Андреева Г.М. » Социальная психология



44 страница


конкретный результат социализации. Таким образом  

проблема социализации при дальнейшем развитии ис-  

следований должна предстать как своеобразное свя-  

зующее звено в изучении соотносительной роли малых  

и больших групп в развитии личности.  

 

Глава 16  

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА  

 

При исследовании личности в со-  

циальной психологии важнейшее  

 

Проблема установки  

 

и традиции ее  

НУЧРНИЯ R COBfiT ________ ________  

 

ской психологии место занимает проблема социаль-  

ной установки. Если процесс со-  

циализации личности объясняет, каким образом лич-  

ность усваивает социальный опыт и вместе с тем актив-  

 

но воспроизводит его, то формирование социальных  

установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный  

социальный опыт преломлен личностью и конкретно  

проявляет себя в действиях и поступках личности?  

Только при условии изучения этого механизма можно  

решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется  

поведение и деятельность человека. Для того чтобы по-  

нять, что предшествует развертыванию реального дей-  

ствия, необходимо прежде всего проанализировать по-  

требности и мотивы, побуждающие личность к деятель-  

ности. В общей теории личности и рассматривается как  

раз соотношение потребностей и мотивов для уяснения  

внутреннего механизма, побуждающего действие. Од-  

нако при этом, как справедливо отмечает польский ис-  

следователь К. Обуховский, остается еще не ясным, чем  

определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две  

стороны: почему люди в определенных ситуациях посту-  

пают тем или иным образом? и чем они руководствуют-  

ся, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, ко-  

торое в определенной степени объясняет выбор мотива,  

есть понятие социальной установки Оно широко ис-  

пользуется в житейской практике при составлении  

<прогнозов> поведения личности: <Н., очевидно, не пой-  

дет на этот концерт, поскольку у него предубеждение  

против эстрадной музыки>; <вряд ли мне понравится К.:  

я вообще не люблю математиков> и т. д. На этом жи-  

тейском уровне понятие социальной установки употреб-  

ляется в значении, близком к понятию <отношение>. Од-  

нако в психологии термин <установка> имеет свое соб-  

ственное значение, свою собственную традицию иссле-  

дования, и необходимо соотнести понятие <срциальная  

установка> с. этой традицией.  

 

Как известно, проблема установки была специаль-  

ным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.  

Внешнее созвучие терминов <установка> и <социальная  

установка>, приводит к тому, что иногда содержание  

этих понятий рассматривается как идентичное. Тем  

более, что набор определений, раскрывающих содержа-  

ние этих двух понятий, действительно схож: <склон-  

ность>, <направленность>, <готовность> и т. д. Вместе  

 

человека. (Пер.  

 

Обуховский К. Психология  

польского). М" 1972, с. 47.  

 

12 - - Андреева  

 

влечений  

 

с тем необходимо точно развести сферу действия уста-  

новок, как их понимал Д. Н. Узнадзе, и сферу действия  

<социальных установок>. Уместно напомнить определе-  

ние установки, данное Д. Н. Узнадзе: ан.пнка-.яв-  

ляетцлос тны?,1 ин а мическим_со(гоя нием субъекта,  

состоянием готовности к определенной акт1[1нос1исо-  

cтoяниeF,"кoтooёo]5ё"JГOЗfЙTaeтcя двумя ""факторами:  

1Готр1Йшью11ссеТ?вующейобъектаТ1ой  

ситуацией>. Настроенность на поведения для удовлет-  

ворения данной потребности и в данной ситуации мо-  

жет закрепляться в случае повторения ситуации, тогда  

возникает фиксированная установка в отличие от си-  

туативной. На первый взгляд, как будто бы речь идет  

именно о том, чтобы объяснить направление действий  

личности в определенных условиях. Однако при более  

подробном рассмотрении проблемы выясняется, что та-  

кая постановка вопроса сама по себе не может быть  

применима в социальной психологии. Предложенное  

понимание установки не связано с анализом социаль-  

ных факторов, детерминирующих поведение личности, с  

усвоением индивидом социального опыта, со сложной  

иерархией детерминант, определяющих саму природу  

социальной ситуации, в которой личность действует.  

Установка в контексте концепции Д. Н. Узнадзе более  

всего касается вопроса о реализации простейших физио-  

логических потребностей человека. По справедливому  

замечанию Ф. Н. Бассина, понимание Д. Н. Узнадзе  

установки как бессознательного исключает применение  

этого понятия к изучению наиболее сложных, высших  

форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не  

принижает значения разработки проблемы на этом об-  

щепсихологическом уровне, так же, как и возможности  

развития этих идей в направлении к применению их в  

социальной психологии. Такие попытки и делаются в  

настоящее время Однако нас интересует сейчас раз-  

личие в самих основаниях подхода к проблеме в шко-  

ле Д. Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связан-  

ных с разработкой аналогичной проблемы.  

 

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии ус-  

тановки. Тбилиси, 1901.  

 

Н адирашвил и Ш. А. Понятие установки в общей и со-  

циальной психологии. Тбилиси, 1974,  

 

Сама идеявыявления осбых"состаядиищчности,  

предшествующих ее"реальному "поведению, присутствует  

я1oгoчйcлSняыxиCcлeдoвaтeлeй~~TJpeждe всего, этот  

кугЧзопросовГобсуждается В.Н. Мясищевым в его кон-  

цепции отношений человека. Отношение, понимаемое  

здесь <как система временных зязей человека как лич-  

ности-субъекта со всей действительностью или с ее от-  

дельными сторонами>, объясняет как раз направлД  

ность будущего поведения личности Отношение и есть  

своеобразная предиспозиция, ледрасположенность _к_  

каким-то ооъектам, которая позволяет ожидать_раскры-  

Тия себя в реалЕНЕЛГкгах действии. Отличие от уста-  

НОВКИ /lfif птпитр TQtД,ЧfQ ррРЛпп.пягЯЮТЯ раЗЛИЧ-  

ыев~гом числе и социальные объекты, на КОТОР ые  

это отношение распространяется, и самые разнооб-  

разные, в том числ(Г7Глижные~с-соцйально-психологи-  

дско1гочк1Гзрения ситуации, фера действий личности  

на основе отношении практически безгранична.  

 

В специфической теоретической схеме эти процессы  

анализируются и в работах Л. И. Божович При иссле-  

довании формирования личности в детском возрасте  

здесь было установлено, что направленность склады-  

вается как внутренняя позиция личности по отношению  

к социальному окружению, к отдельным объектам со-  

циальной среды. Хотя эти позиции могут быть раз-  

личными по отношению к многообразию окружающих  

человека ситуаций и объектов, в них возможно зафикси-  

ровать некоторую общую тенденцию, которая домини-  

рует, что и представляет возможность определенным  

образом прогнозировать поведение в неизвестных-ранее  

ситуациях по отношению к неизвестным ранее объек-  

там. Напргвленностьличности сама по себе может  

быть рассмотрена также в качестве особой предиспози-  

ции - 11ред1)асположенностличности действовать опре-  

деленным образомохватывающей всю сферу её жйне-  

деятельности,_вплоть до самых сложных_ощгалъных  

ТЯТБктов" и ситуации. Таская интерпретация направлен-  

ности личности позволяет рассмотреть это понятие, как_  

Ъдншюрндковое с понятием социальной установки-~"  

 

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л" 1960, с. 150.  

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском  

возрасте. М" 1969.  

 

Связь с этим понятием может быть установлена и со  

стороны идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле.  

Когда в теории личности подчеркивается личностная зна-  

чимость объективных значений внешних обстоятельств  

деятельности, то этим самым ставится вопрос так-  

же о направлении ожидаемого поведения (или деятель-  

ности личности) в соответствии с тем личностным смыс-  

лом, который приобретает для данного человека пред-  

мет его деятельности. Не вдаваясь сейчас в подробное  

обсуждение вопроса о месте проблемы установки в тео-  

рии деятельности, скажем лишь, что в настоящее время  

предпринята попытка интерпретировать социальную  

установку в этом контексте, как личностный смысл, <по-  

рождаемый отношением мотива к цели> Такая поста-  

новка проблемы не выводит понятие социальной уста-  

новки из русла общей психологии, как, впрочем, и поня-  

тия <отношение> и <направленность личности>. Напро-  

тив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право  

на существование понятия <социальная установка> в  

общей психологии, где оно теперь соседствует с поня-  

тием <установка> в том его значении, в котором оно  

разрабатывалось в школе Д. Н. Узнадзе.  

 

Поэтому дальнейшее выяснение специфики социаль-  

ной установки в системе социально-психологического  

знания можно осуществить, лишь рассмотрев совсем  

другую традицию, а именно традицию становления это-  

го понятия не в системе общей психологии, а в системе  

социальной психологии.  

Наряду с разработкой проблемы  

установки в отечественной общей  

психологии, складывалась совер-  

шение иная традиция изучения со-  

циальных установок к западной со-  

циальной психологии. Отличие этой  

линии исследований заключается не только в том, что  

они опираются на ины теоретические и методологичес-  

кие принципы, но и в том, что с самого начала вопрос  

был здесь обращен лицом к социальной психологии,  

 

Становление проб-  

лемы социальной  

установки в запад-  

ной социальной  

психологии  

 

в См.: А смолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении  

понятия установки в общей и социальной психологии.-В кн.: Тео-  

ретические и методологические проблемы социальной психологиии.  

М" 1977,  

 

т. е. категориальный строй исследований, расставленные  

в них акценты были ориентированы на проблемы со-  

циально-психологического знания./ В западной социаль-  

ной психологии для обозначения сбциальных установок  

йсгголБзуетсятерМйН"<аттйтюд>;"которБ1г литературе  

на русском языке либо Переводится как <социальная  

устяндд либ употребляется как калька с англий-  

ского (без перевода) <аттитюд>. Эту оговорку необхо-  

димо сделать потому, чТО ЛЖ термина <установка> (в  

том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Уз-  

надзе, существует другое обозначение в английском  

языке ). Очень важно сразу же отметить, что ис-  

следования аттитюдов на Западе есть совершенно само-  

стоятельная линия исследований, идущих не в русле  

развития идей установки (), а в совершенно ином  

русле. Эти исследования аттитюдов превратились в са-  

мостоятельную область социальной психологии, которая  

является одной из самых разработанных областей в за-  

падной социальной психологии.  

 

П. Н. Шихирёв, анализируя историю исследований  

аттитюдов в западной социальной психологии делит ее  

на три периода: 1) от введения этого термина в 1918 г.  

до второй мировой войны (характерная черта этого пе-  

риода - бурный рост популярности проблемы и числа  

исследований по ней); 2) 40-50-е годы (характерная  

черта - упадок исследований по данной проблематике  

в связи с рядом обнаружившихся затруднений и ту-  

пиковых позиций); 3) с конца 50-х годов до настояще-  

го времени (характерная черта - возрождение интере-  

са к проблеме, возникновение ряда новых идей, но  

вместе с тем признание кризисного состояния исследо-  

ваний). Рассмотрим некоторые детали этой общей кар-  

тины.  

 

В 1918 г. американские исследователи У. Томас и  

Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян,  

эмигрировавших из Европы в Америку, пришли к уста-  

новлению двух зависимостей, без которых нельзя было  

описать этот процесс адаптации: зависимость индивида  

от социальной организации и зависимость социальной  

организации от индивида. Эти зависимости были лишь  

 

" Ш ихире в П. Н. Исследования социальной установки в  

США.- <Вопросы философии>, 1973, № 2.  

 

модификацией старой постановки проблемы о взаимо-  

действии личности и общества. Тжас и Знанецкий пред-  

ложилиарактеризовать две стороны описанного отно-  

иШГйя i и помощи понятий <социальная ценность> (для  

ргагйТистикйсоциальной организации) и <социальная  

устаноа--аттитюд> (для характеристики индиви-  

да). Тьким образом, впервые в социально-психологичес-  

кую литературу было введено понятие аттитюд, которое  

было определено как <психологическое переживание ин-  

дивидом ценности, значения, смысла социального объек-  

та> или как <состояние сознания индивида относительно  

некоторой социальной Ценности>. Сехует "сказать, что  

введение этого понятия в социальную психологию так-  

же опиралось на использование определенных исследо-  

ваний в экспериментальной психологии, но тем не ме-  

нее здесь оно получило новое, самостоятельное толкова-  

ние.  

 

После открытия феномена аттитюда начался своеоб-  

разный <бум> в его исследовании. Казалось, что многие  

рассматриваемые ранее проблемы социальной психоло-  

гии <ждали> открытия ?ттитюда, чтобы теперь с его по-  

мощью вернуться ко всем нерешенным вопросам. Воз-  

никло несколько различных толкований аттитюда, мно-  

го противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт  

написал обзорную статью по проблеме исследования  

аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого по-  

нятия. Из этих семнадцати определений были выделены  

те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследо-  

вателями. В окончательном, систематизированном виде  

они.выглядели так. ЛИ1Юпон1УКВшт.1)ак.  

аопредёлёННОеТостояние сознания и нервной си-  

i стмы,  

 

i ,б) выражающее готовность к реакции,  

is) организованное,  

 

- на основе предшествующего опыта,  

д) оказывающее направляющее и динамическое  

влияние н а поведение.  

/"Таким образом, была установлена зависимость ат-  

 

титюдаот предшествующего опыта и его важная регу-  

дятивная роль в поведении.  

 

Одновременно последовал ряд предложений относи-  

тельно методов измерения аттитюдов. В качестве основ-  

ного метода были использованы различные шкалы,  

 

впервые предложенные Л. Тёрнстоном. Использование  

шкал было необходимо и возможно потому, что аттитю-  

ды представляют собой латентное отношение к социаль-  

ным ситуациям и объектам, характеризуются модаль-  

ностью, вербализуются (поэтому судить о них можно по  

набору высказываний). Очень быстро обнаружилось, что  

разработка шкал упирается в сохраняющуюся нерешен-  

ность некоторых содержательных проблем относительно  

аттитюдов, в частности, относительно их структуры-  

оставалось не ясным, что измеряет шкала? Кроме того,  

поскольку все измерения строились на основе вербаль-  

ного самоотчета, возникли неясности с разведением по-  

нятий аттитюд-мнение, знание, убеждение и т. д.  

Разработка методических средств стимулировала даль-  

нейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум  

основным направлениям-как раскрытие функций ат-  

титюда и как анализ его структуры.  

 

В общем виде было ясно, что аттитюд служит удов-  

летворению каких-то важных потребностей субъекта, но  

надо было установить, каких именно. Были выделены  

..четыре функция, аттитюдов: 1) прйспосоительная  

(иногда называемая утилитарная, адаптивная) -aj:in-  

тюд направ.ляет_субъекта к тем объектам, которые слу-  

жат достижению его целей; 2) функция знания--атти-  

тюд даетупрощенные.указа-ния -отйОСйтельно способа по-  

ведения по отношению .к конфетному объекту; .функ-  

ция выражения (иногда называемая функция ценности,  

саморегуляции) - аттитюд,  

вобождения субъекту JOT внутреннего наложения, вы-  

ражения сеякак личности; 4) фунщия защиты-- ат-  

титюд способствует разрешению внутренних-конфликтов  

личности.  

 

Все эти функции аттитюд способен выполнить пото-  

му, что обладает сложной многосторонней структурой.  

В 1942 г. М. Смитом была предложена трехкомпонент-  

ная структура аттитюда, в которой выделяются: а) ког-  

нитивный компонент (осознание объекта социальйой ус-  

тановки) ; б) аффективный компонент (эмоциональная  

оценка объекта, выявление чувства симцатйи .цлк-янти"  

патии к нему); в) поведенческий (конативный) компо-  

нент (последовательное поведение до отношению к объ-  

екту). Теперь социальная установка определялась как  

осознание, оценка,, готовность действовать. Три компо-  

 

нента выявлялись в многочисленных экспериментальных  

исследованиях, в том числе проведенных К. Ховландом  

(<Иельские исследования>). Хотя они дали интересные  

результаты, многие проблемы так и остались нерешен-  

ными. Прежде всего, по-прежнему оставалось не ясным,  

что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то  

один его компонент (складывалось впечатление, что  

большинство шкал (: состоянии <схватить> лишь эмоцио-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 583
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь