Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



12 страница


мостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен по-  

стоянно совершенствовать применяемые методы воздействия,  

развития и стимулирования саморазвития учащихся.  

 

Методы педагогического воздецствия. В отечестеенной пси-  

холого-недагогической науке выделены два основных вида пе-  

дагогического воздействия на личность ребенка -прямое (от-  

крытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается не-  

посредственное обращение к субъекту с целью предъявления  

ему каких-либо требований или предложений. При косвенном  

воздействии педагог направляет свои усилия на окружение уча-  

щегося, преследуя цель: изменив обстоятельства жизнедеятель-  

ности интересующего его лица, изменить в нужном направле-  

нии и его самого. Так, например, учитель может использовать  

прием воздействия через референтное лицо. В этом случае ре-  

ферентное лицо станет тем "каналом", по которому учителю бу-  

дет нетрудно осуществлять косвенное воздействие на учащихся  

(или учащегося) и добиваться необходимого результата.  

 

Влияние, оказываемое учителем на учащихся, может быть  

различным как по своему характеру, так и по направленности.  

Можно вьаделить: целенаправленное и нецеленаправленное  

влияние педагога. Целенаправленное влияние - результат специ-  

ально организованного педагогом воздействия. Такое влияние  

носит осознанный, преднамеренный, запланированный харак-  

тер. Нецеленаправленное влияние-этю неосознанное, незапла-  

нированное учителем влияние на учащихся, которое может быть  

как позитивным, так и негативным.  

 

Целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога,  

как правило, имеет индивидуально-специфический характер.  

 

Учитель в процессе своего взаимодействия и общения с учащи-  

мися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них,  

осуществляя значимые для школьников преобразования их лич-  

ностных смыслов, мотивов, поведения [13. С. 173-176].  

 

Социально-психологический климат и стили педагогического  

руководства. Социально-психологический климат - это ком-  

плекс психологических условий, благоприятствующих эффек-  

тивной реализации совместной деятельности и всестороннему  

^гармоническому развитию личности в группе. Характер климата  

1> группе во многом определяется стилем руководства (или ли-  

дерства).  

 

1 Различают несколько стилей педагогического руководства  

1утащимися.  

 

1. Авторитарный. При таком стиле руководства учитель сам  

янаст все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каж-  

ю конкретную цель, исходя лишь из собственных установок;  

рого контролирует решение любой задачи и субъективно оце-  

'вает достигнутые результаты. Этот стиль руководства являет-  

средством реализации тактик диктата и опеки, и в случае  

отиводействия школьников властному давлению учителя, ве-  

г к конфронтации. .  

2. Попустительский (анархический, игнорирующий). Такой  

яль руководства характеризуется стремлением педагога не  

атъ на себя ответственность. Формально выполняя свои обя-  

тоости, учитель, применяющий подобный стиль, пытается са-  

>устраниться от руководства коллективом школьников, избе-  

троли воспитателя, ограничивается выполнением лишь пре-  

Навательской функции. Указанный стиль руководства являет-  

"средством реализации тактики невмешательства, в основе  

йрой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами  

Ильной жизни.  

 

^Демократический стиль. При этом стиле руководства учи-  

ь ориентирован на развитие активности учащихся, привлече-  

каждого у решению общих задач. Основу управления в дан-  

случае составляет опора на коллектив класса. Демократичен  

^ стиль руководства учащимися - единственно возможный  

?об организации реального сотрудничества педагога и  

яьников.  

 

111роцесс общения и взаимодействия коллектива учителей с  

активом учащихся очень сложен. Здесь сказываются объек-  

 

тивные и субъективные факторы (учителя отличаются друг от  

друга не только по опыту, возрасту, стажу, но и по отношению  

к работе, к ученикам, по характеру, темпераменту и т.д.). Экс-  

перименты показали, что очень часто стиль и характер отноше-  

ний между учениками определялся характером отношений меж-  

ду учителями. Если ученики ориентируются прежде всего на  

личностные, индивидуально-неповторимые черты учителя, то  

педагоги сначала указывают черты, связанные с чисто профес-  

сиональными навыками и умениями [13. С. 177-183].  

 

Результатом возрастания авторитета личности учителя явля^  

ется признание за ним права принимать значимые для школь-  

ников решения. Авторитет роли, авторитет власти, не подкреп-  

ленный авторитетом личности учителя, может оказывать на уча-  

щихся деморализующее влияние.  

 

Условно можно выделить следующие стадии становления от-  

ношений авторитетности при взаимодействии со "значимым  

другим":  

 

1) источник информации. Взаимоотношения основаны на  

том, что значимость одного индивида для другого определяется  

тем, насколько другой способен поставлять интересующую ин-  

формацию;  

 

2) референтное лицо. В основе авторитетности в этом случае  

лежит важность оценки, которую может вьщавать другой чело-  

век (оказывающийся референтным);  

 

3) авторитетное лицо. Именно авторитетному лицу авансиру-  

ется доверие, его мнение признается изначально верным, вос-  

принимается как прямое руководство к действию. На этой ста-  

дии значимыми являются большинство составляющих личност-  

ностиавторитетногочеловека[13.С.186-1881.  

 

. Роль педагога в органюац-жизведеятелъности учебной груп-  

пы* Личностные и воспитательные цели могут быть достигнуты  

учителем лишь тогда, когда он в своей профессионально-педа-  

гогической деятельности опирается на поддержку ученического  

коллектива. Основу такой поддержки может составлять пра-  

вильно построенная работа педагога с активом класса. При  

формировании актива класса необходимо учктышть:  

 

i 1) мнения учащихся (они могут быть выявлены, например,  

путем социометрического опроса);  

 

2) желания и способности учащихся, являющихся кандидата-  

ми (подобные желания можно определить в беседе с учащимся,  

 

а способности - предложив выполнить определенные поруче-  

 

^ния);  

 

3) совместимость и срабатываемость кандидатов в актив  

класса с учителем (оценить это возможно на основе предвари-  

: тельного предметного взаимодействия).  

 

1 В своей деятельности учитель, опираясь на официальную  

^структуру класса, должен учитывать тот факт, что ученический  

1^оллектив отличается интенсивным процессом формирования  

^различных по своему характеру и направленности неофициаль-  

1ных группировок, которые оказывают порой значительное  

^влияние на становление личности отдельных школьников и  

1витие всей учебной группы в целом [13. С. 1981. Одной из  

рм конструктивного использования указанного влияния мо-  

г быть привлечение лидеров неформальной структуры груп-  

("ядро" группы) в ее актий. Исследования показывают, что  

t выше "пересечение" ядра и актива группы, тем выше (при  

зчих равных условиях) уровень развития межличностных от-  

дений этой группы.  

 

Мехлнчностиые отвошения в педагопческом коллективе.  

^коллектив имеет ряд специфических особенностей:  

1) решает свои задачи внутри более широкой общности;  

3) учителя-предметники обладают ограниченными возмож-  

Цгтями взаимодействия между собой;  

 

3) эффективность деятельности педагогического коллектива  

ределяется преемственностью ступеней обучения.  

рОоциально-психологические характеристики педагогическо-  

1 коллектива во многом определяются тем, как учитываются в  

Й^анизацииего деятельности эти специфические особенности.  

Ш Важнейшей интегральной социально-психологической ха-  

1к*еристикой учебного педагогического коллектива является  

Цшвшшкэпь. Она проявляется в следующем:  

^^согласованности функционально-ролевых ожиданий;  

1^) денностно-ориентационном единстве;  

1^) коллективистской идентификации;  

 

"^адекватном возложегаш 'ответственности при успехах и не-  

1тахсовместнойдеятельности113.С.211- 2121.  

Цокласованность функционально-ролевых ожиданий (СФРО) ~  

^^эюдство предотавлений о том, чтб и в какой последовагельно-  

^йлжен делать каждый из членов группы при реализации об-  

'ущя всех цели.  

 

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - единство ус-  

тановок и ценностных ориентаций сотрудников школы. Это -  

сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни  

коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям  

и задачам деятельности. К достижению ценностно-ориентаци-  

онного единства группа приходит в результате активной совме-  

стной деятельности.  

 

Ценностно-ориентационное единство проявляется, в частно-  

сти, в фактах опосредствования индивидуальной деятельности  

педагогов ценностным содержанием предмета их совместной  

деятельности - учащихся.  

 

Совместная работа в хорошем учебно^воспитательном кол-  

лективе предполагает, что взаимоотношения, возникающие в  

педагогическом процессе, опосредствованы целями, организа-  

цией и ценностями учебно-воспитательной деятельности.  

 

Важным условием поддержания здорового психологического  

климата в педагогическом коллективе является согласованность  

позиций учителей в отношении значимости для 'учащихся каж-  

дого предмета, представленного в учебном плане школы.  

 

Коллективистская вденТификация^КИ) предполагает отно-  

шение учителя к с^оим коллегам; как к самому 'себе, строящее-  

ся на высоких нравственных принципах^ Такая идентификация  

лежит в основе гуманных отношений в учительской среде, явле-  

ний взаимопомощи, товарищеской солидарности. Она обнару-  

живается не только в условиях профессиональной деятельности,  

но и в повседневной жизни (13. С. 214-216].  

 

А Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  

ЛИЧНОСТИ  

 

. "Человек, словно в зеркаяе мир,  

многолик  

 

Он ничтожен и, все же, безмерно  

велик"  

Омар Хайям  

 

14.1. Феноменология, структура и динамика  

1' --личности   

 

1 - '  

 

ЦВ обиходе нашей речи часто фигурирует такое понятие, как  

теть: личность профессионала, личность ученика, творче-  

личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы  

йзумеваем некоторое своеобразие поведения, оригиналь-  

ьмьпЬления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций,  

ражения, морально-этических ценностей) и т.п.  

И психологии существуют различные подходы к описанию и  

1йнманию личности. При этом она рассматривается как:  

11) некоторое психофизиологическое, единстао, включающее  

^ическое и социальное окружение;  

 

II) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчи-  

Ц особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субь-  

1>^ самим собой, а также в поведении> высказываниях, огао-  

1йиих нему со стороны других людей;  

р) определенный тап (или их сочетание) с характерными  

IGOHHOCTJZMH поведения;  

 

114) система конструктов. Конструкт - это своеобразная оце-  

^Кюяосъ (например, плохой-хороший). Он представляет со-  

Ц элементарйую единицу нашего восприятия, отношения и  

ЦГп конторой соединены объективные сведения и субъектив-  

1'йнтерпретация их;  

 

1>) система личностных смыслов, индивидуальных способов  

адочения внешних впечатлений и внутренних пережива-  

При этом подходе ориентируются на содержание потреб-  

10-мотивационной сферы;  

 

деятельное Я субъекта, система планов, отношений, на-  

юнности, смысловых образований, корректирующих его  

едение;  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1595
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь