Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



6 страница


В каждом таком примере можно обнаружить ригидность,  

нность, противоречивость в поведении с другими людьми.  

Зщивэти.трудности, их можно представить на примерах  

[межличностного конфликта, предложенных К.Хорни:  

1'^ 'чрезмерная яаправленность на других - гиперактивность  

рафИобретении контактов, что чаще всего воспринимается ок-  

рЙающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная  

1йонстративность (много суетится, говорит, звонит);  

g^) чрезмерная направленность против других - подозритель-  

1Й*гь, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти  

jl^oy, навести порядок; ' '  

 

ID чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму ау^  

эдии, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть  

еденным, постоянно анализирует себя и собственные по-  

кй, не стремится устанавливать и поддерживать с другими  

БМИ какие-либо контакты.  

 

1ри анализе поступков необходимо помнить о том, что в  

Ц^снове лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тре-  

1, а само поведение является вторичным. После анализа  

дов и переживаний можно задать следующие вопросы:  

вы считаете, а как правильно вести себя в тех ситуаци-  

 

ях, которые мы с вами обсуждали?" цли "Что вам теперь  

следует изменить в поведении?". Приводим пример беседы  

психолога с консультантом:  

 

П. Как вы думаете, а что следовало бы сказать вам в ситуа-  

ции, о которой мы только что говорили, что было бы приятно  

услышать ващему партнеру? '  

К. Я не знаю. ,  

П. А что бы вам самой было бы приято услышать в ответ?  

К. Ну, что-нибудь типа: "Мне было очень хорошо, спасибо,  

за проведенное время. Ужин был превосходен".  

П. Вам бы этого было достаточно?  

 

К. Ну, пожалуй, можно было бы добавить, что я была бы ра-  

да, если бы меня пригласили еще раз.  

П. Ну, как бы вы это сказали?  

 

В таких ситуациях психолог должен быть активен, по необ-  

ходимости сам предлагать какие-то слова и выражейия. В' слу-  

чае необходимости можно разыграть с собеседником "сцену из  

жизни". Результат этого разговора - лишь ориентир, модель то-  

го, как следует вести себя в подобных <ситуациях,  

 

Кроме индивидуальных бесед с людьми, также проводятся  

групповые занятия в форме тренинга сензитивности. Они име-  

ют определенные преимущества: в группе человек может полу-  

чить обратную связь от окр^сающих непосредственно, а не че-  

рез тй высказывания, которые он слышал о себе когда-то; в  

группе могут быть отработаны новые формы поведения (чело-  

век убеждается в том, .что и у других существуют подобные про-  

блемы в общении, а уже за счет этого уровень трево^ги и беспо-  

койства снижается), групповые занятия помогают также найти  

.друзей. Однако психолог должен учитывать, что существуют ка-  

тегории людей, для которых 1рупповые занятия могут оказаться  

вредными и опасными (люди с физическими деффектами; с  

разного рода серьезными Личностными невротическими рас-  

стройствами, те, кто находится в ситуации тяжелых, кризисных  

переживаний; и т.д.). Для них необходимы занятия по специ-  

альной программе, причем вместе с людьми, находящимися в  

таком же состоянии.  

 

Особенно эффективным бывает сочетание индивидуальной  

беседы и групповой работы. Часто групповые занятия служат  

также, хорошим стимулом, чтобы более серьезно заняться свои-  

ми проблемами и обратиться к психотерапевту [158. С. 80-941.  

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  

по оптимизации общения  

 

ПРАВИЛА ПОДАЧИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ  

 

11. Говорите о поведении партнера, а не о его личности.  

 

12. Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключени-  

IK которым Вй пришли.  

 

13. Больше описаний, меньше оценок.  

ll. Описывая поведение другого человека, старайтесь больше  

р^ьзоваться категориями типа "в большей или меньшей степе-  

(^, а нетипа "ты всегда..." или "ты никогда...".  

^5. Говорите больше о том, что происходит сейчас или было  

IBBHO. Не упоминайте далекого прошлого.  

II. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше вы-  

сватайте свои соображения, как бы делясь мыслями и ин-  

^Аацией с партнером.  

 

^Выделяйте то, чтомйжет другому помочь, что он мог бы  

Яаовлании изменить, а не то, что дает разрядку Вам самим.  

,"Нс давайте обратную связь слишком большими порция-  

- иначе партнер не успеет все осмыслить.  

Выбирайте подходящее время, место и ситуацию.  

L Подача обратной связи - серьезная работа, требующая  

ёдоточенности, смелости, уважения к себе и другим.  

 

ДАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В РОЛИ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО  

1 . ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ  

 

1^иачала выслушать до конца партнера, не поддаваясь ис-  

1йхию выработать по ходу слушания контраргументы.  

1Ддя преодоления излишней эмоциональной вовлеченности,  

рЙжности, своими словами пересказать то, что услышали.  

IUe забывать, что партнер представляет только самого себя,  

1 ловечество в целом, и его сведения о Вас не могут быть  

 

^Учитывать, что из полученной обратной связи не должно  

^ваически вытекать намерение изменять свое поведение.  

<Цемочь партнеру в его трудной задаче, помочь ему риско-  

Р<>].  

 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  

КОММУНИКАЦИИ  

 

 1. Перед тем, как вступить в деловую коммуникацию, четко  

представьте себе то, что в&1 хотите сообщить, обдумайте это во  

всех деталях.  

 

2. Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.  

 

3. Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.  

.4. Будьте внимательны к чувствам партнера по общению, от-  

крытыми и способными к сопереживанию.  

5. Добивайтесь адекватной обратной связи.  

 

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ  

 

1. Перестаньте говорить.  

 

2. Помогите говорящему раскрепоститься.  

 

3. Покажите ему, что вы готовы слушать.  

 

4. Устраните раздражающие моменты.  

 

5. Сопереживайте партнеру по общению.  

 

6. Наберитесь терпения.  

 

7. Сдерживайте рвои эмоции. .  

 

8. Не допускайте споров, и критики.  

 

9.3адавайтевопросы[197.С.182).  

 

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК ВОСПРИЯТИЯ  

ДРУГИХЛЮДЕЙСОПОРОЙНАЭТАЛОНЫ  

 

1. Больше внимания уделяйте невербальному поведению  

Партнера - мимике, позе, жестам, интонации, направлению  

взгляда,походке,осанке.  

 

2. Обращайте внимание на. ошибочные действия партнера  

(оговорки, забывания, замалчивания, ошибки слуха и т.п.), за  

которыми могут скрываться подавленные или сдерживаемые  

чувства.  

 

3. Отмечайте .для себя, как у человека выражаются две основ-  

ные социальные потребности - в эмоциональной поддержке и  

в признаний. Это ключ к тому, как человек обращается с други-  

ми своими мотивами.  

 

4. Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы  

Вашего разговора. Отклонение от темы - призрак скрытия  

чувств от собеседника (см. прил. 7).  

 

3.2* Совместных деятельность  

 

<Чтобы улучшить взатйюгноше-  

ния, нужно от них "Отвернуться" и  

заняться совместной деятельностью^.  

 

Фольклор стратомстристов  

 

3.2.1. Признаки, структура и динамика совместной  

 

деятельности  

 

1Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по-  

11маютсяее отличительные особенности как целостного, так и  

^йосительно самостоятельного феномена. К основным призна-  

ём совместной деятельности относится наличие:  

IU) единой цели для участников, включенных в деятельность;  

1^) общей мопивации; -  

 

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль-  

^деяте^ьностей (и индивида), понимаемых как образование  

иного целого;  

 

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные  

дйщионально связанные операции и их распределения между  

^ядаикам^; .. ,  

1^) согласования индивидуальных деятельнос^ей участников,  

предусматривает строгую последовательность операций в  

1сгствии с заранее определенной программой. Такое согла-  

ше обычно ведется с учетом многочисленных характери-  

деятельности: пространственных, временных (темпа, ин-  

1вности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью  

^ иения;  

 

^управления- важнейшего признака и атрибута СД;  

^единого конечного результата (совокупного продукта);  

г единого пространства и одновременности выполнения ин-  

йдуальных деятельностей разными людьми.  

дихологическая структура СД включает рад составляющих:  

ie цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест-  

деятельности- центральный компонент ее структуры. Под  

понимается идеально представленный Общий результат, к  

стремится общность индивидов (групповой субъект). 06-  

 

тая цель может распадаться на более частные и конкретные зада-  

чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ-  

екта к цели. Обязагелыдщ компонентом психологической струкчу-  

ры СД является общий мотав, побуждающий общность шздивидов  

к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная  

сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме-  

стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на  

выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач  

СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль-  

тат, порученный ее участниками 1120. С. 23-25].  

 

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от-  

дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю-  

щих их мотивов. Далее идет уровень действий --процессов,  

подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень  

операций, которые непосредственно зависят от условий дости-  

жения конкретной цели.  

 

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между  

индивидами (а значит, и междуиндивидуальными деятельно-  

втями) можно в первом приближении принять за "единицу"  

психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест-  

венную специфику (аналогично тому, как предметное действие  

составляет специфику индивидуальной), i  

 

В совместной деятельности, как правило, используется не-  

сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников  

по отношению к партнерам:  

 

а) содействие как результатавная помощь другим, активное  

способствование достижению общих целей СД;  

* б) противодействие достижению целей другими участниками  

СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в  

противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаи-  

модействию;  

 

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега-  

ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си-  

туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют  

взаимодействия участников СД для достижения общих целей.  

 

Исследователи выделяют рад социально-психологических  

типов взаимодействия. Перечислим их.  

 

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно  

помогают друг другу, активно способствуют достижению инди-  

видуальных целей каждого и общих целей СД.  

 

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру-  

гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.  

 

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются  

1збегать активного сотрудничества.  

 

4. рднонаправленное содействие, когда один из участников  

ЗД способствует достижению индивидуальных целей другого, а  

второй уклоняется СУТ взаимодействия с ним.  

, 5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне-  

ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня-  

тся от взаимодействия с первым.  

 

ь 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старает-  

ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак-  

щвного противодействия первому (в подобных ситуациях такое  

1ротиводайствие может маскироваться в той или иной форме).  

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про-  

яяют отдельные элементы как содействия, так и протгиводей-  

&ия 1120. С. 27-291.  

 

Основные признаки совместной деятельности и свойства  

йектаСД. тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ-  

^характеристик субъекта совместной деятельности необходи-  

вьвделить целенаправленность, мотивированность, уровень  

Юстности (интегрированности), структурированность, согла-  

шность, организованность (управляемость), результатив-  

[ъ (продуктивность), пространственные и временные осо-  

юсти условий жизнедеятельности.  

 

Целенаправленность 1руппового субъекта деятельйости пред-  

етляет стремление к основной цели.  

 

^Мотивированность как свойство группового субъекта дея-  

вьности характеризует активное, заинтересованное и дейст-  

иное отношение (побуждение) к совместной деятельности.  

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного  

^ьекта деятельности понимается внутреннее единство состав-  

эщих его элементов. Целостность оценивается совокупно-  

Ю следующих параметров: плотность функциональных свя-  

между его членами, показателями которой выступают часто-  

И интенсивность контактов между ними; уровень функцио-  

10й взаимосвязанности; отношение числа совместно вы-  

иемых функций к общему их числу; тип целостности кол-  

iBHoro субъекта, проявляющийся в характере доминирую-  

связей между членами коллектива.  

 

Важным свойством группового субъекта деятельности является  

его структурированность, которая означает четкость и строгость  

взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от-  

ветственности между членами коллектива, определенность его  

структуры. Эмпирическими показателями структурированности  

могут выступать доминирующие способы распределения функций  

(взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при-  

нятия огаетственности за выполнение функций в коллективе (кон-  

центрация, распределение, диффузия ответственности), характери-  

стики делового взаимовлияния и др.  

 

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание  

участников группы, взаимную обусловленность их действий.  

Параметром согласованности является прежде всего тип или ха-  

рактер согласования (соотношения) действий членов группы,  

который может оцениваться с помощью следующих показате-  

лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти-  

воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников  

группы, уровня конфликтности и типичных способов поводе-  

ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.  

 

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна-  

чает упорадоченность, собранность, подчиненность определен-  

ному порядку выполнения совместной деятельности, способ-  

ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен-  

ным планом (планомерность).  

 

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно-  

сти является его результативность, характеризующая способ-  

ность достигать позитивного итога 1120. С. 33-35].  

 

Модель регуляции совместной деятельности. Концептуальный  

анализ полевых наблюдений и результатов экспериментов по-  

зволяет построить относительно гипотетическую модель регуля-  

ции совместной деятельности (рис. 16). Как видим, централь-  

ным блоком в этой системе является блок "Условия деятельно-  

сти и взаимодействия". Разграничение таких понятий, как "дея-  

тельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают  

вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг  

друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юношеского  

возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое-  

либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стиму-  

ляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от  

других"  

 

Эффективность сов-  

местной деятель-  

ности  

 

Срабатываем ость,  

совместимость и  

характер межлич-  

ностных отношений  

 

Условия деятель-  

ности и взаимо-  

действия (нормаль-  

ные, т.е фоновые, и  

экстремальные):  

 

1) специфика и  

сложиость задач  

 

2) время совместной  

деятельности  

 

3) количество членов  

группы  

 

4) взаимосвязан-  

иость между члена-  

ми группы  

 

а) первичная (за-  

данная извне)  

 

б) вторичная  

(обусловленная воз-  

никшими отноше-  

ниями)  

 

5) функциональная  

структура группы:  

 а) первичная (за-  

данная извне)  

 

б) вторичная  

(возникшая в ре-  

зультате взаимо-  

действия)  

 

6) степень изолиро-  

ванности и аггоном-  

ности группы  

 

Степень подобия  

партнеров (степень  

разнородности-од-  

нородности группы)  

по:  

 

а) личностным ха-  

рактеристикам, в  

том числе ценност-  

ным ориентациям  

(первый уровень)  

б) мнениям. Оцен-  

кам, установкам  

(второй Уро-вень)  

 

Степень разнород-  

ности-однород-  

ности группы по  

мотивации  

 

Рк. 16. Модель регуляц- совместной делгельносп  

 

В совместной деятельности можно выделить два аспекту:  

а) собственно предметную деятельность; б) совокупность про-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1484
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь