Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



4 страница


^рнке людей В значительной степени ориентированы на речь  

спринимаемых, а, например, хореографы, спортивные трене-  

Г прежде всего замечают физическое сложение человека.  

1утренние психологические и социальные установки субъекта  

сприятия как бы "запускают" определенную схему социаль-  

й перцепции.  

 

Исследования ^психологических свойств объекта восприятия  

:я попыткой ответить на вопросы: какие психологиче-  

 

скис и другие свойства наблюдаемого являются наиболее  

ними и информативными для процесса его познания наблк^  

телом На что прежде всего обращают внимание люди, оценив^  

партнера по общению?  

 

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемс  

можно отнести: выражение его лица (мимику), способы вы)  

жения чувста (экспрессию), жесты и позы, походку, внещ^  

вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Мо^но  

указал> примеры экспрессивных жестов, имеющих универсфп>-  

ную трактовку в европейской культуре:  

 

- пальцы,, сведенные кончиками ^вместе, - стыд, покор-  

ность, смирение;  

 

- палец, зажатый ладонью Другой руки, - самоободрение;  

- различные "почесывания" головы - нерешительность, не-  

готовность.  

 

^ Изучение перцепции показывает, что можно выделить рад  

универсальных психологических механизмов, обеспечивающих  

сам процесс восприятия и оценки другого человека и позво-  

ляющие осуществлять переход от внешне воспринимаемого к  

оценке, отношению и прогнозу.  

 

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:  

1) познанКя и пониманил людьми друг друга (идентификация,  

эщшгая, аттракция), 2) цознания самого себя (рефлексия) в  

процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по  

общению (каузальная атрибуция).  

 

Идентификация - это способ познания другого, человека,  

при кагором предположение о его внутреннем состоянии стро-  

ится на основе попытки поставить себя на место партнера по  

общению. То есть происходит уподобление себя другому. Йри  

идентификации с другим познаются его нормы, ценности, по-  

ведение, вкусы и привычки.  

 

Эмпатия -это эмоциональное вчувствование или сопережи-  

вание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем  

внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении  

правильно представлять себе, что происходит внутри другого  

человека, что он переживает, как оценивает окружакиЫй мир.  

Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен  

представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято  

разными людьми, и чем лучше он способен понять право на су-  

ществование этих разных точек зрения.  

 

Аттракция (дословно - привлечение) - представляет собой  

(^рму познания другого человека, основанную на формирова-  

нии устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае  

п<Ыимание партнера по общению возникает благодаря форми-  

рованию привязанности к нему^ дружеского или более глубоко-  

го ^интимно-личностного отношения.  

 

Рефлексия - это механизм самопознания в процессе обще-  

ний, в основе которого лежит способность человека представ-  

лял> то, как он воспринимается партнером по общению.  

 

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков  

и чувств другого человека (каузальная атрибуция ~ стремление  

к выяснению причин поведения субъекта).  

 

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои  

"излюбленные" схемы причинности^ т.е. привычные объяснения  

1 чужого поведения:  

 

I 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склон-  

ены находить виновника случившегося, приписывать причину  

Произошедшего конкретному человеку;  

 

II 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции лю-  

1ди склонны прежде вс^го винить обстоятельства, не утруаздая  

^~ збя поисками конкретного виновника;  

3) при стимульной атрибуции человек видит причину слу-  

вшетося в предмете, на который было направлено действие  

1за упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадав-  

1ем (сам виноват, что попал под машину).  

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены  

зличные закономерности. Например, причину успеха люди  

ще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам.  

арактер приписывания зависит также и от меры участия чело-  

йка в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях  

'^дон был участником (соучастником) или наблюдателем. 06-  

[ закономерность состоит в том, что по мере роста значимо-  

случившегося испытуемые склонны переходить от обстоя-  

>ственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. ис-  

> причину случившегося в осознанщлх действиях личности).  

Важной сферой исследования социальной перцепции явля-  

:я изучение процесса формирования первого впечатления о  

угом челбвеке. Описаны три наиболее типичные схемы фор-  

>рования первого впечатления о человеке. Каждая схема "за-  

икается" определенным фактором, присутствующим в ситуа-  

 

щда знакомства. Вьщелякут факторы превосходства, привлека-  

тельности партнера и отношения к наблюдателю., ^  

 

Фактор превосходстве - запускает схему социального вор-  

приятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда на-  

блюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то варк-  

ному для него параметру - уму, росту, материальному положе-  

нию или какому-либо другому). Суть происходящего заключа-  

ется в том, что человек, который превосходит наблюдателя по  

важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь-  

ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об-  

щая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувст-  

вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной  

ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы.  

Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять  

тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.  

 

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схе-  

мы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно при-  

влекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, со-  

стоит в том, что внешние привлекательного человека люди также  

скл^нны переоценивать по другим Важным для них психологи-  

ческим и социальным параметрам.  

 

Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение  

схемы восприятия партера, в основе которой лежит характер  

отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае  

состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или  

разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитив-  

но оценивать и по другим показателям.  

 

На воспрюлие других людей большое влияние оказывает про-  

цесс стереопшизации. Под социальным стереотипом понимается  

устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или  

людях, свойственное представителям той или иной социальной  

группы. Наиболее известны этнические стереотипы - образы ти-  

пичных представителей определенных наций, которые Наделяются  

фиксированными чертами внешности и особенностями характера  

(например, стереопшные представления о чопорности и худобе  

англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь-  

янцев, характерные для напКай культуры).  

 

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы-  

полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри-  

ятия другого человека. Стереотипы представляют собой инстру-  

 

мент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить"  

психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную"  

сферу социального применения. Например, стереотипы активно  

используются при оценке групповой национальной или про-  

фессиональной принадлежности человека.  

 

Одним из результатов стереотипизации восприятия учителя  

является формирование в его сознании модели идеального уче-  

ника. Это такой ученик, который подтверждает собой успеш-  

йНую роль педагога, делая его работу приятной: готовый к со-  

1трудничестеу, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.  

^Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по от-  

? ношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные  

1 достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется само-  

' восприятие ребенка. Например, в исследованиях было показа-  

^ю, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обла-  

1дают более позитивным внутренним отношением к себе по  

1сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом.  

1Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успеха-  

^ t в учебе данного ребенка.  

 

Приведем несколько примеров проявления стереотипа ожи-  

ния в педагогической практике.  

 

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хоро-  

IX учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. "Плохо-  

^ ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала  

понять, что ничего хорошего он от него не жцет. Возникает  

доке: объективно на опрос "плохих" учеников педагог затра-  

ют меньше времени, чем на опрос "хороших", однако в созна-  

 

учителя, подверженного "стереотипу ожидания", ситуация  

ективно воспринимается как обратная, и он искренне счнггает  

> тратит основную долю учебного времени на отстающих.  

 

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при отве-  

к. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает "хо-  

тим", чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убеж-  

Н, что вытягивает именно плохого ученика.  

 

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес  

Ьпевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикует  

^дьше и резче с использованием обобщений: "Опять не вы-  

ил", "Как всегда ты..." и т.д. (163. С. 30-411.  

Изучение трех сторон общения раскрывает их взаимосвязь.  

из них включает в себя определенный способ воздейст-  

 

ewt людей друг на друга (например, заражение, внушение, убеж-  

дение, подражание).  

 

3.1.3. Практические проблемы оптимизации общения  

 

Коммуникация -это обмен информацией между двумя и ббль-  

шим количеством людей. При коммуникации мы совершаем вза-  

имные "поставки" эмсащональных переживаний и ценностных  

представлений. Жесйд, мимику, интонацию,, громкость нашего го-  

лоса, одежду, манеры поведения и т.п. получаптсль информации, в  

первую очередь, анализирует с целью выяснения, что чувствует со-  

беседник постношению к нему: сймпаппо или антипатию. В зави-  

симости at результатов такого анализа он принимает или отвергает  

собеседника как п^тнера по общению.  

 

Посягательство на чувство собственного достоинства и/или  

столкновение с какими-либо ценностными представлениями  

(нормами) в общении, как правило, приводят к трудностям в  

восприятии содержания информации, которую один из собесед-  

ников хотел бы довести до сведения другого.  

 

В общении важную роль играет создание определенного об-  

раза человека (или организации), своеобразного имиджа. Тот,  

кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать  

о йвоем партнере.  

1 .В каком он настроении?  

 

2. Какие у него проблемы?  

 

3. Как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы  

его самооценку и чувство собственного достоинства? ^  

 

4. Как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы,  

чтобы он сделал? 1166. С. 135].  

 

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную  

роль выполняют различные переговоры (это своеобразный ме-  

неджмент в действии). Они требуют предварительной подготов-  

ки. Увереннее себя чувствует тот, кто продумал следующие во-  

просы.  

 

-- Насколько цель партнера по переговорам отличается от  

вашей собственной?  

 

- Насколько пути реализации, которые может выбрать парт-  

нер, отличаются от Вашего варианта?  

 

- Из каких характеристик собственного плана (сроки, сред-  

ства, люди) может исходить партнер?  

 

Насколько широк у него временной горизонт? Располагает  

ли он информацией, которой нет у Вас, или наоборот?  

 

- Какими могут быть представления партнера об организа-  

ционном обеспечении своего варианта решений? 1166. С. 1411.  

 

К достаточно эффективным относятся методы недирективно-  

го ведения переговоров. При этом следует исходить из того что  

необходимо максимально выяснить интересы и мотивы паргне-  

 ра, задавая вопросы типа:  

-Какой вариант Вам больше подходит?  

- Что могло бы сделать предлагаемое решение наиболее  

приемлемым для Вас?  

 

- Каковы Ваши предположения о возможном времени реа-  

лизации рассмотренного плана?  

 

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет ус-  

становление правильной обратной связи. При этом могут быть  

"использованы реплики типа:  

"Если я Вас правильно понял, Вы считаете, что...";  

"Вы думаете, что...";  

"Разрешите, я подытожу...".  

 

Обратная связь - это реакция воспринимающего (словесная  

1яли несловесная) н^ поведение партнера. Это информация не о  

IIOM, что представляет собой тот или иной человек, а в большей  

llMspe о Вас самих в связи с этим человеком.  

""" Иногда контакт с партнером по общению устанавливается  

нь медленно. Для того, чтобы без особого напряжения созда-  

> доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую  

эржательно углубить контакт, необходимо пройти через че-  

е этапа.  

 

1. Переключение от общения с самим собой на общение с  

lepoM. На этом этапе партнер становится важнейшим ком-  

гтом ситуации, происходит перераспределение внимания.  

<ается изучение и оценивание партнера. Прерывается за-  

вается или оттесняется на второй план предыдущая дея-  

-1ость.  

 

2. Установление контакта. Контакт установлен, если оба  

мера уверены в включенности другого в общение. Это чаще  

> осуществляется с помощью невербальных средств (напри-  

направление взгляда, поворот головы, выражение лица  

вньшение дистанции и т.п.). Когда это не действует "вклю-  

:я" слово. Одновременно сигнализируют теми же средства-  

 

ми партеру о выбранном типе ситуации (игровой, рабочий,  

интимный).  

 

Если оба партнера выбирают один и тот же тип ситуации, то  

этим автоматически определяются роли каждого. Благодаря ро-  

лям последующее общение приобретает четкие рамки. Каждый  

знает, что можно ожидать от партнера и что следует делать ему  

самому.  

 

Если же партнеры определяют ситуацию по-разному, возникает  

борьба относительно того, чье понимание ситуации определит ро-  

ли. Выигрывает тот, кто реагирует быстрее и кто лучше владеет  

средствами общения. Бывают споры, где исход предрешен уже до  

того, как опсроется рот, т.е. на невербальном уровне.  

 

3. Поддержание контакта во время передачи основного сооб-  

щения. На этом этапе действуют те же средства, но они оттес-  

нены на дальний план словом, которое поглощает основную до-  

лю внимания.  

 

4. Разрыв контакта. Подготовка к разрыву начинается за де-  

сятки секунд до произнесения последнего слова.  

 

Итак, контакт установлен. Зачастую главной становится та  

информация, которую Вы должны извлечь из контакта. Ее со-  

держание определяется прежде всего тем, кому она больше не-  

обходима.  

 

Руководителю, например, следует иметь информацию не  

только о положении дел, но и о сотрудниках. Для этого необхо-  

димо создать такую систему, которая позволяла бы получать все  

необходимые сведения о сотрудниках, их мнениях и взаимоот-  

ношениях, о событиях, важных для совместной деятельности.  

Подобная система может включать в себя: приёмы регулярного  

ртбора информации; сотрудников, доставляющих такую инфор-  

мацию в доверительном плане; специально организованные  

дискуссии по актуальным проблемам; и т.п. Кроме того, руко-  

водитель должен информировать сотрудников о проблемах, ин-  

тересных и важных для них самих и организации в целом.  

 

Что же хотят знать, в свою очередь, сотрудники? Общего от-  

вета на этот вопрос не существует, так как он зависит от чис-  

ленности организации и уровня ее развития. Лучший способ уз-  

нать интересы сотрудников - это спросить их самих. ^  

 

Интересным, как правило, бывает то, что близко в простран-  

ственном, временном или личностном отношении. Чаще всего  

сотрудников интересует то, что касается их рабочих мест, рабо-  

 

ты, коллег, начальства, заработной платы и т.п. Интересно то,  

что близко во времени и актуально. Действия, разделенные су-  

щественными промежутками времени, теряют связь с настоя-  

щим, и, следовательно, информация о них устаревает.  

 

Заинтересовать человека в чем-то ~ значит способство-  

вать тому, чтобы он мог отождествить себя с некоторой про-  

блемой. Это позволит руководителю привлечь сотрудников к  

<е решению.  

 

Существует ряд тем, по которым руководитель должен ин-  

^формировать своих сотрудников. К таким темам относятся:




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1381
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь