует свое внимание на про-  

блемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах  

юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социа-  

лизации для детей разного пола. Вообще необходимость психоло-  

гического просвещения как вида деятельности психолога-практика  

наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как ми-  

нимум три вида совершенно различных по своему характеру групп:  

учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно слож-  

но, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из  

групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубов-  

ская, Тихомандрицкая, 1994).  

В области профилактики акцент на социально-психологичес-  

кие проблемы призван выявить такие причины неблагополучного  

поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения,  

групп сверстников или возникают вследствие затруднений учени-  

ка в общении с одноклассниками. В данном случае консультаци-  

онной работе должно предшествовать исследование ситуации, а  

оно может быть проведено социально- психологическими метода-  

ми. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как  

переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы  

идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в шко-  

ле (образы ителя и ученика, их формирование; соотношение  

модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллек-  

тивах классов и т.д.).  

Что касается сугубо практической работы, то как и в других  

сферах общественной жизни психолог выполняет в школе прежде  

всего функции консультанта, а также прямого участника некото-  

рых видов психологической деятельности. Для него даны два <объ-  

екта>, с которыми нужно работать. С одной стороны, школа в це-  

лом, как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все тре-  

бования, предъявляемые к психологу, работающему в области разви-  

тия организации: психолог проектирует ситуацию в школе с це-  

347  

лью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В  

данном случае он имеет перед собой систему сложных и много-  

плановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер  

консультаций обращен к этой системе, хотя,конечно, непосредст-  

венно они могут быть адресованы и конкретному лицу - директо-  

ру, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 517
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь