Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



54 страница


С другой стороны, консультационная работа может быть и прин-  

ципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание  

индивидуальной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-  

то из родителей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной  

консультанту в семейной консультации: он разбирает конкретный  

случай, помогает человеку ориентироваться в нем, совместно ис-  

кать решение (Авдуевская, Араканцева, 1994). Среди многочис-  

ленных <житейских> трудностей, по поводу которых психолог дает  

консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной  

ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире  

проблема профессиональной ориентации приобретает особое зна-  

чение. Во-первых.потому, что в стране реальной угрозой стано-  

вится безработица, и, следовательно, выбор профессии представ-  

ляется особенно ответственным. Он требует учета многочислен-  

ных факторов: не только характера склонностей и способностей,  

но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр.  

Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более много-  

образными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью луч-  

шего прогноза своей собственной судьбы: выбрать ли для даль-  

нейшего образования старшие классы обычной школы, перейти  

ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессио-  

нальной подготовки.  

В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изме-  

нения экономических структур, норм политической жизни, суще-  

ственные переориентации в мировоззрении. Школьному психоло-  

гу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа - помочь  

ориентироваться ученику в этом меняющемся мире. Родители во  

многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представ-  

ляется молодежи неубедительным, школа сама как система доста-  

точно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социаль-  

ные изменения. Вместе с тем каждому новому поколению пред-  

стоит жить в этом нестабильном мире.  

Борьба с противо-  

правным поведением  

ционно она относилась к  

348  

Борьба с противоправным поведением  

не <чисто> социально-психологическая  

сфера деятельности, поскольку тради-  

компетенции юридических наук. Об-  

вальный рост преступности в нашем обществе требует, однако,  

объединения всех усилий для его преодоления. В этой общей борьбе  

очень четко обозначился и социально-психологический угол зре-  

ния. Разделение труда, которое сложилось в этой области между  

системой юридических дисциплин и социальной психологией,  

можно условно обозначить следующим образом: охрана общест-  

венного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судо-  

производства, определение меры наказания за преступления -  

это естественно задача специальных общественных органов и со-  

ответствующих разделов юридической науки. Однако область про-  

филактики противоправного поведения, в частности профилак-  

тическая работа с несовершеннолетними правонарушителями,-  

это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная  

психология.  

Вклад, который она может внести в эти совместные усилия,  

связан с рядом вопросов, разработанных в ней на теоретическом и  

экспериментальном уровне и относящихся к ее специфической  

проблематике. Большой блок проблем относится к условиям фор-  

мирования противоправного поведения личности. В этой связи про-  

водимые прикладные исследования сосредоточены преимущест-  

венно на анализе противоправного поведения несовершеннолет-  

них правонарушителей. Особое значение при этом имеет выясне-  

ние вопроса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых  

формируется личность: семья и школьный класс. С точки зрения  

социальной психологии, здесь особенно значимо ответить на сле-  

дующие вопросы: каков механизм влияния на подростка группы  

членства и референтной группы (и механизм выбора определен-  

ной группы в качестве референтной)? Какова роль статуса личнос-  

ти в группе для формирования ее нравственно- психологического  

облика? Каков механизм формирования индивидуального отно-  

шения к социальному контролю и усвоению социальных норм?  

Наконец, каковы оптимальные способы воздействия на подрост-  

ка, еще не совершившего противоправного поступка, но находя-  

щегося в <трудном> возрасте или <трудном> периоде своего разви-  

тия (Беличева, 1993).  

На основании упоминаний в публикациях можно сделать вы-  

вод, что исследования в этой области развиты достаточно широко.  

При выяснении вопроса об условиях формирования противоправ-  

ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и школьного  

класса, необходимо включение и в более широком плане всей про-  

блематики социализации, формирования у человека социальных  

установок и ценностных ориентаций, становления его личности.  

Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомер-  

349  

ности употребления термина <личность преступника>, в приклад-  

ных исследованиях этот вопрос получил определенную разработ-  

ку. Большинство авторов полагают некорректным говорить об осо-  

бой структуре личности преступника, хотя в каждом случае проти-  

воправного поведения выбор варианта поведения имеет предпо-  

сылки в системе личностных свойств субъекта, к которым отно-  

сятся <мировоззрение, опыт, установки, ценностные ориентации,  

а также особенности внутренней системы нравственного и соци-  

ального контроля, в том числе правосознания> (Кудрявцев. 1978.  

С. 23). Следовательно, задача социального психолога состоит в  

том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств лич-  

ности, соблюдающей нормы поведения, которые можно зафикси-  

ровать в каждом отдельном правонарушителе. Такой анализ есте-  

ственно требует выяснения вопроса о том, насколько эффектив-  

ной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соот-  

ношение <санкций>, применяемых в случае совершения первых  

проступков, и т.д.  

В этой связи особый интерес представляют исследования, по-  

священные роли конформности правонарушителей по отношению  

к группам разного типа. Стремление взрослых противостоять <не-  

зависимости> как проявлению непослушания сплошь и рядом при-  

водит к тому, что эталоном <позитивного> поведения рассматри-  

вается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее приня-  

тие позиции группы как раз и приводит неустойчивого человека к  

совершению правонарушения. Исследования конформности сре-  

ди подростков-правонарушителей дают значительный материал в  

пользу этого утверждения; они свидетельствуют о том, что не су-  

ществует однозначного решения вопроса о роли конформности  

поведения.  

Таким образом, все исследования, связанные с анализом <лич-  

ности преступника>, так или иначе замыкаются на проблеме груп-  

пы, в частности специально заслуживает внимания исследование  

референтных групп. При анализе механизма противоправного по-  

ведения особенно важно выяснить, при каких условиях утрачива-  

ют свою привлекательность для личности такие ячейки микросре-  

ды, как семья, школьный класс, и, напротив, приобретают значе-  

ние такие референтные группы, как группы <неформалов>, алко-  

голиков, наркоманов, рецидивистов. Наряду с решением такого  

рода задач, которые можно отнести к участию в предупреждении  

преступности, к объяснению механизмов противоправного пове-  

дения, социальная психология может сыграть определенную роль  

и в процессе раскрытия преступления, разрабатывая, например,  

психологические механизмы проведения допроса или психологи-  

350  

Наука  

ческой экспертизы. Другой круг проблем - это проблемы поиска  

оптимальных средств воздействия по отношению к лицам, уже  

осужденным за совершение преступлений. Очевидны также воз-  

можности социальной психологии - наряду с юридической пси-  

хологией - в разработке форм и методов своеобразной реадапта-  

ции личности после понесения наказания, например после возвра-  

щения из мест заключения. Возможности социальной психологии  

в данной сфере ее приложения еще далеко не исчерпаны (Яков-  

лев, 1971. С. 178).  

Одна из относительно новых сфер при-  

ложения социальной психологии -  

сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки  

организация исследований и управление ими постоянно требуют  

решения вопросов, связанных с психологическими механизмами  

и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллек-  

тивных форм деятельности, и это в значительной мере ломает ус-  

тойчивый стереотип научного творчества как творчества отдель-  

ных выдающихся личностей, поскольку производство знаний яв-  

ляется результатом работы множества людей на исследовательских  

<комбинатах>. В соответствии с этим существенно изменяется тип  

исходной социальной ячейки по производству научных знаний:  

если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это,  

скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возника-  

ет чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рожда-  

ются собственно коллективные продукты научного творчества: груп-  

повые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д.  

Субъектом исследовательского труда становится малая группа.  

Это ставит ряд новых прикладных задач, прежде всего выявле-  

ние особенностей научного коллектива по сравнению с другими  

типами трудовых коллективов, совершенствование социально-пси-  

хологического климата в нем, способов управления, повышение  

эффективности его деятельности и т.д.  

Главная из стоящих здесь проблем - выявление специфики  

такого вида деятельности, как <коллективная научная деятельность>.  

Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит  

очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно  

и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психоло-  

гии творческая (и, соответственно, научная) деятельность всегда  

рассматривалась как индивидуальная. Хотя науковедение уже дав-  

но настаивает на том, что в современных условиях важно анализи-  

ровать не только личность ученого, но и характер общения в науч-  

ном сообществе, традиционный подход остается непреодоленным:  

351  

субъектом творчества по-прежнему считается личность (в данном  

случае - личность ученого), а ее микросреда, в том числе обще-  

ние, выступает лишь как условие творческого акта. Задача соци-  

альной психологии - понять природу совместной творческой де-  

ятельности и дать ее психологическое описание.  

Подход к решению этих вопросов содержится в <программно-  

ролевом подходе> к исследованию науки, разработанном в отече-  

ственной социальной психологии М.Г. Ярошевским (Проблемы  

руководства научным коллективом, 1982). Одна из основных идей  

этой концепции заключается в том, что во всяком научном кол-  

лективе выделяются основные научные роли: <генератор>, <кри-  

тик>, <эрудит> и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого со-  

трудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каж-  

дого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от  

вклада каждого другого. Это различие более очевидно, чем, на-  

пример, различие вкладов работников в производственной брига-  

де, где они выполняют более или менее сходные функции. Осо-  

бенно трудным является вопрос о том, всякая ли научная роль  

связана с таким вкладом, который можно отнести к подлинно твор-  

ческой деятельности? Для этого необходимо не только тщательное  

психологическое описание каждой научной роли, но и детальный  

анализ мотивации каждого ученого, ибо эффективное сочетание  

научных ролей предполагает высокую мотивированность каждого  

члена научного коллектива. Наконец, не менее важным является и  

исследование специфики самого процесса коммуникации между  

учеными, в частности психологической готовности каждого ис-  

следователя принять, переработать и сохранить разнообразную  

информацию.  

Неоднозначность вкладов различных сотрудников делает неяв-  

ными критерии оценки их эффективности, а это может привести  

к неадекватному представлению сотрудников об их успешности и  

породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для  

научных коллективов. В таких конфликтах порой трудно вычле-  

нить собственно деловую сторону и сторону межличностную. Ру-  

ководитель научного коллектива должен уметь разрешать подоб-  

ные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность дея-  

тельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его  

собственная позиция в коллективе специфична: остается дискус-  

сионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного  

коллектива должен сочетать в себе функции администратора и ге-  

нератора идей или они могут быть разделены между разными людь-  

ми? Этот вопрос также встает перед практической социальной пси-  

хологией.  

Идеи программно-ролевого подхода широко применяются в  

исследованиях на прикладном уровне, проводимых непосредст-  

венно в научных учреждениях: институтах, лабораториях, высших  

учебных заведениях (Белкин. Емельянов. Иванов. 1987). На осно-  

ве таких исследований социальный психолог может осуществлять  

деятельность трех видов. Первый вид деятельности состоит преж-  

де всего в разработке рекомендаций на основе диагностики кон-  

кретных ситуаций в каждом коллективе (например, о том, как  

выделить оптимальные стадии реализации исследовательской про-  

граммы, чтобы они были наглядны для членов научного коллекти-  

ва, как построить систему научных ролей в коллективе и обрисо-  

вать ролевой профиль каждого сотрудника, как регулировать меж-  

личностные отношения вообще и межличностные конфликты в  

частности и др.). Эти рекомендации обращены главным образом к  

руководителям научных коллективов.  

Второй вид деятельности социального психолога - это кон-  

сультационная работа. В данном случае консультация может быть  

дана и руководителям, и рядовым членам коллектива, способствуя  

в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей соб-  

ственной роли в нем и тем самым повышению чувства удовлетво-  

ренности работой.  

Наконец, третий вид работы - это непосредственное обучение  

руководителей научных коллективов методам управления в той их  

части, которая связана со знанием социально-психологических  

механизмов общения и взаимодействия. Такое обучение организу-  

ется в различных формах, начиная с традиционных лекций и кон-  

чая социально-психологическим тренингом. Исследования подоб-  

ного плана, к сожалению, практически прекращены в настоящее  

время в связи с резким ухудшением финансирования науки со сто-  

роны государства. Более драматические проблемы, например, про-  

блема <утечки мозгов>, волнуют научную общественность. Но все  

это не снимает принципиальной необходимости практических уси-  

лий психологов в области управления наукой и оптимизации на-  

учного творчества.  

Социальная психология традиционно  

уделяла большое внимание семье, рас-  

сматривая ее как пример естественной малой социальной группы.  

Все особенности такой группы приобретают в семье определен-  

ную специфику, но тем не менее знание закономерностей функ-  

ционирования и развития малых групп может обусловить извест-  

ный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в  

этой микроячейке общества. Можно выделить несколько классов  

353  

Служба семьи  

задач, которые могут быть решены и решаются на практическом  

уровне.  

Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей  

к созданию сшьи. В последние годы достаточно часто ставится во-  

прос о необходимости соответствующей работы школы в этом на-  

правлении, но при постановке такого вопроса иногда все сводится  

лишь к проблемам полового воспитания. Важность этого вопроса  

очевидна, но подготовка к браку и к созданию семьи включает в  

себя и проблемы психологической подготовки. Это означает, что  

молодые люди должны не из случайных обрывочных сведений,  

почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семей-  

ных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом со-  

держании. Например, такие вопросы, как вопросы о семейных  

ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих  

ролей в современных обществах, об известной адаптации к этому  

новому их содержанию, - это вопросы, относящиеся в том числе  

и к компетентности социальной психологии. Некоторые элемен-  

тарные сведения о семье как об институте социализации ребенка  

также полезны не только молодым супругам, но и лицам, готовя-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1021
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь