Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника



5 страница


Например, я знакомлюсь с Самсоном. Тут же я вспоминаю силача Самсона из Библии. Остается «связать» этих обоих Самсонов, но только не веревками, а какой-нибудь историей. Нужно просто сравнить их. В вашем воображении (ведь о роли воображения для запоминания мы уже говорили) сравните их друг с другом (кто из них сильнее, например) или представьте, что они познакомились. Если вы это сделаете, то считайте, что надолго запомнили своего нового знакомого. Примерно так же я когда-то запомнил Эльдара.  

 

 

Мнемотехника 12  

Запоминаем изречения великих людей  

 

 

«Дайте детству созреть в детях» – эти слова принадлежат выдающемуся французскому мыслителю Ж.-Ж. Руссо.  

Запомнить их очень легко: мысль выражена довольно лаконично. К тому же все слова, кроме «созреть», начинаются на одну и ту же букву «Д». Это может нам пригодиться для запоминания. Можем (на всякий пожарный случай) запастись и другими мнемоническими приемами. Например, сочинить такую фразу: «Дядя Руссо, садись!» Это уже мое «изречение», но оно напомнит мне слова Руссо.  

Я представил, что еду с Ж.-Ж. Руссо в автобусе и уступаю ему место. Эту фразу я уж точно не забуду, и она будет напоминать мне (благодаря тому, что там есть слово «Руссо») слова мыслителя. Вы спросите, как именно? Очень про сто: в слове «дядя» первая и третья буквы напомнят мне начальные буквы первых двух слов. Это поможет мне быстрее вспомнить эти слова («дайте» и «детству»). Далее идет слово «садись», которое, в свою очередь, подсказывает мне слова «созреть» и «детях». В каждом слове только первая и третья буквы (они могут быть и гласные, и согласные) таят в себе подсказку. Это правило я заранее установил для себя, чтобы потом не запутаться. В случае с числами у нас в роли подсказчиков выступали только согласные буквы, поэтому мы могли использовать слова, где в начале есть две согласные. А здесь у нас в начале могут быть и гласные, правда, в нашем случае их нет. Что касается предлога «в», то я его запомнил механически.  

Изречения великих людей мы всегда должны запоминать буквально, слово в слово. Если мы цитируем чью-то мысль, то никакой самодеятельности быть не должно. Иначе получится так, что мы не цитируем, а пересказываем эту мысль своими словами.  

 

 

Часть 3  

Как использовать мнемотехники на школьных уроках  

 

 

 

Ох уж эти уроки  

 

 

В нашей книжечке, дорогие ребята, мы учимся запоминать информацию. А на школьных уроках информация бывает разная: в виде иностранных слов, текстов, формул и т. п. Поэтому далее мы разберем, как запоминать каждый вид информации.  

Но я немножечко пофилософствую, прежде чем перейти к сути дела. Причем это философствование может заложить очень полезный психологический фундамент, на котором мы потом построим здание своих знаний.  

Ну что сказать об уроках? Эх, школа, школа… Первая любовь… Так, меня по-моему не туда потянуло. Есть вещи поважнее. Например, уроки, не правда ли? А любовь подождет. Впрочем, и наполеоновский размах не помешает: почему бы не соединить любовь и стремление к знаниям?  

Бросая в свое прошлое мудрый орлиный взгляд, могу сказать следующее: надо учиться. Выигрывают те, кто понял это раньше. Они учатся и целеустремленно тянутся к знаниям. Они понимают, что потом могут и не успеть освоить всю необходимую информацию. Школьная пора – это золотое время. Это время посева. Лучше всего использовать его на полную катушку, чтобы после собрать хороший урожай. Очень важно вовремя накопить необходимые знания. Ведь знание – это такая капризная штука, что если упустил время, то потом можешь уже и не нагнать. Чтобы что-то узнать, усвоить, запомнить, требуется время, и пока оно у вас есть, не теряйте его зря!  

Так, а теперь, после лирического отступления, вернемся к нашим баранам и зададим себе такой вопрос: можно ли применять освоенные нами мнемотехники, для того чтобы запоминать информацию, полученную на школьных уроках? Ответ на этот вопрос таков: «Да». Вот еще вариант ответа: «Ну конечно, можно. Что за вопрос!»  

Однако эти два ответа, предвижу я, явно не удовлетворят дорогого читателя, пока я не изложу их суть подробнее. Это я и попытаюсь сделать.  

 

 

Тексты  

 

 

Тексты мы обычно либо слушаем (например, на уроке), либо читаем (например, в учебнике). Но при этом мы можем либо просто сидеть и слушать (читать), либо во время слушания (чтения) использовать всякие приемчики, чтобы этот текст хорошо запомнить.  

Во-первых, не забывайте (!), что меньше всего забывается и лучше запоминается то, в суть чего нам удалось проникнуть. То есть то, что мы поняли и осмыслили. Я бы назвал процесс понимания и осмысления любого текста аналитическим запоминанием. Делайте акцент именно на таком запоминании. И к этому прибавляйте всевозможную мнемотехнику. Словом, самый оптимальный результат – это аналитическое плюс мнемоническое запоминание.  

 

Анализ (понимание) урока + Мнемотехника = Наилучшее усвоение урока.  

 

В качестве одной из техник мнемонического запоминания можно называть конспектирование. Это значит, что мы можем по ходу дела в тексте, устном или письменном, выделять главные мысли, основные идеи и записывать их. Конспектирование позже поможет нам более или менее удачно воссоздать в памяти весь текст. Конспектируя, мы уменьшаем объем информации, но это очень даже хорошо: ведь памяти остается меньше работы. Но уменьшение уменьшению рознь. Наша задача не просто выбрасывать какие попало части информации (среди них могут оказаться очень и очень важные), но сделать объем текста меньшим, сохранив при этом его суть.  

Одним из полезнейших (с точки зрения запоминания) вариантов конспектирования является разделение текста на смысловые фрагменты. Выделив такие значимые по смыслу куски, мы можем подобрать ключевые слова или выражения для обозначения сути каждого из них. Я называю такое конспектирование мнемоническим.  

Текст урока при таком подходе превратится в список слов или выражений. Каждое слово поможет вспомнить соответствующую часть текста. Ну а сам список слов мы сумеем запомнить с помощью придуманной истории, героями которой являются слова и выражения данного списка. Об этом мы уже говорили в начале книжки, когда запоминали всевозможные списки.  

Есть два варианта мнемонического конспектирования: устное и письменное. Применяйте и то и другое. Если все время конспектировать письменно, то память станет сильно зависимой от бумаги. Однако совсем без бумаги тоже нельзя, так как наш мозг вовсе не предназначен для того, чтобы заменять собой всевозможные архивы. Наш мозг устроен так, что в нем непрерывно идет процесс забывания. Значит, так надо.  

Итак, слушая (или читая) урок, конспектируйте (устно или письменно), находя ключевые слова к основным мыслям урока. Но все это время ваши аналитические способности пусть будут активными. Пытайтесь понять смысл урока. Понять и далее запомнить – вот все, что нужно нам, друзья мои школьные.  

 

 

Формулы математические, физические, химические  

 

 

Теперь обратим внимание на всевозможные формулы. Но сначала опять же напомню вам два правила запоминания:  

• Сначала нужно понять, потом запомнить.  

• Чем лучше поймем, тем лучше запомнится.  

Так что прежде всего нам придется понимать суть каждой формулы. Ну а как же без этого? Какой смысл без понимания запоминать формулы? Да никакого! Однако со временем формулы (которые мы поняли) накапливаются и из-за этого начинают теряться в памяти. Так что будет полезно применить кое-какую мнемотехнику для их запоминания.  

Ну возьмем, к примеру, формулу суммы первых n членов геометрической прогрессии.  

 

Sn = (b1(qn– 1))/(q – 1)  

 

Допустим, мы поняли эту формулу. Но теперь хотим ее просто запомнить с помощью мнемотехники. Я набрал эту формулу с косой скобкой вместо дробной линии, поэтому и мнемонический прием (далее – МП) применяю соответствующий.  

...  

Снова (Sn) равенство в закрытом (открывающая скобка) помещении, где первый геометрический баран (b1) стучится в дверь (закрывающая скобка), за которой у головастика в n-й степени (qn) отнимают единственную единицу (qn–1), и такую же единицу отнимают в знаменателе у головастика без степени (q –1).  

Слово «геометрический» напоминает мне геометрическую прогрессию, а баран – букву b. А то, что во всем этом есть кое-что странное и смешное, – это тоже неслучайно, ведь странное и смешное, как ни удивительно, лучше запоминается. А это значит: чем больше странности и юмора, тем лучше запомнится.  

А теперь – сумма первых n членов арифметической прогрессии.  

Sn = ((a1 + an)n)/2  

...  

МП: Первый ас (a1) и последний ас (an) арифметически полусложили свои силы (a1 + an)/2, и умножили их на n – ((a1 + an)n)/2.  

Здесь я представляю двух асов (первого и n-ного), которые арифметически полусложили свои силы и умножились на n. Слово «арифметически» намекает на арифметическую прогрессию. Ну а асы у меня – это буквы a, так же как бараны связаны с буквой b и головастики с буквой q. Так мы можем заранее придумать сравнения для каждой из тех букв, которые используются в формулах. И в дальнейшем применять эти сравнения.  

Теперь запомним что-нибудь из физики, например формулу удельной теплоты плавления.  

 

Qпл = ?m,  

 

где Qпл – количество теплоты,  

m – масса тела,  

? – удельная теплота плавления.  

...  

МП: Большой плавленый головастик (Qпл) был равнодушен (=) к ламбаде (? – лямбда) в течение минуты (m).  

И еще формула.  

Закон Кулона:  

 

Fэ = k(|q1| |q2|)/r2  

...  

МП: Законный кулон (закон Кулона) находится в фирменном электронном (Fэ) магазине: за дверью (, где кулон стучится к квартиру, где в своих комнатах (| |) находятся первый и второй головастики (|q1| |q2|), а внизу, в подвале (/) – радиация в квадрате (/r2).  

Скобки у меня обычно ассоциируются с дверями. Если имеем дело с дробью, то числитель и знаменатель могут ассоциироваться со вторым и первым этажами или же с первым этажом и подвалом.  

И наконец, что-нибудь из химии – из области электрофильных реакций.  

 

C6H6 + NO+2? C6H5NO2 + H+  

...  

МП: Центральный (С) и Нападающий (Н) со своими шестерками (C6H6) присоединились (+) к номеру (NO) два (2) с плюсом наверху (NO+2), после чего стрелка (?) повела их к слиянию с номером, но при этом шестерка водорода ослабела и превратилась в пятерку (H5), а номер лишился плюса наверху, но в качестве компенсации за этот ущерб к ним прибавился (+) Нападающий с плюсом (H+).  

Итак, я наглядно показал, что мы можем мнемонически фантазировать и в области всевозможных формул. В этом нет ничего сложного. Это дело привычки. Сначала может все это показаться чем-то странным, ненормальным, громоздким и ненужным, но потом мы убеждаемся, что такой метод хорошо действует на практике, и мы с его помощью действительно запоминаем данные формулы. Ну а если их еще и записывать, то уж и подавно будем запоминать, так как такие записи позволяют дополнительно по вто рить формулу, к тому же включают в усиленную работу зрительную память: мы ведь будем видеть записанную информацию. Так что пусть ваш мозг, дорогие ребята, привыкает к подобным запоминаниям.  

 

 

Таблица Менделеева  

 

 

Ну а теперь попробуем запомнить сразу всю периодическую таблицу химических элементов Менделеева.  

...  

Водород, Гелий, Литий, Бериллий, Бор, Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон, Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор, Аргон, Калий, Кальций, Скандий, Титан, Ванадий, Хром, Марганец, Железо, Кобальт, Никель, Медь, Цинк, Галлий, Германий, Мышьяк, Селен, Бром, Криптон, Рубидий, Стронций, Иттрий, Цирконий, Ниобий, Молибден, Технеций, Рутений, Родий, Палладий, Серебро, Кадмий, Индий, Олово, Сурьма, Теллур, Йод, Ксенон, Цезий, Барий, Лантан, Гафний, Тантал, Вольфрам, Рений, Осмий, Иридий, Платина, Золото, Ртуть, Таллий, Свинец, Висмут, Полоний, Астат, Радон, Франций, Радий, Актиний, Курчатовий, Нильсборий.  

Я не включил в этот список лантаноиды и актиноиды.  

Что же мы можем сделать с этим множеством элементов? Придумать рассказ? Да, точно. И героями этого «триллера» будут элементы таблицы. Итак, поехали.  

...  

Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон), в котором держали животных, и поэтому было много Кала (Калий), так что даже Кольцо (Кальций) загрязнилось, после чего по Кольцевой (Кальций, повторно) поплыли в Скандинавию (Скандий), где мылся Титан в Ванне один (Ванадий). Причем ванна была Хромированной (Хром), а внутрь была добавлена Марганцовка (Марганец). Так что Титан стал совсем сильным, Железным (Железо) и пошел сразиться с Коброй альтернативной (Кобальт). Но Николь (Никель), хозяйка кобры, сказала, что у нее Медовый (Медь) месяц, и постелила Циновку (Цинк) для своей подруги Гали (Галлий), которая, однако, вскоре уехала в Германию (Германий) за компьютерной Мышью (Мышьяк) и возвратилась С Элен (Селен), так что пришлось Бронировать (Бром) номер в отеле, где Крепким тоном (Криптон) Рубил идиотов (Рубидий) направо и налево Строгий (Стронций) директор И три (Иттрий) его работника с Циркониевыми (Цирконий) браслетами, на которых была надпись: «Не убий» (Ниобий), а также записан Молебен (Молибден). Вот до чего Техника (Технеций) дошла! Но техника Рутинная (Рутений) на Родине (Родий) не может Поладить (Палладий) с Сребролюбием (Серебро), так что приходится Кадить (Кадмий) в Индии (Индий) Оловянному (Олово) солдатику, по которому Тюрьма (Сурьма) плачет. И все же некий Тейлор (Теллур) освобождает его и мажет раны Йодом (Йод), чтобы Ксению он нашел (Ксенон), тем более что Цезарь (Цезий) был в Баре (Барий), где стал Лентяем (Лантан) и Гавкал (Гафний), а также Танцевал талантливо (Тантал) под музыку Вольфганга (Вольфрам), из-за чего искРенний (Рений) Осьминог (Осмий) впЕреди (Иридий) на Плотине (Платина) Золото (Золото) и Ртуть (Ртуть) добывал, а Талию (Таллий) имел Свинцовую и Весьма утучненную (Висмут). Весьма Полную (Полоний), без Остатка (Астат). И все – для Родоначальника (Радон) Франции (Франций) и Ради (Радий) Активной (Актиний) ученой деятельности Курчатова (Курчатовий) и Нильса Бора (Нильсборий).  

Ну, как вам такая душераздирающая история?  

Вы можете придумать свою историю – ведь все свое легче запоминается. Если же эта мелодрама кажется вам слишком громоздкой, то можете разделить ее на части и каждую часть запоминать отдельно (при этом последнее звено, то есть элемент, одной истории будет первым звеном следующей). Тогда чувство громоздко сти исчезнет. Впрочем, со временем и громоздкость перестанет вас отпугивать, так как ваши мнемонические способности будут возрастать, развиваться.  

Мы можем также с помощью мнемотехники запоминать порядковые номера элементов, например.  

...  

Гафний – 72-й номер.  

МП: В год моего рождения (в 72 году) гавкала (Гафний) собака.  

Мышьяк – 33.  

МП: Положить мышьяк на 33-й зуб (которого нет). Или еще: две мышки (мышьяк) – троечницы (33).  

Цезий – 55.  

МП: Ну просто проЦеженный и ставший двойным отличником (55).  

Рутений – 44.  

МП: Ну, этот занимается рутинной работой, поэтому и ударник двойной (44).  

Радий – 88.  

МП: Ради (Радий) двух велосипедов (88).  

Полоний – 84.  

МП: Да, делает из 8 половину (4), потому и Полоний.  

Олово – 50.  

МП: К 50-летнему юбилею оловянного солдатика.  

Родий – 45.  

МП: в 45 году солдаты вернулись на Родину (Родий).  

Марганец – 25.  

МП: Опять добавили марганцовки (Марганец), опять двадцать пять!  

Натрий – 11.  

МП: На три (Натрий) учиться хочет Натрий, но единицы (11) лишь досталися ему.  

Хром – 24.  

МП: Хромированная Волга ГАЗ-24.  

Селен – 34.  

МП: Мы говорим: «Три-четыре», и Селен Дион начинает петь.  

Титан – 22.


Просмотров: 1189
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь