Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



26 страница


синий цвет) прекращается активность человека и, наобо-  

рот, днем (ярко-желтый цвет) деятельность человека, его  

активность стимулируются. Эти гетерономные цвета рас-  

сматриваются М. всЬег как неподконтрольные челове-  

ку. Два других базисных цвета - красный и зеленый -  

рассматриваются как автономные, саморегулирующие.  

 

226  

 

227  

 

При этом красный цвет символизирует нападевие, а зе-  

леный - защиту.  

 

Помимо критериев гетеро- и автономности. М. Ьй5С-  

Ьег пользуется еще факторами активности и пассивности.  

Синий цвет - гетерономно-пассивный, желтый - гете-  

рономно-активный, красный - автономно-активный, зе-  

леный - автономно-пассивный. Таким образом, цвета свя-  

зываются с жизнедеятельностью человека и функциони-  

рованием личности. Выбор цвета в пределах основных  

цветов относится к сознательной сфере психики, в пре-  

делах дополнительных цветов и оттенков связывается с  

бессознательной сферой.  

 

Вопрос о возможностях применения теста Люшера  

патопсихологии представляется нам спорным и реше-  

ние его не может быть однозначным. Создаваемая в про-  

цессе исследования ситуация выбора цвета является весь-  

ма специфичной и не может отождествляться с пове-  

денческой реакцией обследуемого в любой ситуации  

вообще. Такая расширительная трактовка совершенно не-  

правомерна. Более того, известные трудности представ-  

ляет оценка самого акта выбора. Выбор цвета - слож-  

ная форма деятельности, зависящая от ряда существен-  

ных моментов, переменных, имеющих важное значение  

будучи взятыми по отдельности и в различных сочета-  

ниях. К. МёП1 (1961) совершенно справедливо указыва-  

ет, что в настоящее время мы еще не можем достаточно  

полно оценить реакцию выбора. Ссылаясь на исследо-  

вания самого М. ЬихсЬег и М. РПег, К. МеШ говорит о  

том, что выбор в ситуациях, моделируемых с помощью  

тестов Люшера и Пфистера (тест цветных пирамид) за-  

висит не только от реакции на цвет. На него оказывает  

влияние ситуация, в которой он происходит. Выбор цвета  

существенно зависит от мотивов деятельности (нужно  

ли что-то сделать с цветной карточкой или нет), от того,  

из какого количества цветных карточек обследуемый  

производит выбор - из двух или из большего количес- .  

тва. Можно лишь утверждать, считает К. МеШ, что су-  

 

228  

 

шествует завис>>н>сть выборб цвета от настроения.  

В. П. Урв>ицев (1981) пишет о том, что на предпочте-  

ние того или иного цвета <ж)яют слишком многие фак-  

торы, включающие как особенности цветового стиму-  

ла, так и индивидуально-типологические особенности  

человека. Так, к особенностям стимула автор относит  

влияние утомляемости и адаптации на эмоциональную  

оценку цвета, размеры цветного образца, аффективный  

контраст при рассматривании серии хроматических об-  

разцов, отличающихся по аффективному значению, цвет  

фона, насыщенность и яркость цветного образца. К осо-  

бенностям восприятия цвета, зависящим от обследуе-  

мого, по Л. П. Урванцеву, относятся индивидуальная  

аффективная чувствительность к цвету, возраст, социо-  

культуральные характеристики, пол, эмоциональное со-  

стояние в момент исследования (например, спокойное  

состояние или психическая напряженность). Большин-  

ство из этих факторов в тесте Люшера не учитываются,  

что ни в коем случае не компенсируется его строгой стан-  

дартизацией.  

 

Еще более сомнительными являются теоретические  

обоснования теста Люшера. Как и все другие автори-  

тетные специалисты в области психодиагностики,  

К. МеП1 пишет о том, что необходимое условие исполь-  

зования теста в практике - это тщательная научная раз-  

работка его основ. В основе теста Люшера не лежит ка-  

кая-либо серьезная научная теория.  

 

Приведенные выше рассуждения М. ЬйхсЬег относи-  

тельно структуры основных цветов основаны на сугубо  

мифотворческой символике и могут рассматриваться как  

спекулятивные. .1. Ое 7.еегм (1957), анализируя тест Лю-  

шера, пишет о том, что некоторые эмпирические дан-  

ные, особенно полученные в клинике психических забо-  

леваний . риггег (1953). представляются ценными, ин-  

тересными, но теория М. ЬихсЬег в большей своей части  

неприемлема; и тест и интерпретация получаемых с его  

помощью данных нуждаются в объективизации.  

 

229  

 

Приведенное выше не является поводом для полно-  

го отказа от теста Люшера. Отрицая вожможность ис-  

пользования его для получения сколько-нибудь полной,  

развернутой характеристики личности, следует подтвер-  

дить возможность его применения для оценки эмоцио-  

нальной сферы личности. В связи с этим определенный  

интерес представляют показатели функции цвета, отра-  

жающие субъективное восприятие цвета обследуемым.  

Такой подход раскрывает достаточно интересные пер-  

спективы использования теста Люшера в патопсихоло-  

гии для сравнения различных аффективных состояний  

и индивидуальных и особенно групповых исследовани-  

ях. Здесь тест Люшера может объективно показать ди-  

намику эмоционального состояния больного и, возмож-  

но, его глубину.  

 

В последние годы появились основанные на науч-  

ном клинико-психологическом подходе эксперименталь-  

ные работы, в которых использовался тест выбора цве-  

та Люшера. Так, С. Н. Боков (1988) применил методи-  

ку Люшера для изучения аффективности больных пара-  

ноидной шизофренией. Им была показана возможность  

использования этой методики для диагностики динамики  

мотивационных нарушений у больных и установлено на-  

растание мотивационной дезорганизованности (амоти-  

вационности) по мере увеличения срока давности забо-  

левания. Сходные с этими результаты были получены  

несколько ранее и В. А. Москвиным (1987), применив-  

шим тест Люшера у больных непрерывно-прогредиент-  

ной шизофренией и возбудимых психопатических лич-  

ностей и показавшем возможность использования ме-  

тодики для диагностики нарушений целеобразования,  

однако в его работе, в отличие от первой, не применял-  

ся динамический подход к оценке результатов.  

 

Н. В. Агазаде (1988) методика Люшера была приме-  

нена с целью выявления суицидальных тенденций. Ав-  

тор указывает на то, что у здоровых испытуемых без  

аутоагрессивных переживаний цветовая пара эталонов  

 

230  

 

№ № 3 и 4 (красный и желтый цвета) встречается во  

второ воловине раскладки довольно редко (4-10%), в  

то время как при суицидальных явлениях - более, чем  

у вея-яны испытуемых. Помимо этого, нередко на-  

блмашмсь также выраженная негативная эмоциональ-  

-у-хкия при выборе большей части цветовых этало-  

нов с высказываниями о неприятности всех предлагае-  

мых цветов.  

 

Т. А. Айвазян и И. А. Таравкова (1990), использо-  

вав цветовой тест Люшера в комплексном психолого-  

диагностическом обследовании больных гипертоничес-  

кой болезнью, делают вывод о возможности его приме-  

нения в качестве скрининг-теста для выявления группы  

больных с более высоким уровнем невротизации, тре-  

воги, наиболее нуждающихся в проведении психотера-  

певтического вмешательства. При этом авторы указы-  

вают на необходимость проведения дальнейших работ  

по валидизации методики.  

 

Л. Н. Собчик (1990) на основе теста Люшера пред-  

ложила метод цветовых выборов (МЦВ). Обоснование  

метода подробно изложено во втором выпуске серии  

<Методы психологической диагностики> (1990). Осущес-  

твлена попытка выявлять при помощи МЦВ прежде всего  

гипер- или гипостенический тип реагирования. Представ-  

ляют практическую ценность рекомендации по опреде-  

лению уровня тревожности при помощи МЦВ. Если ос-  

новные цвета, к .которым относятся первые четыре, за-  

нимают одну из трех последних позиций ряда, это сви-  

детельствует о неудовлетворенности той или иной по-  

требности, которая становится источником неудовлетов-  

ренности. По тому, расположены ли основные цвета на  

последних позициях, оценивается тревога. На показа-  

тель тревоги влияет также появление дополнительных  

цветов (6, 7, 0) на одной из трех первых позиций. Тре-  

вога вычисляется в баллах по специальной схеме, ее мак-  

симальный показатель - 12 баллов.  

Комбинация из 2, 3 и 4 цветов (в любой последова-  

 

231  

 

тельности) называется <рабочей группой>, расположение  

ее в начале ряда выявляет хорошую работоспособность.  

<Разбитая> рабочая группа свидетельствует о снижении  

работоспособности.  

 

Представляют интерес данные, полученные при по-  

мощи МЦВЮ. А. Александровским, Л. Н. Собчик (1993)  

при исследовании здоровых лиц с гармоничным скла-  

дом личности, акцентуированных личностей, больных  

неврозами и неврозоподобными (патохарактерологичес-  

кими) развитиями. Для здоровых характерными были  

предпочтение основных цветов, отсутствие показателей  

тревоги. Для акцентуированных личностей и лиц с добо-  

лезненным эмоциональным напряжением характерны  

расположение цветов 6, 0, 5 или 7 на первых позициях,  

сдвиг рабочей группы пяраво. При невротических состо-  

яниях цвета 6,0,7,6,0 или 6,7-на первых позициях.  

Рабочая группа разбита, основные цвета - на последних  

позициях. При патологических развитиях наблюдается  

соединение ахроматических и основных цветов на пер-  

вых позициях, неполностью собрана рабочая группа, ос-  

новные цвета могут оказаться в индифферентной зоне  

(5-я-6-я позиции).  

 

Подводя итоги исследований по МЦВ больных шизо-  

френией и пограничными психическими расстройствами,  

Л. Н.Собчик делает вывод о том, что методику нельзя счи-  

тать стандартизованной.  

 

В. М. Блейхер, С. Н. Боков (1994) применили сокра-  

щенный (восьмицветный) вариант теста Люшера для  

изучения связи функционального состояния отделов ве-  

гетативной нервной системы и выбора цвета. Результа-  

ты проведенного ими исследования позволяют сделать  

вывод о том, что существует определенная связь между  

преобладающим функциональным состоянием различ-  

ных отделов ВНС и выбором цвета: при преобладании  

парасимпатических влияний достоверно чаще предпоч-  

тение отдается зеленому, симпатических - желтому  

 

цвету.  

 

Определение степени приятности отдельных хрома-  

тических цветов. Методика предложена К. А. Рамулем  

(1958, 1966) и относится к группе <методов впечатления>.  

Материалом изучения являются переживания обследуемо-  

го, вызванные какими-либо раздражениями или впечат-  

лениями. Методика направлена на исследование эмоцио-  

нальной сферы личности. Она основана на определении  

обследуемым степени приятности демонстрируемых ему  

цветных карточек, окрашенных в основные хроматичес-  

кие цвета.  

 

Возможны несколько вариантов методики.  

В одном из вариантов цветные карточки предъявляют-  

ся одновременно, будучи расположенными на одном фо-  

новом листе. Обследуемый должен выбрать наиболее при-  

ятный ему цвет. Иногда задание состоит в выборе прият-  

ных для обследуемых комбинаций цветов. Этот вариант  

близко подходит к тесту Люшера, так как в сущности для  

обследуемого создается ситуация выбора.  

 

Во втором варианте методика не включает элементы  

выбора цвета, хотя сравнение отдельных цветов, не пред-  

усмотренное инструкцией исследующего, и здесь имеет-  

ся. Обследуемому демонстрируют цветные карточки по  

отдельности и предлагают каждый хроматический цвет  

оценить по следующей системе: очень приятно (+3), при-  

ятно (+2), в слабой степени приятно (+1), безразлично  

(0), в слабой степени неприятно (-1), умеренно неприятно  

(-2), очень неприятно (-3).  

 

Исследование проводится с помощью специального на-  

бора карт (цветной квадрат на белом фоне). Оценка коли-  

чественная.  

 

Этой методикой мы (совместно с И. В. Борисовым,  

1969) изучали субъективное восприятие цвета в патоло-  

гии, при эпилептических дисфориях. С этой целью по  

каждому цвету были разработаны такие показатели, как  

средний показатель степени приятности цвета у здоро-  

вых контрольной группы (С .), у больных эпилепсией вне  

дисфорий (С и при дисфориях отрицательного (С) и  

 

233  

 

232  

 

положительного (С ) аффективного тона. Кроме того,  

по формуле:  

С,-С,  

 

III, Псятопсихологи-  

ческая семмотика  

 

определялся показатель Д С, характеризующий разницу в  

оценке приятности цвета для больного при аффективном  

сдвиге.-  

 

Методика пригодна для исследований как отдельных  

больных, так и групп больных. Для каждого больного  

может быть установлен характерный цветовой ряд. Срав-  

нение этих рядов в динамике, при изменении эмоцио-  

нального состояния больного, представляет значитель-  

ный интерес.  

 

Как дополнительный вариант методики мы использо-  

вали прием соотнесения цветов и оттенков. Для этого из-  

готавливаются эталоны, т. е. карты, окрашенные в основ-  

ные цвета спектра и имеющие форму круга. Соответственно  

каждому цвету обследуемому предъявляют еще три квад-  

ратные карты, из которых одна по цвету совершенно иден-  

тична эталону, вторая окрашена более насыщенным, а  

третья - менее насыщенным цветом. Инструкция пред-  

усматривает необходимость подобрать к каждой карте-эта-  

лону <наиболее к ней подход-ящую квадратную карту>,  

модус деятельности и критерий отбора не уточняются. Ис-  

следуются особенности мотивационной направленности по-  

исковой деятельности и точность регистрации идентичнос-  

ти цветов и оттенков при их сопоставлении.  

 

Шизофрения  

 

При патопсихологическОм исследовании боль-  

ных шизофренией обнаруживаются своеобразные, диаг-  

ностически значимые, изменения мышления, перцептив-  

ной деятельности и аффективно-личностных свойств. Про-  

явления психической патологии при этом носят суммар-  

ный характер, они не могут быть адресованы к одной из  

сфер психической деятельности, поэтому в их описании  

мы будем часто прибегать к характеристике результатов  

исследования, получаемых с помощью той или иной ме-  

тодики, в первую очередь максимально валидных, в диаг-  

ностике шизофренического процесса. В то же время сле-  

дует отметить, что практически не существует методик,  

которые являлись бы совершенно диагностически не зна-  

чимыми при исследовании больных шизофренией. Напри-  

мер, кривая запоминания 10 слов по типу <плато> при от-  

сутствии клинически определяемого снижения памяти  

является косвенным признаком наличия аффективно-лич-  

ностных изменений по шизофреническому типу.  

 

Искажение процессов обобщения и отвлечения у боль-  

ных шизофренией особенно легко выявляется при иссле-  

довании методикой классификации. Распределение кар-  

точек на группы производится больными чрезмерно обоб-  

щенно, без связи с реальным содержанием явлений, либо  

же по несущественным, необычным, неадекватным при-  

знакам. Приводим примеры выполнения задания по ме-  

тодике классификации больными шизофренией.  

 

Больная А. провела классификацию, руководствуясь оконча-  

няями написанных на карточках слов. Так, в одну группу она  

объединила мак. жук, в другую - морковь, гусь. тетрадь, ло-  

 

235  

 

шадь. Отдельные группы она подобрала по количеству букв в  

словах: пила, рыба, коза, слон.  

 

Больная П. при классификации выделила следующие груп-  

пы: живые существа женского и мужского пола; грибы, неоду-  

шевленные предметы мужского, женского и среднего рода; рас-  

тения-мужского, женского и среднего рода; предметы, имеющие  

лишь множественное число; людей мужского и женского пола.  

 

Во втором случае наглядно видно игнорирование боль-  

ной существенных связей, вся классификация проведена  

ею в основном по грамматическому принципу. Весы и часы  

оказываются случайно в одной группе, но не потому, что  

они являются измерительными приборами, а в связи с  

грамматическими особенностями этих слов. В основе клас-  

сификации, проведенной больной П., не лежит какая-то  

единая система. Больная одновременно применила для  

классификации несопоставимые критерии.  

 

Нередко больные шизофренией при классификации  

минуют первый этап выполнения задания и сразу же делят  

все карточки на две (живая и неживая природа) группы.  

 

По характеру проведения классификации больными  

шизофренией нередко можно судить о нарушениях у них  

целенаправленности мышления, приводящих к непродук-  

тивности мыслительной деятельности, хотя выполнение  

отдельных достаточно сложных заданий свидетельству-  

ет, что интеллектуальный уровень у них не снижен. При-  

мером этого является приведенная выше классификация,  

построенная на несопоставимых критериях. Об этом же  

свидетельствует проведение классификации на разных




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 942
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь