Андреева Г.М. » Социальная психология



50 страница


научности исследования; противостоять его применению  

становится весьма затруднительно, даже если очевид-  

на его неревалентность в конкретном случае. Трудно  

сказать, каковы причины формирования в сознании мно-  

гих заказчиков совершенно ложного образа социальной  

психологии (и психологии вообще) как науки о приме-  

нении тестов. Весь смысл прикладных исследований, их  

 

Ш  

 

отличие с социологических прикладных исследований  

усматривают при этом в том, что психолог должен <тес-  

тировать>. К сожалению, такой образ уже в какой-то  

мере успел сформироваться, и проведение прикладных  

исследований, в частности, в области исследования пси-  

хологический проблем управления приходится начинать  

зрушения этого ложного и опасного стереотипа.  

 

адача психолога на промышленном предприятии  

сегодня-это нс просто проведение прикладных иссле-  

дований по предлагаемым темам, но и своего рода про-  

паганда социально-психологических знаний, с целью  

формулирования самой проблематики. Смысл этой дея-  

тельности должен заключаться в том, чтобы объяснить  

заказчику, что в состоянии предложить ему социальная  

психология так, чтобы эти предложения базировались  

на действительных возможностях науки  

Хорошей формой для такой работы является совер-  

шенствование планов социального развития. Каждый  

план содержит три раздела: аналитическую часть, где  

описывается состояние коллектива, прогностическую  

часть, где формулируется прогноз по каждому показа-  

телю жизни коллектива, и часть, содержащую перечень  

необходимых исследований. Социальный психолог дол-  

жен четко продумать и вопрос о методиках, уместных  

для выполнения первой части, и, особенно, содержание  

третьей части, где ему совместно с другими специалис-  

тами предстоит дать своеобразную программу исследо-  

ваний. Именно здесь он должен доказать и необходи-  

мость, и возможность, и обоснованность определенного  

набора проблем. Профессиональная подготовка обязы-  

вает его занять здесь активную позицию, основанную  

как на понимании реальных проблем предприятия, так  

и четком представлении о возможностях социальной  

психологии  

 

В отличие от промышленного про-  

изводства такая важная область  

общественного организма, как сис-  

тема средств массовой информации  

и пропаганды, не имеет до сих пор  

организационного оформления своих отношений с со-  

циальной психологией. Это не означает того, что в этой  

 

Социальная психология и социальное планирование. Под ред.  

Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973.  

 

Социально-психоло-  

гические проблемы  

массовой коммуни-  

кации и пропаганды  

 

сфере общественной жизни отсутствуют интерес и по-  

требность в социально-психологических исследованиях.  

Напротив, как это неоднократно отмечалось/ и в офи-  

циальных постановлениях, вся область прпагандист-  

. ской работы не может развиваться, не опираясь на  

:: научные исследования, в том числе и на следования  

; социальных психологов.. Речь идет просто/ о том, что  

все исследования такого плана выполняются пока ли  

бо на общественных началах, либо на основе хозяйст-  

венных договоров, но в аппарате учреждений, связан-  

ных с организацией массовой информации и пропаган-  

ды, отсутствуют специально фиксированные должности  

социальных психологов (или психологов вообще). Са-  

ма же проблематика социально-психологических иссле-  

дований в этой сфере разрабатывается достаточно ак-  

тивно. Есть и удачные примеры приложения результа-  

тов этих исследований, применение их рекомендаций в  

практике.  

 

Можно сказать, что все компоненты рассмотренной  

выше пятичленной формулы, раскрывающей структуру  

коммуникативного процесса, являются в настоящее вре-  

мя объектами прикладных исследований: коммуника-  

тор, сообщение, аудитория, канал, эффективность.  

В каждой из групп исследований, посвященных изуче-  

нию отдельного компонента, выделились наиболее важ-  

ные и интересные темы. Это связано с тем обстоятель-  

ством, что массовая коммуникация, а значит, и область  

пропагандистского воздействия, является равновид-  

ностью массового общения людей, где информация рас-  

пространяется преимущественно при помощи техничес-  

ких средств (печать, телевидение, радио). Весь этот  

процесс организуется и направляется определенными  

социальными институтами. Поскольку содержанием их  

деятельности в нашем обществе является коммунисти-  

ческое воспитание широких масс населения, такая вы-  

сокая социальная ориентированность массовой комму-  

никации и опосредованность общения в ней технически-  

ми средствами, естественно, накладывает определенный  

отпечаток на структурные компоненты и отдельные сто-  

роны коммуникативного акта.  

 

Коммуникатор приобретает в системе массовой ин-  

формации как бы <коллективный> характер, поскольку  

в его роли здесь выступает не отдельный индивид, а оп-  

 

400  

 

ределеная социальная группа. Это проявляется в том,  

что множество людей участвуют в подготовке сообще-  

ния, его редактировании, оформлении и т. д. Поэтому в  

данной Области общения четко разграничиваются такие  

функции коммуникатора, как: а) продуцирование и  

б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступаю-  

щие лишь в роли трансляторов чужих идей (например,  

дикторы радио и телевидения), играют тем не менее  

большую роль в процессе воздействия. Весьма своеоб-  

разной является в массовой коммуникации и аудитория.  

Ее составляют группы весьма различного размера и  

различной степени организованности: от такой малой  

группы, как семья, до участников массового митинга  

и т. п. Почти при всех условиях (за исключением устно-  

го публичного выступления лектора в относительно не-  

большой аудитории, что представляет собой особый  

случай) аудитория в массовой коммуникации остается  

анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не  

знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообще-  

ние. Специфически решается здесь вопрос и об <обрат-  

ной связи>, которая зачастую не поступает немедленно,  

что сильно модифицирует весь процесс коммуникатив-  

ного акта. Такие же специфические особенности можно  

установить и относительно других компонентов структу-  

ры массового коммуникативного процесса.  

 

Все это требует специальных исследований если  

целью является повышение эффективности пропаган-  

дистского воздействия на аудиторию. При организации  

прикладных исследований приходится еще учитывать и  

специфику канала: одни проблемы возникают при изу-  

чении восприятия коммуникатора, если им является  

диктор телевидения, и совсем другие, если им является  

диктор радио. Точно так же существуют совершенно  

различные психологические механизмы воздействия  

письменного и устного сообщения и т. д. Прикладные  

исследования в области массовой коммуникации и про-  

паганды должны поэтому проводиться применительно к  

каждому специфическому каналу: психологическая .  

служба здесь должна быть организована дифференци- j  

рованно для радио, телевидения, печати, устных пуб- 1  

 

Шерковин Ю. А. Пропаганда: социально-психологический  

аспект.-В кн.: Методологически? ппп"яч "---- --  

 

гни. М., 1975  

 

--..".. iiriuiui ИЧКСКИИ  

элегические проблемы социальной психоло-  

 

r  

 

личных выступлений (области лекционной пропаганды).  

 

Определенный опыт таких исследований уже накоп-  

лен. Так, несколько лет назад были проведены социоло-  

гические и социально-психологические исследования чи-  

тательской аудитории четырехкрупнейших газе: <Прав-  

ды>, <Известий>, <Труда> и <Литературной газеты>, а  

также серия исследований на базе молодежной эстон-  

ской газеты <Эдази>. Преимуществом этих исследова-  

ний является, во-первых, то, что они проводились на  

только при самом заинтересованном участии работни-  

ков самих редакций, но и финансировались этими ре-  

дакциями; во-вторых, в том, что материалы этих иссле-  

дований опубликованы. Большой проблемой вообще  

всех прикладных исследований является возможность  

их публикации. Естественно, что каждое прикладное  

исследование не может претендовать на то, чтобы его  

результаты были опубликованы; эти результаты содер-  

жатся в документах другого рода-различных сводках,  

отчетах и т. д. Но, по-видимому, некоторые, наиболее  

значительные, исследования должны быть хотя бы в об-  

общенном виде доведены до сведения специалистов.  

В противном случае затруднена эффективная работа  

над методиками; каждый исследователь вновь вынуж-  

ден <изобретать велосипед>. Полезно еще раз обратить-  

ся к опыту прикладных исследований в области про-  

мышленного производства, где определенным фактором  

их успешного развертывания явились публикации мно-  

гочисленных методик по изучению, например, психоло-  

гического климата. В области массовой информации, к  

сожалению, гораздо больше публикаций, касающихся  

теоретической или экспериментальной разработки той  

или иной проблемы, но меньше (или почти нет) публи-  

каций материалов собственно прикладного характера.  

Среди специалистов <изустно> передаются, конечно, оп-  

ределенные результаты исследований или применяемые  

методики, но этот <канал> нельзя считать достаточно на-  

дежным. В этом смысле лучше продвинуто дело в об-  

ласти социологических исследований сферы массовой  

коммуникации.  

 

Что же касается усилий социальной психологии, то  

они пока весьма разрозненны: отдельные, частные и  

весьма <локальные> исследования здесь проводятся  

иногда по почину самих исследователей, иногда по пря-  

 

102  

 

мым заказам, например, отдельных студий телевидения,  

но нельзя сказать, что уже существует специальная пси-  

хологическая служба в этой области общественной  

жизни. )  

 

Несколько больше <повезло> исследованию проблем  

лекционной пропаганды. На прикладном уровне они в  

довольно большом количестве проводятся по линии об-  

щества <Знание>, а также партийными и комсомольски-  

ми органами, непосредственно связанными с организа-  

цией лекционной пропаганды. Основной набор изучае-  

мых здесь проблем сводится к следующему: эффектив-  

ность лекционной пропаганды, специфика аудитории и  

восприятия ею лекции, ораторское искусство и вообще  

мастерство лектора и его роль как фактора эффектив-  

ного воздействия на аудиторию, проблемы установления  

психологического контакта с лекционной аудиторией  

и пр. Специальные кон(Ьеоенции, посвященные психо-  

лого-педагогическим проблемам лекционной пропаган-  

ды, играют важную поль в стимулировании интереса к  

указанной проблематике.  

 

Другие из актуальных проблем психологии массо-  

вой коммуникации исследуются на прикладном урорне,  

как правило, без организованной поддержки со сторо-  

ны заказчика, по инициативе различных научных и учеб-  

ных заведений. Так обстоит дело, например, с чрезвы-  

чайно важной проблемой восприятия коммуникатора.  

Одна из особенностей восприятия коммуникатора вооб-  

ще, и в условиях массовой коммуникации в особенности,  

заключается в том, что реципиент одновременно вос-  

принимает как исходящее от коммуникатооа сообщение,  

так и личность самого коммуникатора. Исследования.  

проведенные под руководством Н. Н. Богомоловой  

(когда, в частности, объектами исследования были по-  

пулярные дикторы телевидения), показали, что для по-  

вышения эффективности воздействия необходимо учи-  

тывать оба этих фактора. Традиционно выделяемые в  

социальной психологии такие характеристики КОММУНИ-  

катора, как <доверие> и <привлекательность>, приобре-  

тают особое значение в прикладном исследовании.  

Цикл исследований, выполненных под руководством  

 

" Материалы всесоюзной  

М., <Знание>, 1977.  

 

научно-методической конференции.  

403  

 

/  

 

А. У. Хараша, посвящен проблемам оптимизации кон-  

такта коммуникатора с аудиторией за счет исфльзова-  

ния различных форм общения: так называемого <моно-  

логического> и <диалогического> общения. Хоя эти ис-  

следования преимущественно обращены к Аудитории  

устного публичного выступления, рекомендации, полу-  

ченные в них, могут быть использованы частично и в  

других системах массовой коммуникации. Точно также  

по существу прикладной характер носят и все те иссле-  

дования, которые проводятся специалистами, работаю-  

щими в области журналистики. Однако и в этом случае  

проведение исследований, когда они организованы си-  

лами сотрудников научных или учебных заведений без  

специальной поддержки заказчиков, носят неизбежно  

слишком локальный характер. Рекомендации, сформу-  

лированные на базе ограниченных экспериментальных  

данных, необходимо проверять на большой массе испы-  

туемых.  

 

В целом же ситуацию, сложившуюся в области при-  

кладных исследований сферы массовой коммуникации  

и пропаганды, никак нельзя считать удовлетворитель-  

ной: важность таких исследований осознается и специа-  

листами и заказчиками. Более того, существуют прямые  

указания директивных органов о необходимости разви-  

тия исследований такого плана. Успешное выполнение  

поставленных задач невозможно без развертывания ши-  

рокой сети именно прикладных исследований: никакая  

чисто теоретическая или даже экспериментальная раз-  

работка вопроса не может дать должного эффекта. Мас-  

совая аудитория, ее реакции, воздействие на нее могут  

быть изучены только <в поле>. А для проведения иссле-  

дований на таком уровне нужны и средства, и кадры, и  

время. Можно смело утверждать, что насущным вопро-  

сом является создание особого рода подразделений  

психологической службы непосредственно в радиосту-  

диях, студиях телевидения, в редакциях газет. Только  

при этом условии социальная психология сможет выпол-  

нить свою задачу в деле повышения эффективности  

деятельности средств массовой информации и пропа-  

ганды.  

 

Хараш А. У.- Межличностный контакт как исходное поня-  

тие устной пропаганды.-<Вопросы психологии>, 1977, № 4.  

 

104  

 

Прикладные со- Важной областью приложения со-  

ГеТса"" циально-психологических знаний  

 

ния в области является сфера воспитания подрас-  

борьбы с противо- тающего поколения. Однако это на-  

правным поведением столько большой вопрос, требую-  

щий обсуждения всего комплекса  

наук, имеющих отношение к про-  

цессу воспитания, что он не может быть рассмотрен  

только с точки зрения социальной психологии. Органи-  

зация психологической службы в системе воспитания  

может быть разработана лишь на основе комплексного  

подхода. Здесь мы выделим лишь отдельную, причем  

весьма специфическую часть проблемы, а именно воз-  

можности социальной психологии в сфере борьбы с про-  

тивоправным поведением. Это тоже не <чисто> социаль-  

но-психологическая сфера деятельности, поскольку тра-  

диционно она относилась к компетенции юридических  

наук. Тем не менее в последние годы здесь очень четко  

обозначился и социально-психологический угол зрения.  

Разделение труда, которое сложилось в этой области  

между системой юридических дисциплин и социальной  

психологией, можно условно обозначить следующим об-  

разом: охрана общественного порядка, борьба с пре-  

ступностью, разработка норм судопроизводства, опреде-  

ление меры наказания за преступления-это, естествен-  

но, задача специальных общественных органов и соот-  

ветствующих разделов юридической науки. Однако об-  

ласть профилактики противоправного поведения, об-  

ласть перевоспитания лиц, совершивших противоправ-  

ные поступки (например, способы воздействия, приме-  

няемые в этих случаях),-это проблемы, в которых мо-  

жет сказать свое слово и социальная психология.  

 

В настоящее время эта область деятельности обще-  

ства широко пользуется услугами социальных психоло-  

гов. Подобно тому как эта проблема решена в сфере  

промышленного производства, в сфере охраны право-  

порядка в ряде ее звеньев предусматривается должность  

психолога, который работает вместе с. юристом, но вы-  

полняет свои собственные функции. Так, например,  

должность психолога введена в детских комнатах ми-  

лиции, в различных учреждениях системы Министерст-  

ва внутренних дел СССР и т. д. Все шире распростра-  

няется практика комплексных исследований в этой об-  

 

-  

 

/  

 

ласти, когда и на теоретическом, и на прикладном уров-  

не работают вместе не только представителе различных  

разделов психологической науки (социальный психолог  

и юридический психолог, например), но и представители




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 536
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь