Психология общих способностей



35 страница


уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Но при этом  

следует отметить, что значительное количество (33%) высококреативных испы-  

туемых не удерживаются на более высокой ступени развития креативности; их  

системы жизнедеятельности восстанавливают прежнее равновесие, возвращают-  

ся к привычному состоянию. В то же время 15% низкокреативных испытуемых,  

наоборот, обретают новое равновесие на более высоком уровне развития. Поэто-  

му высокая креативность и объективная возможность повышать ее не всегда  

совпадают. На наш взгляд., этот результат отчасти освещает некоторые пробле-  

мы природы креативности.  

 

Принято считать, что креативность личности связана с некоторыми фактора-  

ми биологической природы (наследственность, задатки), а также с определенны-  

ми характеристиками среды. Причем оба эти фактора определяют не только  

наличие-отсутствие креативных свойств, но и лмасштаб» творческих особеннос-  

тей (количественную характеристику креативности). Предполагается, что для  

индивидуума с раннего возраста определены некоторые рамки развития креатив-  

ности.  

 

Наши результаты показывают, что ограниченность развития креативности  

состоит не в том, что у человека объективно нет возможности лвыйти за преде-  

лы собственного Я» (определение творчества по Н. Роджерс [16]). Реально его  

уровень креативности может скачкообразно повыситься (что и происходило с  

испытуемыми, отнесенными к 1-му типу), но скачок этот не является целесооб-  

разным для системы жизнедеятельности. Иными словами, выйдя лза пределы  

собственного Я», человек не обретает там новой Я-идентификации. Следователь-  

но, подобный выход только нарушает равновесие, угрожает нормальному функ-  

ционированию системы, поэтому вызывает внутреннее сопротивление, тенденцию  

к вытеснению потенциальных возможностей. Возможно, в какой-то степени  

именно этим обстоятельством объясняются такие лантикреативные» свойства,  

как ригидность мышления, стереотипность видения мира и т. д.  

 

От чего же зависят изменяемость и устойчивость систем, которые лпозволя-  

ют» или лне позволяют» индивидууму повысить свой уровень креативности?  

 

На наш взгляд, эта проблема требует специального исследования. Однако и  

проведенное нами экспериментальное исследование позволяет констатировать,  

что существует проблема целесообразности повышения креативности, а отсут-  

ствие или низкая степень выраженности креативных свойств имеют определен-  

ную значимость и внутреннюю обоснованность в рамках системы жизнедеятель-  

ности индивида. Проведенное исследование формирования креативности позволи-  

ло выявить следующее:  

 

232  

 

Глава 8  

 

1. Повышение креативности, обусловленное соответствующим влиянием  

микросреды, не является однонаправленным. Общая тенденция изменения  

креативности такова: вслед за значительным повышением креативности  

наблюдается ее некоторое понижение.  

 

2. Повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией де-  

тей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процесса  

формирования креативности: установка на проблемность восприятия ок-  

ружающего, поиск многообразных возможностей действия осложняет про-  

цессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем  

психологической защиты.  

 

3. Повышение креативности связно с изменениями системного характера и  

в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизне-  

деятельности личности.  

 

4. Общая динамика креативности в ходе эксперимента объясняется тем, что  

психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием  

креативных свойств и установок.  

 

5. Существуют два основных типа индивидуального реагирования на наруше-  

ние равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление  

прежней системы путем понижения креативности или обретение систе-  

мой новой устойчивости без понижения креативности.  

 

6. Не для всех людей повышение креативности является целесообразным:  

 

для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выражен-  

ным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго  

типа испытывают более позитивные эмоции. Высокая креативность и вы-  

раженная способность к ее развитию не всегда присущи одному человеку.  

 

Более сложным является вопрос о факторах, влияющих на проявление и раз-  

витие креативности во второй сензитивный период ее развития (по Торренсу) Д  

в 12-13 лет. Проведение формирующего эксперимента на подростках не дает  

эффекта, поскольку невозможно (да и бессмысленно) контролировать всю сферу  

их жизнедеятельности или хотя бы основную ее часть. Экспериментальное воз-  

действие будет сведено на нет или искажено совокупностью влияний других фак-  

торов, неподконтрольных исследователю. Тем более, в этом возрасте мы имеем  

дело с личностью уже во многом сложившейся, аккумулировавшей различные  

социокультурные влияния и переработавшей их в определенную, хотя и неус-  

тойчивую систему отношений с миром.  

 

Более эффективен при исследовании развития креативности подростков  

биографический метод. Он был применен Е. А. Корсунским в докторском дис-  

сертационном исследовании (лРазвитие литературных способностей школьни-  

ков». М, 1993). Автор использовал как собственные многолетние наблюдения за  

людьми, проявившими способности к литературному творчеству (вербальную  

креативность) в раннем детстве, так и анализ автобиографий писателей. Опрос  

137 писателей показал, что они отмечают особую роль наставника и подражания  

на раннем этапе литературных занятий.  

 

 

 

чя-еи у»-»» -ХХХХ_» 1 " _ TT :f.  

 

Развитие творческих способностей ______ _______ 233  

 

Писателям было предложено назвать необходимые условия для развития  

литературных способностей. Были названы следующие внешние условия: нали-  

чие наставника (68,6%), влияние семьи (40,8%), публикации в ранние годы  

(55,8%), время и эпоха (18%). Наставниками писателей были школьные учителя  

литературы, родственники, другие писатели. Важную роль имело литературное  

творчество членов семьи, наличие домашней библиотеки, любовь родителей к  

чтению, семейные чтения вслух.  

 

Эти данные совпадают с предположениями М. Арнаудова о том, что литера-  

турная одаренность поэта зависит от литературных способностей матери, талант  

которой есть лишь более слабая степень таланта сына. Литературными склонно-  

стями обладали матери Гете, Бернса, Ламартина, Вазова и многих других поэтов  

и писателей. Неизвестно, однако, что здесь играет роль: генетика или раннее  

подражание.  

 

Наиболее интересны результаты, полученные Е. А. Корсунским в ходе на-  

блюдения за развитием таланта в течение жизни. Он отмечает наличие почти у  

всех наблюдавшихся литературно одаренных детей сильного и яркого воображе-  

ния, речевых способностей и чувства формы. Творческие способности проявля-  

ются, как правило, рано, в 5 лет. Обычно дети начинают сочинять, неожиданно  

для себя и для других, сказки и стихи. Подражание творческим образцам как  

этап перехода от наивного творчества к творчеству лвзрослому» наступает в 8-  

15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы (но-  

визна, оригинальность). Но к 16-17 годам творческие элементы появляются  

вновь после продления фазы первичного подражания.  

 

Фаза подражания может затянуться, как это случилось, например, с М. Иса-  

ковским Д с 15 до 27 лет, но она неизбежно присутствует при становлении  

писателя. Подражание необходимо для овладения культурно закрепленным спо-  

собом творческой деятельности.  

 

Причинами лзадержки» М. Исаковского на стадии подражательства, по мне-  

нию Корсунского, были отсутствие творческой среды в школе, болезнь глаз. Это  

привело к медленному и позднему становлению творческих способностей.  

 

Самый интересный вывод автора, полученный на основе анализа фактов ис-  

следования, звучит следующим образом: развитие вербальной памяти и высокий  

уровень интеллекта препятствуют проявлению оригинального литературного  

творчества в подростковом возрасте, а отсутствие богатого воображения, прояв-  

ляющееся в раннем детстве (3-5 лет), впоследствии не компенсируется ничем.  

 

Тем самым подражание, конечно, является психологическим механизмом  

присвоения способностей (вторичной креативности), но базируется на изначаль-  

но (по крайней мере с 3-5 лет) развитом воображении, речевых способностях и  

чувстве формы.  

 

Мой аспирант Н. М. Гнатко предположил существование двух уровней раз-  

вития креативности: потенциального и актуального. Аналогом является разде-  

ление Кэттеллом интеллекта на лтекучий» и формируемый на его основе лкрис-  

таллизованный».  

 

234  

 

Глава 8  

 

Развитие та  

 

С точки зрения Гнатко, потенциальная креативность Д это креативность до-  

деятельностная, характеризующая индивида с точки зрения его готовности к при-  

обретению актуальной креативности, к проявлению творческой активности [17].  

 

Если пользоваться лфотографической» метафорой, то можно сказать, что  

потенциальная креативность есть светочувствительная эмульсия, подражание  

образцу выступает как процесс экспозиции, а среда способствует проявлению и  

закреплению изображения Д актуальной креативности.  

 

Противопоставление двух форм креативности отражает связь адаптивной и не-  

адаптивной активностей: неадаптивная активность может проявляться только по  

отношению к некоторой среде, требующей адаптации и соблюдения регламента.  

 

Подражание как бы возводит индивида на последнюю ступеньку развития  

социокультурной среды, достигнутую людьми: дальше идет только неизвестное.  

Индивид должен и может шагнуть в неизвестное, лишь оттолкнувшись от пред-  

шествующей ступени развития культуры. Неслучайно заметил Ян Парандов-  

ский: лАбсолютная творческая самобытность Д миф и напоминает греческие  

сказания о людях, не имевших родителей и выросших из-под земли» (лАлхимия  

слова»).  

 

Гнатко [17] попытался проследить процесс овладения креативами социально-  

значимой деятельностью и выявить роль подражания. Объектами исследования  

были выбраны 15 шахматистов, получивших социальное признание в качестве  

творческих личностей с конца прошлого столетия по наше время.  

 

В исследовании применялись биографический и праксиметрический (изуче-  

ние шахматных партий) методы. Обычно при использовании биографического  

метода дается лишь качественное описание процесса жизнедеятельности. Гнатко  

предложил модификацию классического варианта биографического метода, ос-  

нованную на введении количественных показателей (см. рис. 50). Стандартизи-  

рованность процедуры обеспечивается отбором только печатных источников  

биографического плана, где персонаж был представлен субъектом шахматной  

 

деятельн!  

5 незавго  

 

Квалп  

мализова  

тент-aHaJ.  

вых един  

рий текс:  

 

В хоя  

вался су/  

образца  

 

В ка1  

предлож;  

 

Рис. 51.,  

 

КАТЕГОРИЯ ПЕРВОГО ПОРЯДКА  

 

КАТЕГОРИЯ А  

 

Общая положительная оценка (включая готовность к подражанию  

и реализацию последнего) шахматистом-последователем  

каких-либо шахматных проявлений шахматиста-образца  

 

КАТЕГОРИЯ ВТОРОГО ПОРЯДКА  

 

КАТЕГОРИЯ А1  

 

Когнитивная  

положительная  

оценка  

 

КАТЕГОРИЯ А2  

 

Эмоциональная  

положительная  

оценка  

 

КАТЕГОРИЯ A3  

 

Идентификация  

последователя  

с образцом  

 

КАТЕГОРИЯ А4  

 

Поведенческая  

положительная  

оценка  

 

Рис. 50. Двухуровневая категориальная модель контент-анализа изучаемого биографи-  

ческого материала  

 

Пра1  

вавшиха  

тельные  

(инициа  

гласова.  

их базе;  

 

ражани;  

 

тивные<1  

щие по:-  

 

На  

эффицш  

цу, 3) »  

индексе  

деке те  

 

Развитие творческих способностей  

 

235  

 

деятельности. Достоверность анализа обеспечивалась набором не менее 4-  

5 независимых источников биографических сведении о каждом шахматисте.  

 

Квалификация материала производилась с помощью контент-анализа (фор-  

мализованного статистического средства первичной обработки текста). Кон-  

тент-анализ предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний смысло-  

вых единиц в тексте. Была предложена двухуровневая модель выделения катего-  

рий текста.  

 

В ходе исследования после подсчета числа категорий 2-го порядка подсчиты-  

вался суммарный индекс: лудельный вес» положительной оценки шахматиста-  

образца в биографическом тексте.  

 

В качестве интерпретационной модели была использована классификация,  

предложенная Е. Б. Кисиным и В. А. Просецким [18] (рис. 51).  

 

по Просецкому  

 

по К и с и н у  

 

ПОДРАЖАНИЕ-  

КОПИРОВАНИЕ  

 

КОПИРОВАНИЕ  

 

ИМИТАЦИЯ  

 

ТВОРЧЕСКОЕ ПОДРАЖАНИЕ  

 

ПОДРАЖАНИЕ  

 

ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ  

ТВОРЧЕСТВО  

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ  

 

Рис. 51. Временная структура онтогенеза подражания  

 

Праксиметрическая методика состояла в следующем. Все ходы анализиро-  

вавшихся шахматных партий были разделены на воспроизводящие (подража-  

тельные, встречавшиеся ранее в партиях других шахматистов), импровизации  

(инициативные, лидейные» ходы, порожденные лздесь-и-теперь») и действия со-  

гласования (шахматные ходы, согласующие первые и вторые и возникающие на  

их базе). Кроме того, среди действий-подражаний были выделены действия-под-  

ражания шахматисту-образцу и прочие подражательные действия. А линициа-  

тивные» действия разделены на собственно творческие и неверные (ослабляю-  

щие позицию) действия.  

 

На основе отношения этих показателей вычислялись общие индексы: 1) ко-  

эффициент подражательности, 2) коэффициент подражания конкретному образ-  

цу, 3) коэффициент лтворчества». Кроме того, использовался и ряд производных  

индексов (индекс освоенности деятельности, индекс доминирования образца, ин-  

декс творческости и пр.).  

 

236  

 

Глава 8  

 

Параллельно рассматривались шахматные партии шахматиста-образца. Надо  

сказать, что среди 15 шахматистов высокого уровня, чье творчество анализиро-  

валось, были представители разных эпох (П. Морфи Д середина прошлого сто-  

летия, А. Е. Карпов Д наше время), представители разных шахматных школ  

(М. И. Чигорин Д Россия, 3. Тараш Д Германия), представители разных направ-  

лений (Х.-Р. Капабланка Д позиционное направление, А. А. Алехин Д комбина-  

ционное), социальных слоев (Х.-Р. Капабланка Д выходец из богатой семьи,  

М. И. Чигорин Д воспитанник Гатчинского сиротского института) и так далее.  

 

Тем показательнее полученные в исследовании результаты. Гнатко выявил,  

что освоение креативами шахматной деятельности опосредуется подражатель-  

ной активностью. Эта активность состоит из двух принципиально и объективно  

различных фаз: а) фазы подражания общим нормативным способам шахматной  

деятельности, б) фазы подражания (включая личностную идентификацию) из-  

бранному шахматисту-образцу. Развитие подражательной активности связано с  

повышением уровня освоенности деятельности и снижением общего числа под-  

ражательных действий. Переход шахматиста от подражания к собственно-твор-  

ческой фазе сопровождается освобождением от идентификации с личностью  

шахматиста-образца, резким снижением числа подражательных действий и воз-  

растанием числа творческих.  

 

Модель этого процесса отображена на рис. 52.  

 

ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ АКТИВНОСТИ КРЕАТИВА  

 

Развитие твоц  

 

Для д1  

теста Topj]  

Резул]  

 

Испыту-  

емые (по.,  

 

1. (муж.)  

 

2. (муж.)1  

 

3. (муж.)1  

 

Выбор определенного вида деятельности  

 

4. (жен.)>  

 

Выделение избранного варианта  

(паттерна) осуществления данного вида  

деятельности Д обретение образца для  

подражания  

 

ПОДРАЖАНИЕ-  

КОПИРОВАНИЕ  

 

5. (муж.  

 

ТВОРЧЕСКОЕ  

ПОДРАЖАНИЕ  

 

6.(муж.  

 

Достижение первичной идентификации  

с личностью образца  

 

Освобождение от отработанной  

идентификации с личностью образца Д  

обретение самостоятельной творческой  

личности  

 

ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ  

ТВОРЧЕСТВО  

 

7. (муж.  

 

8. (муж..  

 

9. (муж..  

 

Рис. 52. Схема этапов развития подражательной активности креатива в ходе освоения  

им избранного вида деятельности.  

 

Второе исследование Н. М. Гнатко было посвящено подражанию у детей.  

Испытуемыми были 80 учащихся 5-7-х классов, посещавших шахматный фа-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 704
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь