Психология агрессии



25 страница


0Лири и Денджеринка (ОТеагу ОепеппЬ, 1973).  

 

В этом эксперименте у испытуемых был противник, применявший в ходе се-  

анса одну из четырех возможных стратегий. В первом варианте (<усиление ин-  

тенсивности физического воздействия>) он, следуя указаниям, увеличивал назна-  

ченную для испытуемого мощность электрического разряда. Во втором варианте  

(<снижение интенсивности физического воздействия>) противник придерживал-  

ся противоположной программы, начиная с разряда высокой мощности и посте-  

пенно уменьшая ее. В третьем варианте (<физическое воздействие высокой ин-  

тенсивности>) он выбирал высокое напряжение для всех случаев, а в четвертом  

(<физическое воздействие низкой интенсивности>) - очень низкое. На основа-  

нии предшествующих исследований предполагалось, что испытуемые в каждой  

группе будут отвечать взаимностью, выбирая точно такую же мощность разряда,  

какой она была у партнера. Результаты показали абсолютную верность предпо-  

ложений. Испытуемые в группе <усиление интенсивности физического воздей-  

ствия> отвечали разрядами большой мощности, в группе <снижение интенсивно-  

сти физического воздействия> - менее мощными, а в группах <интенсивное  

физическое воздействие> и <физическое воздействие низкой интенсивности> по-  

вышали и понижали напряжение в соответствии с действиями противника. Ко-  

роче говоря, их реакции были в высшей степени подобны. Главное следствие  

этого эксперимента, конечно, тот факт, что прямая провокация физическими дей-  

ствиями зачастую вызывает аналогичный ответ и является мощным стимулято-  

ром открытой агрессии.  

 

Вербальная провокация тоже способна актуализировать агрессивные дейст-  

вия, словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием. Как  

все мы знаем из личного опыта, <убийственные> комментарии и едкие замечания  

могут ранить едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда  

такие комментарии делает человек, чье мнение мы ценим, или когда с их помо-  

щью нас унижают в присутствии других людей, это может оказаться чрезвычай-  

но неприятным переживанием. То, что такие действия часто вызывают мощную  

Контратаку, было продемонстрировано во многих лабораторных экспериментах  

(Поппегвеш, Воппегзеш Еуапа, 1975; Оееп, 1968; ШсЬапоп, ЬеопагВ, Тау1ог  

НаттосЬ, 1985; УЯэоп Коегз, 1975), в которых испытуемые, оскорбленные  

Другим человеком, готовы были наказать его электрическим разрядом высокой  

 

Участник А оскорбляет участника Б  

 

Б отвечает А оскорблением на оскорбление  

 

А и Б ссорятся  

 

Угрозы и контругрозы  

 

Физическое нападение  

 

с. 4. 5. Модель взаимодействия, которое может привести к физическому нападению, включает в  

.я перерастание вербальной агрессии в физическую.  

 

1щности или каким-то другим образом. Эти результаты объясняют, почему ин-  

денты, начавшиеся с насмешек или обмена оскорблениями, могут быстро пере-  

стать в свирепые драки.  

 

В исследовании Фельсона (Ре15оп, 1982, 1984) можно найти пример того, ка-  

:м образом угрозы и оскорбления переходят в физическое насилие. Анализируя  

лицейские сводки о преступлениях с применением насилия и опрашивая мно-  

х людей о их личном опыте столкновения с насилием, Фельсон выявил типич-  

ю модель перехода конфликта в стадию физического насилия (в некоторых  

учаях убийства или нанесения тяжких телесных повреждений). Изображенная  

рис. 4. 5 модель взаимодействия, ведущего к физическому насилию, включает  

едующие фазы: оскорбление со стороны одного участника и ответ другого ве-  

т к конфликту на вербальном уровне, далее за угрозами следует физическое  

падение. Фельсон и Стедман (Ре15оп еатап, 1983) резюмировали резуль-  

гы своих исследований перерастания словесной перебранки в драку и убийство  

кими словами: <Представляется, что именно месть не дает погаснуть и, более  

го, разжигает конфликты, в которых агрессивные действия обеих сторон и веро-  

ность смертельного исхода потерпевшей стороны сплетаются в единый узел>.  

1нные Фельсона подчеркивают также важнейшую для данной главы мысль:  

рессия есть процесс взаимодействия по меньшей мере двух людей. Как мы  

верждали ранее, агрессия возникает не в социальном вакууме, но в ответ на  

альные или воображаемые действия и намерения других людей.  

 

ЭЧЕМУ ЛЮДИ МСТЯТ  

эяд ли вас удивит высказывание, что большинство людей агрессивно реагируют  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ 139  

 

сказать, что это старая истина - не значит объяснить, почему люди склонны  

отвечать на нападение нападением. Нельзя сказать, что такую реакцию можно  

отнести к роду адаптивных, напротив, она нередко приводит к эскалации конф-  

ликта и дальнейшему ущербу. Итак, почему же именно месть является наиболее  

вероятной реакцией на нападение?  

 

Месть как защита  

 

Давая простое объяснение нашей склонности реагировать на атаку контратакой,  

мы говорим о защитной реакции - эквивалентными действиями мы обороняемся  

от возможного причинения нам вреда. Денджеринк и Ковей (ОепеппЬ Соуеу,  

1983) в теории <бегства> для ответной агрессии предположили, что такое поведе-  

ние представляет собой <инструментальную попытку модифицировать поведение  

другого человека>. В сущности, бегство или уход от ситуации может служить не-  

гативным подкреплением агрессии. Если мы мстим напавшему на нас, мы можем  

рассматривать как вознаграждение за свои собственные действия прекращение  

агрессивного поведения с его стороны. Аналогичным образом наша агрессия, на-  

правленная на того, от кого мы ожидаем возможных неприятностей, может рас-  

сматриваться как вознаграждение, если удержит противника от нападения.  

 

По данным экспериментов, уже одна мысль о том, что другой человек хочет  

причинить нам вред, может оказаться адекватным стимулом агрессии. Восприя-  

тие враждебных или миролюбивых намерений другого человека может оказать-  

ся так же важно, как его реальные намерения. Если мы считаем, что некто хочет  

тем или иным образом причинить нам зло, мы скорее всего приготовимся к кон-  

тратаке. Представьте себе, например, что вы проснулись среди ночи и обнаружили,  

что кто-то с пистолетом в руке крадется вдоль стены вашего дома. Увидев, что  

незнакомец приблизился к дверям, вы лихорадочно начнете искать подходящий  

предмет, чтобы защититься. Когда <злоумышленник> позвонит в вашу дверь, вы  

усомнитесь в его намерениях. Тем не менее у дверей вы вооружитесь зонтиком. К  

счастью, прежде чем вы успеете нанести удар, незнакомец вытащит из кармана  

полицейский жетон и представится детективом, проверяющим сообщение, что в  

окне соседнего дома промелькнул незнакомец. Какое облегчение выяснить, что  

человек, которого вы уже считали своим убийцей, на самом деле преисполнен  

благих намерений! Этот пример показывает, что восприятие ситуации или ожида-  

ния являются существенными детерминантами агрессии.  

 

Прежде чем мы действительно ощутим угрозу в поведении потенциального  

агрессора, мы должны расценить его поведение как агрессивное. И первым нашим  

вопросом будет: какие факторы заставляют нас расценивать те или иные дей-  

ствия как агрессивные? В иследованиях, посвященных этому вопросу, испытуе-  

мым предлагали различные описания одного и того же происшествия. Затем ис-  

пытуемых просили оценить виновника происшествия по нескольким показателям,  

среди которых была и агрессивность. В целом непреднамеренное причинение  

Ущерба или деструктивные действия в целях самозащиты (например, в ответ на  

совершенную ранее провокацию) не так часто классифицировались как негатив-  

ные или агрессивные, в отличие от намеренных или неспровоцированных дей-  

ствий (ВегЬзт, Мие11ег, ЗсЬпеЯ Ра(1Ьег , 1986; Сагрепег Ваг1еу, 1978; Рег-  

Ч5оп Ки1е, 1983; Нагуеу Епг1е, 1978; Нога4 Ваг1е1с, 1978; Капе, ерЬ  

 

Тег1рС1 107Д. Т ,<.<аЬ- ТЭ,11я Я, Т)гУе 1ай0 Мчгпгпопт, тат-почсоя  

 

 

 

с. 4. 6. Агрессии способствует не только реальное, но и кажущееся (мнимое) нападение.  

 

дпеууеЬег, 1982). Эти результаты не протеворечат данным из рассмотренных  

[ше экспериментов, указывая на реальное нападение как на значимую причину  

рессивного поведения. Таким образом, разрушительное поведение, не являюще-  

я реакцией на предшествующую провокацию, скорее всего будет расценено как  

рессия и получит агрессивный отпор.  

 

Люди реагируют агрессивно при наличии малейших признаков агрессивных  

мерений у другого человека, даже если их в действительности не атакуют (Ер-  

№ ТауЬг, 1967; СаеЬе1еш Нау, 1974; ОЫзисЫ КатЬага, 1985; Тау1ог,  

лшИсЬ СтеепЬег, 1979). Одной мысли о том, что другие имеют враждебные  

мерения, зачастую достаточно, чтобы вызвать неприкрытую агрессию. Это вы-  

зительно продемонстрировано в эксперименте, проведенном Гринуэллом и Ден-  

(еринком (Сггеепуе11 ВепеппЬ, 1973).  

Экспериментальная процедура данного исследования была аналогична проце-  

ре, разработанной 0Лири и Денгеринком (0Ьеагу ОепдеппЬ, 1973): студен-  

[ колледжа состязались с фиктивным противником в выполнении заданий на  

емя реакции. Необходимую информацию они считывали с ряда сигнальных  

мп, показывающих, что противник либо увеличил мощность электрического  

зряда, используемого в качестве наказания, либо оставил прежнюю невысокую  

<щность. Половина испытуемых каждой группы была <наказана> действитель-  

более мощным разрядом электрического тока, для другой половины мощность  

тавалась на прежнем уровне. Исследователей интересовало, побудит ли испы-  

емых мнимое намерение противника к тем же действиям, что и реально полу-  

нный удар током? Результаты эксперимента это подтвердили; более того, обна-  

 

жилось, что для выбора мощности ответного разряда намерения противника  

жнее, чем мощность разрядов, получаемых от него. В варианте, в котором сиг-  

 

льные лампочки информировали об увеличении противником мощности элект-  

[ческого разряда, испытуемые, независимо от того, был ли полученный разряд  

лее мощным или оставался на прежнем уровне, выбирали для ответного разря-  

более высокое напряжение. А если приборы показывали, что мощность элект-  

[ческих разрядов, назначаемых противником остается постоянной, испытуемые  

увеличивали мощность ответных разрядов, даже когда интенсивность получа-  

1ых ими разрядов на самом деле росла. Комментируя эти результаты, Гринуэлл  

Денджеринк (СгеепеП ПепеппЬ, 1973) отмечают: <... несмотря на то что  

падение является важным стимулом для актуализации агрессивного поведения,  

 

едставляется, что физический дискомфорт, который испытывает индивид, имеет  

 

меньшее значение, чем символическая составляющая нападения>. Короче говоря,  

явные мотивы поступков другого человека или его намерения - особенно когда  

они в принципе провокационны - зачастую могут гораздо сильнее влиять на  

наше стремление направить против него агрессию, чем сам характер этих дей-  

ствий (для иллюстрации этого см. рис. 4. 6).  

 

Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других  

 

Мы начали этот раздел о вербальных и физических нападениях с описания гипо-  

тетической ситуации, где продавец довел вас до белого каления тем, что оскорблял  

вас и критиковал ваш вкус. Предположим теперь, что несколько людей стали  

свидетелями этой сцены. Что вы почувствуете в этом случае? Вероятно, в таких  

обстоятельствах инсинуации продавца будут еще обиднее, а ваша реакция станет  

для вас еще важнее. Вы, вероятно, захотите доказать и продавцу и покупателям,  

что ваш вкус не плох и что критика была несправедливой. Подоплекой вашего  

ответа на оскорбления продавца, видимо, будет стремление не уронить свое досто-  

инство в глазах других и восстановить образ человека с хорошим вкусом. Ряд  

исследователей утверждает, что такое желание восстановить или произвести бла-  

гоприятное впечатление часто является той силой, которая подвигает отомстить в  

ответ на вербальные или физические выпады (Ре15оп, 1978, 1982; Ме1Ьиг,Те-  

(1е5сЫ, 1989; Тес1е5сЫ, 1984).  

 

Желание произвести или сохранить благоприятное о себе впечатление может  

породить разные способы агрессивного реагирования. Во-первых, как в выше-  

приведенном примере, человек может проявлять мстительность исключительно в  

присутствии других людей, то есть когда есть на кого произвести впечатление  

(Ре15оп, ШЬпег 81ее1, 1984). Во-вторых, жертва, для которой отрицать факт  

причинения морального или физического ущерба не имеет смысла, но которая не  

хочет оказаться в роли проигравшего, может попытаться вернуть свое доброе  

имя с помощью возмездия СУогсЬе1, Агпо1с1 Нагпвоп, 1978). И наконец, стрем-  

ление произвести впечатление может рассматриваться как общая тенденция отве-  

чать на нападение эквивалентной реакцией (оппе5<:еш НаШе1с1, 1982; Нат-  

тосЬ, Козеп, К.1сЬагс15оп Ветеш, 1989; 0Ьеагу ОепегшЬ, 1973). Отвечая  

<ударом на удар>, человек будет выглядеть в глазах окружающих справедливым  

и честным, а это позитивный образ.  

 

Обучи и Камбара (ОЬЬисЫ КатЬага, 1985) утверждают, что, согласно тео-  

рии мести как способа не уронить свое достоинство в глазах других, на реакцию  

жертвы должно влиять, осознает ли нападающий, как, успешно или нет, заверши-  

лась начатая им атака. Если преднамеренная атака закончилось для нападающе-  

го неудачей, уровень агрессии, адресованной <палачу>, должен быть выше, если  

<палач> не знает о своем промахе. Для проверки этого предположения исследо-  

ватели пригласили японских студенток участвовать в эксперименте, включающем  

уже известную вам процедуру <учитель-ученик>. В случае, когда эксперимен-  

тальные условия подразумевали <физическое воздействие высокой интенсивнос-  

ти>, ученицы-испытуемые видели сигнал обратной связи, показывающий, что ис-  

пытуемая, игравшая роль учительницы, намерена выбрать разряд очень высокого  

напряжения. Однако часть испытуемых на самом деле получала слабый разряд.  

Перед тем как поменяться ролями (эта ситуация дала бы им возможность покви-  

таться), испытуемым говорили, что по условиям завершившейся стадии экспери-  

 

сои,ИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

ента сообщение о мощности разряда и реальная мощность были прямо противо-  

зложны. Половину испытуемых убеждали в том, что <учительница> тоже узна-  

1 об этой обратной зависимости. Как и предполагалось, испытуемые выбирали  

13ряды меньшей мощности для той <учительницы>, которая осознала, что интен-  

1вность физического воздействия неожиданно оказалась низкой, а не той, кото-  

м якобы оставалась в убеждении, что сумела причинить физический ущерб. Эти  

гзультаты подтверждают жизнеспособность трактовки ответной агрессии как  

юсоба не уронить свое достоинство в глазах других, так как испытуемые, знав-  

ие, что обидчице известно о неудачной атаке, не приобретали образ, рассматрива-  

1ый другими как негативный (образ проигравшей), который нужно было бы  

енять. Кроме того, жестокая месть кажется несправедливой, когда и жертве, я  

ждчице известно о низкой интенсивности изначального физического воздей-  

вия,  

 

АРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА  

БЪЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИИ  

 

[ы уже знаем, как поведение и намерения потенциального объекта агрессии мо-  

"1 влиять на поведение агрессора. Ничего удивительного нет в том, что люди  

слонны мстить, считая, что кто-то причинил им вред или хотел это сделать. Но  

рно также и то, что агрессивные намерения нападающего могут быть обусловле-  

л простейшими физическими характеристиками потенциальной жертвы. В этом  

1зделе мы рассмотрим результаты экспериментов, показывающих, как пол и раса  

уьекта могут влиять на актуализацию агрессивных реакций.  

 

ОЛ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ  

 

большинстве случаев данные исследований, в которых манипулируемой пере-  

гннои был пол объекта, подтверждают широко распространенное мнение, что  

енщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подверга-  

гся, то интенсивность физического воздействия будет ниже (РгосН, Масач1ау  

оте, 1977). Такие результаты были получены во многих экспериментах, исполь-  

тощих различные процедуры, методы измерения агрессии и разные выборки  

:пытуемых (Ви55, 1966а; Тау1ог Ераеш, 1967). Тенденция к меньшему прояв-  

;нию агрессии по отношению к объектам женского пола часто интерпретируется  

1К <рыцарство>, как отражение социализированного запрета причинять вред  

енщинам. <Неприемлемость> агрессии по отношению к женщине, особенно со




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 816
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь