Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



2 страница


лог обследует пациента, страдающего психическим забо-  

леванием. Это значительно сказывается на технике прове-  

дения эксперимент его продолжительности, необходи-  

мости учета отношения обследуемого к ситуации экспе-  

римента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в  

 

10  

 

связи с выявляющимися при этом особенностями поведе-  

ния больного, вынужден существенно изменять свою так-  

тику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, ме-  

тодики и т. п.  

 

Р. Рга155е (1966) в качестве основного принципа лю-  

бого психологического эксперимента выделяет необхо-  

димость проверки существования связи между рядами  

факторов. При этом фактор, изменяемый эксперимен-  

татором, называется независимой переменной, фактор,  

изменяющийся под влиянием независимой переменной,  

называется зависимой переменной. Р. Ргае соответ-  

ственно различает два вида психологического экспери-  

мента: спровоцированный эксперимент и эксперимент,  

на который ссылаются. Наиболее часто психологи  

пользуются спровоцированным экспериментом, кото-  

рый, по мнению Р. Рга155е, является самым классичес-  

ким - экспериментатор воздействует на независимую  

переменную и наблюдает вызванные его вмешательст-  

вом результаты.  

 

Об эксперименте, на который ссылаются, говорят в тех  

случаях, когда изменение независимой переменной про-  

исходит вне какой-либо связи с деятельностью экспери-  

ментатора. Типичным примером эксперимента, на кото-  

рый ссылаются, является наблюдение за проявляющими-  

ся нарушениями психической деятельности при повреж-  

дении мозга или психических заболеваниях. Своеобразие  

этих случаев заключается в том, что в отличие от обычно-  

го, спровоцированного, эксперимента, при них экспери-  

ментатор получает возможность наблюдать серьезные и  

нередко необратимые изменения независимой переменной.  

 

Патопсихологический эксперимент в большинстве слу-  

чаев - это одновременно спровоцированный эксперимент  

и эксперимент, на который ссылаются.  

 

Наличие в психологическом эксперименте элементов  

спровоцированного эксперимента и эксперимента, на ко-  

торый ссылаются, объясняет сложную взаимосвязь мно-  

жества факторов, которые должен учитывать патопсихо-  

 

II  

 

лог при обобщении материалов исследования. С. Я. Ру  

бинштейн (1965) видела три способа видоизменения усло-  

вий, влияющих на психическое состояние обследуемого и  

уменьшающих либо увеличивающих присущие больному  

психологические изменения. Первый способ заключается  

в изменении ситуации, в которую на время опыта поме-  

щается больной. Второй, наиболее часто применяемый  

способ заключается в специальном варьировании деятель-  

ности больного. Третий способ отличается от предыдущих  

тем, что изменение состояния психических процессов у  

больного достигается введением определенных фармако-  

логических препаратов.  

 

Это разделение способов воздействия на психическую  

деятельность больного в патопсихологическом эксперимен-  

те необходимо учитывать для соблюдения <чистоты> пре-  

следующего определенные цели опыта. В то же время в  

обычно проводимых патопсихологических исследованиях  

могут наблюдаться элементы перечисленных трех спосо-  

бов воздействия на независимую переменную. Так, мож-  

но исследоргь состояние внимания у больного в абсолют-  

ной тишине либо в обстановке специально воспроизводи-  

мых шумов. Сопоставление результатов снабдит исследу-  

ющего более полной и разносторонней характеристикой  

функции внимания у обследуемого. Исследование памяти  

по методу заучивания десяти слов можно сочетать с вве-  

дением стимулирующих и тормозящих деятельность коры  

большого мозга препаратов (брома, кофеина).  

 

Патопсихолог должен, насколько это возможно, пред-  

ставлять отношение обследуемого к ситуации исследова-  

ния, цели и мотивы его деятельности в процессе выпол-  

нения экспериментальных заданий и постоянно сопостав-  

лять с ними получаемые при исследовании результаты.  

При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависи-  

мости от цели исследования мотивы, которыми руковод-  

ствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда  

совпадают, особенно при экспертной направленности ис-  

следования.  

 

12  

 

В психиатрической клинике патопсихологическое ис-  

следование преследует следующие задачи.  

 

1. Получение данных для диагностики. Данные эти  

носят вспомогательный характер и их ценность обнару-  

живается при сопоставлении с результатами клиническо-  

го наблюдения и в ряде случаев с результатами других  

лабораторных исследований (например, электроэнцефало-  

графии).  

 

Понятно, что патопсихолог не может ставить перед со-  

бой задачу нозологической диагностики в каждом отдель-  

ном случае в связи с получаемыми им данными психоло-  

гического исследования. Нозологический диагноз - это  

задача клинициста-психиатра, который для решения ее как  

раз и должен правильно оценивать результаты патопси-  

хологического исследования. В то же время патопсихолог  

должен помнить о том, что конечная цель комплексного  

обследования, в котором он принимает участие, - это пос-  

тановка диагноза, и обнаруженные им особенности пси-  

хической деятельности больного именно в этом отноше-  

нии представляют особый интерес (если, конечно, иссле-  

дование с самого начала не преследует другие цели, о ко-  

торых речь идет дальше).  

 

Нередко патопсихологическое исследование способ-  

ствует раннему выявлению симптомов психического за-  

болевания и устанавливает их своеобразие. Так, при кли-  

нической картине заболевания внешне иногда оформляю-  

щейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при спе-  

циальном исследовании находит характерные для шизоф-  

рении расстройства мышления и эмоциональности. Этим  

облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующе-  

го шизофренического процесса и появляется возможность  

своевременного начала активной терапии. Или же при на-  

чальных признаках мозгового органического заболевания  

патопсихолог иногда обнаруживает изменения психичес-  

ких процессов, позволяющие рано дифференцировать со-  

судистую, опухолевую или атрофическую природу забо-  

левания. Нередко потребность в уточнении структуры пси-  

 

13  

 

хического дефекта представляется весьма существенной и  

при большой давности болезни, когда врачу мало извест-  

на симптоматика, которой манифестировал психоз. Так,  

психиатры сталкиваются с психопатоподобными состоя-  

ниями, при которых оказывается трудной дифференциаль-  

ная диагностика между психопатией и психопатоподоб-  

ными изменениями личности после шизофрении или ней-  

роинфекции. В этих случаях обнаружение при исследова-  

нии личностных изменений и патологии мышления по  

шизофреническому типу или же изменений памяти, яв-  

лений повышенной истощаемости, нарушений подвижнос-  

ти психических процессов, присущих органическим пора-  

жениям головного мозга, значительно облегчает решение  

клинико-диагностической задачи.  

 

2. Исследование динамики психических нарушений  

в связи с проводимой терапией. Многократно проводи-  

мые в процессе лечения патопсихологические исследо-  

вания могут быть объективным показателем влияния те-  

рапии на течение болезни, свидетельствуют об эффек-  

тивности проводимого лечения, а также характеризуют  

особенности наступления ремиссий и структуры форми-  

рующегося при это психического дефекта, если речь идет  

о процессуальном заболевании. Другими словами, при  

этом изучаются особенности воздействия лечебного сред-  

ства на психоз. Здесь можно выделить два фактора, важ-  

ных для дальнейшей врачебной тактики: первый - роль  

структуры психического дефекта в построении последу-  

ющих реабилитационных мероприятий, второй - извес-  

тное прогностическое значение определяемого при иссле-  

довании состояния психической деятельности больного  

в связи с лечением.  

 

3. Участие в экспертной работе. Психологические ис-  

следования имеют важное значение в проведении судеб-  

но-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не  

только предоставляет данные, облегчающие решение ди-  

агностических вопросов, но и объективно устанавливает  

степень выраженности психического дефекта. В судебно-  

 

психиатрической практике важно не только установить  

наличие ослабоумливающего процесса, но и определить  

степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью  

слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспер-  

тное суждение. Например, мало диагностировать эпилеп-  

сию; следует, если правонарушение совершено не во вре-  

мя припадка или эквивалента, обязательно установить вы-  

раженность психического дефекта, глубины эпилептичес-  

кого слабоумия. То же самое относится и к олигофрении -  

экспертное заключение не ограничивается, например, кон-  

статацией дебильности, но уточняет и степень ее выра-  

женности.  

 

При проведении судебной экспертизы роль психолога  

не ограничивается вопросами нозологической диагности-  

ки и определения степени выраженности психического де-  

фекта. В последнее время психологи все чаще участвуют в  

проведении комплексных судебно-психологических экспер-  

тиз. Судебные психиатры отвечают на вопрос о наличии  

психического заболевания у испытуемого и о выражен-  

ности психического дефекта. Основные задачи психоло-  

гов полно сформулированы М. М. Коченовым (1980). В  

рамках психолого-психиатрической экспертизы психиатр  

дает синдромально-нозологическую характеристику име-  

ющейся патологии, психолог - структурно-динамический  

анализ личности обследуемого. Это особенно важно в слу-  

чаях обнаружения нерезко выраженных форм психичес-  

ких отклонений.  

 

Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у  

обследуемого психического заболевания. Понимание ха-  

рактера совершенного преступления невозможно в этих  

случаях без исследования структуры мотивов и потреб-  

ностей, присущей испытуемому системы отношений, ус-  

тановок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутрен-  

ней психологической структуры личности. Психологиче-  

ская экспертиза производится не только для оценки лич-  

ностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее  

становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые  

 

15  

 

психологом данные способствуют адекватной оценке их  

показаний, помогают судить об их достоверности.  

 

Психологическая экспертиза особенно часто произво-  

дится по делам, в которых фигурируют несовершеннолет-  

ние. При этом определяется уровень их познавательной  

деятельности и характер присущих им индивидуально-лич-  

ностных особенностей. Лишь при такой суммарной оцен-  

ке можно судить о способности обследуемого сознавать  

противоправность своих действий и руководить ими.  

 

В рамках психолого-психиатрической экспертизы час-  

то решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо  

патологического аффективного состояния, а также других  

состояний, повлиявших на него в момент совершения пре-  

ступления (переутомление, страх, горе).  

 

Важное значение имеют установление возможности  

возникновения в определенной ситуации таких состояний,  

как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная  

оценка их влияния на качество выполнения обследуемым  

его профессиональной деятельности.  

 

При проведении посмертной экспертизы в тех случа-  

ях, когда психиатры не находят оснований для диагности-  

ки психического заболевания, психологи, анализируя осо-  

бенности личности погибшего, помогают уяснить моти-  

вы, которыми он руководствовался при совершении тех  

или иных поступков, в том числе и мотивы совершения  

суицида.  

 

Исключительно важна роль психологического иссле-  

дования при решении вопросов военной экспертизы - речь  

идет о диагностике нерезко выраженных форм олигофре-  

нии, стертых проявлений шизофрении (особенно ее про-  

стой формы), психопатий, неврозов, резидуально-органи-  

ческих поражений головного мозга.  

 

В трудовой экспертизе клинический психолог не толь-  

ко обнаруживает признаки заболевания, но и показывает,  

как далеко оно зашло, насколько снижена трудоспособ-  

ность обследуемого, имеются ли сохранные элементы в  

его психике, которые могли бы быть использованы для  

 

16  

 

стимулирования механизмов компенсации психического  

дефекта.  

 

В детской психиатрии психологические исследования  

необходимы для решения вопроса о том, где следует учить-  

ся ребенку - в массовой или специальной школе. Этот  

вопрос должен безошибочно решаться специальными ме-  

дико-педагогическими комиссиями. Так, помещение ре-  

бенка с дебильностью в массовую школу не только отри-  

цательно сказывается на построении педагогического про-  

цесса, но нередко приводит и к невротическим реакциям  

неправильно направленного на учебу ребенка, видящего  

свою несостоятельность при сравнении со здоровыми деть-  

ми. Еще больше травмирует психику ребенка ситуация,  

когда, ошибочно расценив явления педагогический запу-  

щенности, комиссия направляет его на учебу в школу для  

умственно отсталых, хотя в действительности у него не  

наблюдается умственного недоразвития.  

 

4. Участие в реабилитационной работе. Современ-  

ная психиатрия особое значение придает работе по реаби-  

литации и ресоциализации больных. Психиатр не ограни-  

чивается проведением активной терапии и назначением  

больному шизофренией поддерживающих доз лекарствен-  

ных средств, но должен позаботиться и о восстановлении  

больным его положения в обществе - в семье, на произ-  

водстве.  

 

От правильно построенных реабилитационных меро-  

приятий зависит профилактика инвалидизации. Это отно-  

сится не только к шизофрении или органическим процес-  

сам. Практика показывает, как часто отсутствие реабили-  

тационной работы с больными неврозами приводит их к  

тяжелейшей патологии развития личности, лишающей  

 

Реабилитационный аспект деятельности клинического психоло-  

га исчерпывающе представлен в монографиях: Кабанов М. М.  

Реабилитация психически больных, 2-е изд. Л.: Медицина, 1985;  

Клинические и организационные основы реабилитации психи-  

ческих больных / Под ред. М. М. Кабанова, К..Вайзе. М.: Ме-  

дицина, 1980. .  

 

17  

 

///  

 

этих больных трудоспособности и значительно хуже под-  

дающейся лечению.  

 

Реабилитационная работа должна учитывать не толь-  

ко изменения, привнесенные в психику заболеванием, но  

и оставшиеся сохранными элементы эмоционально-лич-  

ностной жизни и интеллектуальной деятельности. Реаби-  

литационная работа может быть эффективной лишь при  

индивидуализированном подходе к больному. В связи с  

этим приобретает большое значение клинико-психолои-  

ческое исследование. При этом изучаются не только осо-  

бенности мышления больного или степень сохранности  

его памяти. Исключительно важно дать характеристику  

личностных свойств больного. Личность больного изуча-  

ется как в медико-психологическом, так и в социальном  

аспектах. При этом большую роль играют данные о пси-  

хологической совместимости больного с окружающими,  

нередко определяющие его правильное трудоустройство.  

 

Психолог должен изучить <социальный климат>, ок-  

ружающий больного после выписки домой, в лечебных  

группа, на производстве. В соответствии с полученными  

данными строится психокоррекционная и психотерапев-  

тическая работа.  

 

Реабилитационная работа не должна ограничиваться  

формальным составлением рекомендаций применитель-  

но к характеру и давности заболевания. Она всегда долж-  

на быть индивидуализированной и проводиться в посто-  

янном контакте с врачами-психиатрами.  

 

Реабилитационная работа психолога может быть ре-  

зультативной лишь при достаточной насыщенности лечеб-  

ного учреждения кадрами психологов, так как она трудо-  

емка и должна проводиться систематически, а не в проме-  

жутках между двумя психологическими исследованиями.  

Реабилитационная работа не должна проводиться в ущерб  

диагностической и экспертной работе клинического пси-  

холога.  

 

5. Исследование недостаточно изученных психичес-  

ких заболеваний. Патопсихологические исследования про-  

 

18  

 

водятся с научной целью для анализа еще недостаточно  

изученных психоватеявпяеских проявлений тех или иных  

психических заболеваний. При такой постановке задачи,  

как правило, проводится исследование больших групп  

больных, подбираемых по наличию у них изучаемых пси-  

хопатологических симптомов. Здесь особую роль приоб-  

ретает статистическая достоверность получаемых данных.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1654
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь